Jan 10, 2013 16:09
Русский поэт, художник, переводчик и литературный критик Максимилиан Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве, предки его отца Кириенко-Волошины происходят из древнего запорожского казачьего рода. Менее чем через год после рождения будущего поэта, семья переезжает в Таганрог, где прошли два года жизни будущего поэта. Сохранилась первое фото Волошина, сделанное в возрасте десяти месяцев. Фотография сделана в ателье Симона Исаковича, располагавшемся на улице Петровской 82 и знаменитого рядом фотопортретов Чехова и работой Куинджи, в качестве ретушера. С Таганрогом связаны первые детские воспоминания Волошина. Когда Максимилиану было около трех лет, семья распалась, и мать увезла его в Севастополь.
Следующая встреча с донским краем произошла спустя 30 лет. В сентябре 1918 года Волошин подумывает о лекционном турне по южным городам в надежде на заработок. 26 октября 1918 года он пишет своему ростовскому знакомому Эммануилу Филипповичу Ципельзону: «Вероятно у Вас был мой друг (Ваш ростовский художник Дмитрий Степанович Фёдоров). Он хотел поговорить с Вами о моих лекциях в Ростове». В Ростов Волошин собирался прибыть в феврале 1919 года. Но выехать из Одессы, куда Волошин поехал вначале своего турне, удалось лишь в мае 1919 года, причем поехал Максимилиан Александрович домой в Коктебель. Идет гражданская война и на Юге России власть меняется с пугающей частотой.
Несколько слов о упомянутых выше адресатах Волошина. В то время журналист Э.Ф.Ципельзон ( 1890-1971), вместе с женой Елизаветой Романовной проживал в Ростове в собственном доме по адресу Средний проспект (ныне пр. Соколова) 27. В виду того, что нумерация домов в Ростове за последние 100 лет менялась, определить сохранилось ли это здание практически невозможно. Но находилось оно между Малой Садовой (Суворова) и Пушкинской. В дальнейшем Эмманиул Филиппович из Ростова-на-Дону уехал в Москву и стал известнейшим в стране библиофилом и коллекционером редких книг и автографов. С его именем связано много баек. До сих пор книги из коллекции Ципельзона то и дело мелькают на аукционах антикварной и букинистической литературы. Художник Дмитрий Фёдоров (1890-1963) жил в Ростове и многие старейшины ростовского цеха изобразительного искусства его еще помнят.
Однако в Ростов Волошин в 1919 году всё же приехал. Происходит это не в связи с лекциями, а в связи с делом генерала и профессора Никандра Александровича Маркса.
Никандр Маркс , палеограф, историк, археолог, фольклорист, действительный член Московского археологического общества, генерал-лейтенант российской армии, командующий войсками Одесского военного округа был активным участником революции 1905 года В 1917 году перешел на сторону большевиков. В 1919 году комиссар народного просвещения в Феодосии. В этом же году, когда в город вошли белые, Н.Маркс был арестован, и доставлен в Екатеринодар (ныне Краснодар), подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. Большую в роль в защите Маркса от самосуда и смягчении приговора( практически условное наказание) сыграл и Максимилиан Волошин, оставивший воспоминания «Дело Н. А. Маркса».
Вот что пишет сам Волошин о посещении Ростова-на-Дону в июле 1919 года( за несколько дней до вынесения приговора генералу Марксу- 15 июля 1919) : «Незадолго до конца дела Маркса и моего пребывания в Екатеринодаре, я устроил свой публичный вечер чтения моих стихов о революции.
У меня уже давно были приготовлены статьи с описанием обстоятельств, которые вызвали написание всех моих стихотворений о Революции, так что я предварительно рассказывал, а потом читал стихи. Также я выезжал в Ростов на три дня для того же. Останавливался у Кедровых, видел Толузакова Перешел с ним на “ты”. Помню, как в Ростове я вспомнил и записал, сидя на скамеечке против гор[одского] сада, всего “Протопопа Аввакума” (Поэма Волошина). Текста его со мной не было, а читать его было необходимо. Я дал его переписать по записанному мною - и русский текст оказался умопомрачительным. Барышня-машинистка вложила в свою работу всю свою добросовестность. Но мой почерк, карандаш и старинный язык XVII века дали эффекты невероятные.
Через 3 дня меня вызвали обратно телеграммой в Екатеринодар. Сообщали, что суд над Марксом будет через несколько дней и что мое присутствие необходимо.»
Из текста следует, что в Ростове Волошин пробыл по всей видимости в течении трех дней в период не позднее 9 июля 1919 года.
Ростов в это время был наполнен многими знакомыми Волошина, но они сами гости города. Ростов без сомнения выиграл во всех отношениях от страшных пертурбаций 1917-1919 годов.. Происшедшие передвижения счастливо отразились на его культурной жизни.
Как ни парадоксально звучит, но кровавый 1919 год оказался достаточно насыщенным с точки зрения художественной. Именно Ростов-на-Дону в 1919 году стал одним из самых притягательных мест для столичных беженцев. В Киеве, Одессе, Харькове, Крыму, куда вначале бежали москвичи и петроградцы, первую половину года у власти были Советы, а в Ростове сосредоточилось деникинское командование. В феврале 1919 года в Ростов переместилось из Екатеринодара деникинское осведомительное агентство (Осваг) - крупный пропагандистский центр, привлекавший к работе литераторов, художников, музыкантов, актеров - столичных и провинциальных, в огромном количестве скопившихся в городе. Огромное количество беженцев - главным образом, представителей интеллигенции, стало благоприятной базой для деятельности различных учреждений науки и искусства. Не нарушались, заложенные с дореволюционных времен, традиции художественных выставок. Весной 1919 года группой русских художников совместно с Союзом художников-армян в Ростове-на-Дону была устроена выставка «Лотос» с участием М. Сарьяна, В. Адена, Н. Харитонова, М.Волошина, архитекторов Н. Лансере, А. Оля. Было представлено 342 произведения живописи, прикладного искусства, архитектуры (проекты) .Осенью двести шестьдесят две картины и скульптуры были представлены на выставке «Салон» В мае 1919 года в Ростове-на-Дону открылась выставка памяти Корнилова. К процедуре открытия выставки были привлечены лучшие художественные силы тогдашнего Ростова. На открытии звучали стихи о России, играл оркестр, пел участник знаменитый Николай Кедров.
Были и вполне профессиональные коллективы, например «Гротеск», отличавшийся блестящим составом исполнителей.( о нем спустя три года писал в своей статье Осип Мандельштам), начинали репетиции будущие участники «Театральной мастерской».
В Ростове-на-Дону гастролировали знаменитый певец Леонид Собинов, примадонна российской оперетты В. Пионтковская, Александр Вертинский, Влас Дорошевич, Аркадий Аверченко и многие другие столичные мастера.
Продолжали работать книгоиздательства, в том «Аралэзы», судя по отрывочным архивным данным, имевшее прямое отношение к семье М. С. Шагинян, конкретно - к ее мужу - известному впоследствии искусствоведу, переводчику с армянского, а тогда молодому кандидату исторических наук Я. С. Хачатрянцу В соответствии с потребностями политики большую часть книжной продукции, издававшейся в Ростове-на-Дону, составляла публицистика и художественная литература агитационной направленности. Среди ее авторов - такие известные писатели как Е. Чириков, И. Наживин, И. Сургучев, а так же местные авторы В.Севский(Краснушкин),Р.Кумов,Ф.Крюков, П. Т. Герцо-Виноградский (Лоэнгрин),
Останавливался Максимилиан Александрович, как мы видим у певца Николая Николаевича Кедрина (1871-1940), проживавшего в Ростове, по данным записной книжки Волошина по адресу пр. Покровский 79 (ныне переулок Журавлёва). Кроме вышеперечисленных адресов в записной книжке Волошина указаны следующие ростовские адреса:
Композитор М.Ф.Гнесин( 1883-1957) пер.Средний (Соколова) 53
Актриса Фрима Бунимович(1897-1963) ул.Б.Садовая 114
Издатель Борис Алексеевич Суворин (1879-1940) Б.Садовая 100
Журналист ОСВАГа Борис Владимирович Богуславский с женой Натальей Викторовной, Николаевский переулок( пр.Семашко) 44
Поэт Алексей Ефимович Гутнер, высылавший свои стихи Волошину ул.Никольская (Социалистическая) 147.
За эти три дня Волошин встретился с Мариросом Сарьяном и Мариэттой Шагинян, жившими в Нахичевани, временным ростовчанином Сергеем Толузаковым, военным корреспондентом, человеком которому посвящено стихотворение Волошина «Молитва о городе». Толузаков проживал по адресу пер.Казанский (Газетный) 81.
В это время в Ростове проживали так же другие знакомые Максимилиана Александровича, но у нас нет сведений о встречах с ними.
Это:
Начальник отдела Осваг Александр Грунау
Генерал Владимир Николаевич Колюбакин Старопочтовая(Станиславского) 29
Скульптор Константин Константинович Рауш фон Траубенберг с супругой Натальей Владимировной Никольская(Социалистическая) 54 ( в соседнем 50 доме жила семья врача Иосифа Израильевича Гербстман, известного любителя поэзии и отца Нины Грацианской и Александра Гербстмана)
Муж Мариэтты Шагинян, уже вышеназванный филолог Яков Самсонович Хачатрянц, Вторая Софийская (Первомайская) 10
Писатель Леонид Евгеньевич Габрилович( 1879-1953)
Драматург Владимир Александрович Хавкин( 1879-1935).
Собеседниками поэта, как то общаться с ним могли и Цина Осиповна Эльштейн(проживала Крепостной-Строгановский), доктор Бельский(работал в горбольнице на углу Большой Садовой и Николаевского(Островского)), супруги Яков Михайлович и Софья Целестовна Миниович(Б.Садовая 29), все они летом 1918 года были на отдыхе в Коктебеле и им через ципельзона передавал привет Волошин.
О встречах с Волошиным во время южных путешествий вспоминает Тэффи. «В Новороссийске, в Екатеринодаре, в Ростове мелькал круглый берет на крутых кудрях, разлетайка, гетры». «Везде он гудел во спасение кого-нибудь и слышались стихи»
9 июля (то есть это как максимум последний день пребывания в Ростове Волошина) Мария Кудашева(Кювилье), впоследствии супруга Ромен Роллана посылает «вдогонку» письмо Волошину: «Ты меня потряс в Ростове своими стихами». Следует заметить, что на ростовских краеведческих интернет-сайтах мелькает информация, что Волошин сочинил два стихотворения под впечатлением ростовских путешествий, где упоминается наш город. Это стихотворения «Буржуй» и «Спекулянт». Действительно эти стихотворения написаны в августе 1919 года в Коктебеле и весьма возможно, что на их создание поэта подвигли впечатления полученные от посещения Ростова и других городов Юга России.
Впечатления Кудашевой (Кювилье) подтверждают и другие слушатели стихов, среди которых были офицеры Добровольческой армии, неоднозначно реагировавших на неподобающе пацифистские выступления Волошина или его высказывания в духе : «Я молюсь и за красных и за белых». Тем не менее Осваг распечатал несколько стихотворений в виде листовок- «Святая Русь», «Петроград», «Матрос», «Красногвардеец».
Как я уже писал выше, Волошин принял участие в выставке «Лотос», организованной Мартиросом Сарьяном. В Ростове он оставил несколько пейзажей. Два пейзажа Волошина купил художник А.Черных, еще две акварели остались на выставке. В 1920 году они попали в музей изобразительного искусства и древностей. В запасниках Ростовского музея изобразительного искусства эти четыре пейзажа хранятся до сих пор, а известный ростовский музейщик, художник и искусствовед Валерий Васильевич Рязанов даже написал статью об истории этих акварелей и опубликовал её в журнале «Художник».
Последняя встреча Волошина с Ростовом-на-Дону была краткой. 24 января 1928 года Максимилиан Александрович сделал остановку по пути в Кисловодск. Весь день он провел у жившего и работавшего в Ростове своего двоюродного брата, журналиста и литератора Якова Александровича Глотова, которого не видел с 1917 года. К сожалению, определить в каком доме проживал Яков Глотов пока не удалось.
В Париже, во дворе дома на бульваре Экзельманс 66, перед особняком Эйфеля, как бы анонимно, без подписи и “прописки“, подобно “тайному эмигранту” находится бюст Волошина. В Ростове памятника Волошину конечно нет, как нет памятников многим другим поэтам и писателям посещавшим наш город. В последние годы в городе, тем не менее, появляются скульптуры купцу с котом, девушке с водоразборной колонкой, девушке-цветочнице, горожанину с газетой на скамейке. Может быть современным меценатам и благотворителям подумать о том, что бы создать скульптуры поэта Волошина, сидящего на скамеечке на Садовой перед городским садом и переписывающего поэму, поэта Гумилёва стоящего перед входом в особняк купцов Черновых или поэта Окуджаву, бредущего с гитарой по улице Горького к дому своего знакомого поэта Григорьяна?
Памятник Максимилиану Волошину есть, конечно в Коктебеле, он был открыт летом 2009 году. Автор - московский скульптор Анатолий Григорьев. А вот спонсор - ростовчанин Владимир Бабушкин.
Эта фигура из бронзы высотой чуть более 2 м находится на Набережной поселка, на площади перед Домом-Музеем. Волошин изображен в коктебельском духе: в легких сандалиях, в балахоне, с прогулочной тростью. Его левая рука поднята во вдохновенном порыве и направлена к сердцу, глаза смотрят в высь. Памятник установлен на постаменте из дикого камня, на котором - табличка с небольшим четверостишием из Волошина.
Сарьян Мартирос,
1920-е,
Ростов,
1910-е