Квартирник состоялся 25 ноября 2011. Вика Ломаско рассказала об обстоятельствах создания графического судебного репортажа "Запретное искусство", о суде над организаторами выставки "Запретное искусство-2006". Под катом фрагменты обсуждения. В нём принимали участие художник Авдей Тер-Оганьян и создатель сайта "Запрещённое искусство" Анна Бражкина посредством скайп-конференции.
1
Анна Бражкина: "Суд над организаторами выставки "Запретное искусство" - самый известный уголовный процесс против современного искусства в новой России. Он коснулся 13 международно признанных художников, повлек за собой увольнение обоих кураторов выставки со своих рабочих мест и привел к принципиальной перемене стратегий деятельности Сахаровского центра и Отдела новейших течений Третьяковской галереи.
Это сложносоставное событие развивалось в течение трех лет с более или менее активным участием почти 7 тысяч человек, включая первых лиц РПЦ, нескольких министров, мэра столицы, ряда депутатов ГД и руководителей почти всех крупных арт-институций и всех крупных правозащитных организаций России, а также около 3000 деятелей культуры, журналистов, ученых, правозащитников и юристов в России и за рубежом и более 4000 тысяч активистов из православной среды.
Особенностью случая было то, что уголовное дело о выставке "Запретное искусство" в 2007 существовало на историческом фоне готовящихся выборов Президента РФ; площадка выставки, Сахаровский центр, исполняла роль штаба наиболее одиозного кандидатов от оппозиции, а директор Сахаровского центра и одновременно один из организаторов выставки, Юрий Самодуров, был доверенным лицом этого кандидата - бывшего советского диссидента Владимира Буковского, ныне - лондонского ставленника беглого олигарха Бориса Березовского. После полного поражения либералов в избирательных кампаниях 2008, Юрий Самодуров вошел в инициативную группу по новому объединению российской либеральной оппозиции.
Не менее сложным на его рабочем месте В Третьяковской галерее было и положение другого организатора "Запретного искусства" - Андрея Ерофеева, также в виду причин, связанных не с самой выставкой "Запретное искусство", а с крупным международным скандалом вокруг другой выставки - "Соц-арт" - которую Андрей Ерофеев курировал в качестве сотрудника Третьяковской галереи.
Несмотря на сугубо политические подоплеки судебного процесса над выставкой, последствия осуждения ее организаторов привели к непосредственным переменам не столько в политике, сколько на российской художественной сцене.
Одним из последствий суда над "Запретным искусством" стали попытки сближения художественного сообщества с РПЦ и реализация первого совместного проекта "современных художников" и церкви - выставки "Двоесловие".
Другим последствием стала ревизия Государственной коллекции современного искусства, хранящейся в Третьяковской галерее и собиравшейся Андреем Ерофеевым с конца 1970-х. На наш взгляд, целью этой ревизии является доведение состояния коллекции до состояния "общественной приемлемости", прежде всего с т.з. РПЦ.
Все эти "боковые" ветки основного сюжета мы выделили на этом сайте в отдельные случаи, а именно - выставку "Соц-арт", случаи "Увольнение Андрея Ерофеева из ГТГ", "Ревизия "коллекции Ерофеева" и "Выставка Двоесловие". Возможно, будет выделено в отдельный случай и "Увольнение Юрия Самодурова из Сахаровского центра".
Хочется подчеркнуть общую циничность описываемых событий: в результате борьбы интересов разнонаправленных политических сил от руководства двумя важнейшими российскими институциями - главным правозащитным центром страны и главной государственной коллекцией современного искусства - были отчуждены их создатели, люди, для который создание этих институций было делом всей их жизни".
http://artprotest.org/index.php?option=com_content&view=article&id=631&chtoto=2007-2010-&catid=4&2011-03-04-14-58-14=&ordering2=4&Itemid=4 2
Авдей Тер-Оганьян: Это была слабость Ерофеева, что он сделал выставку “Запретное искусство-2006» в Сахаровском центре. Нельзя было выбирать себе таких партнёров, как Самодуров, несимпатичных по большому счёту. Вика говорила, что в начале суда над Ерофеевым и Самодуровым все думали, что ничего не будет, что процесс рассыпется, а оказалось, что это серьёзно. Культурные предпочтения и стереотипы нашей интеллигенции - вот настоящая проблема. Большинство постсоветской интеллигенции лояльно относятся к православной церкви. Что мы видим сейчас? Выползли все мракобесы. Они выросли в позднесоветское время. Вся официальная советская культура не была левой нисколько. А была мафиозной, бюрократической и формальной. От всего этого идеологического искусства просто тошнило. Все картины на тему труда, все памятники - героям войны и революции. Наше поколение в это не верило. Интеллигенция часто ориентировалась на ценности церкви - церковь же была гонима. Советская пропаганда была настолько фальшива, что все склонялись к чему-то этакому «духовному». В перестройку к власти пришли ярые антисоветчики и антикоммунисты. Церковь была взята ими в союзники. Причём с помощью интеллигенции и проводимой ею клерикальной пропаганды. Я считаю, что религия с современностью несовместима. Пока интеллигенция не вернётся к авангардистской, модернистской модели развития культуры, прогресс общественной жизни невозможен. И без внедрения политических категорий в искусство невозможно разобраться ни с чем.
Вика сделала прекрасную книжку. Мне она нравится. Но на мой взгляд такие тенденции в искусстве поддерживать не будут. Конечно, хорошо, что есть порядочные люди. Это очень приятно, что люди сопротивляются. Но всех этих людей сомнут на х…й и сметут с площадок общественной культурной жизни. Церковники уже победили. Вот такие мои прогнозы. Церковники позиционируют себя в качестве обладающих презумпцией истины, якобы у них есть контакт с «высшими силами». В такой ситуации надо говорить, что такое религия сегодня. Я не призываю к дискриминации верующих, но церковь должна быть лишена того статуса, которым её наделяет современное российское государство. Дело Ерофеева и Самодурова - громкое. Под разборку со стороны церковников попал человек статусный, Ерофеев. На момент начала суда Ерофеев был начальником отдела новейших течений Третьяковской галереи. По сути это он должен был решать, что можно выставлять, а что нельзя. Он специалист. Его увольнение - это фундаментальный проигрыш. Его хоть защищали. Меня защищали вяло, а Мавроматти не защищали вообще. Мы видим, что общественная защита происходит сообразно статусу. В человеке сидит вера в прогресс, вот Вика радуется, что книжку «Запретное искусство» издали. А я вижу не прогресс, а колоссальный регресс и боюсь, что лет через пять всё оппозиционное искусство будет объявлено маргинальным и лишится всех публичных площадок и доступа к сми.
3
Виктория Ломаско: Авдей, я хочу заступиться за Самодурова. Во время судебного процесса я узнала его, как очень идейного человека, у него была самая жёсткая и последовательная позиция. Он ожидал суда за эту выставку и был готов к тому, что может попасть в тюрьму. Его нельзя ни в чём упрекать. И у меня, и у моего соавтора Антона нет ощущения прогресса общественной жизни, наоборот, настроения мрачные. Дня за два до поездки в Ростов я видела Андрея Ерофеева. В России происходит страшная вещь - убийство талантливого человека как куратора, потому что с момента выставки «Запретное искусство-2006» он не смог больше сделать ни одной выставки.
4
Анна Бражкина: На моём сайте «Запрещённое искусство» больше ста случаев запрещения произведений искусства. В большинстве случаев вмешивается политика. Информация о случаях запрещённого искусства нигде не систематизируется и не анализируется. Вике - большое спасибо за то, что она визуализировала образы православных, которые для художников до этого были совершенно закрыты и непонятны. Это очень важная вещь - показать участников процесса. Мне кажется, всё было бы проще и яснее, если бы люди были друг другу представлены. Вика сделала шаг в этом направлении. Контакт живых представленных друг другу людей должен состояться хоть в какой-то форме. Я не говорю о дружбе. Но представление людей друг другу - это один из способов уменьшения социальной разобщённости и степени насилия в отношении инакомыслящих. Это прекрасно знают политтехнологи, которые даже собачку Путина показывают по телевизору, люди лучше его узнают и поэтому лучше к нему относятся.
Авдей: Это способ наёбки.
Анна: Нет, это не способ наёбки. Авдей занимается войной с православными, а я занимаюсь информированием. Поэтому у нас разные подходы к проблеме.
Авдей: Графический судебный репортаж - штука весьма ограниченная. Это очень уместно в суде, но когда мы выходим за пределы суда возникает вопрос «А на х…я рисовать?» Это ведь не вполне достоверно. Графический репортаж - очень локальная вещь. Современное искусство существует больше ста лет. Возникновение современного искусства связано с крахом большого реалистического проекта, который реализовывался в 19 веке, в силу его неподлинности. Стало понятно, что реалистическая картина, активно пропагандировавшаяся и в советское время, не отражает реальность. Мы видим картину, а не реальность. Реализм кончился в 19-ом веке, и надо это понимать. На фоне исчерпанности московской художественной ситуации, коммерциализации искусства многие формы современного искусства выдохлись, стали скучны, они бесконечно тиражируются. Может поэтому и складывается впечатление, что возврат к картине, к реализму что-то изменит. Этот возврат возможен только локально, только на уровне моды. Сюрреализмы и концептуализмы зае..ли, вот и появляются идеи «вернуться к истокам». Но на самом деле это не более чем мода. Вике хочу сказать вот что: современное искусство интермедиально, нельзя держаться за форму графического репортажа, нельзя строить своё искусство на нём. Это один из медиумов.
Вика: Хочу поблагодарить Аню за комментарий. Он очень в тему. У меня были те же самые соображения, что надо узнать о персонажах «Запретного искусства» побольше и поближе. Я поделилась этими соображениями с Ерофеевым. Он сказал: если ты захочешь в их мир войти - это реально опасно. Он рассказал об угрозах его семье, о том, что православные активисты выследили, где он живёт. Мне Ерофеев сказал так: тебе не удастся сидеть на двух стульях, ходить рисовать этот репортаж и видеться с ними где-то ещё. Позднее у меня был ещё один графический репортаж для Либерасьон о православных активистах, но не задействованными в радикальных организациях. Вопрос Авдею: что тебе нравится из молодого протестного искусства?
Авдей: Мне была симпатична группа Война. И сейчас к их акциям отношусь позитивно. Самое главное - это независимость от арт-системы, которая предназначена для зарабатывания бабла. Она деформирует все смыслы. «Война» была независима, этим она и привлекала. Сейчас в протестном искусстве намечается тупик. Ситуация предвыборная. Власть реагирует жёстко на «антиобщественные» выходки, жёстко карает. У художников должна быть сила, которая имеет возможность их защищать. А эти силы нам известны - правая либеральная правозащитная среда. Эти люди мне крайне несимпатичны. А других - нет. Если же человек выступит сам по себе, то его просто уроют. Да он и вообще не выйдет к зрителю. Ему не предоставят выставочные площадки, его работы не будут представлены в прессе. Если с ним что-то случится - его посадят. Стратегии конфликтного уличного искусства в тупике. Плутцер начал сотрудничество с правыми либералами, привёз работы Войны в Прагу и здесь они имеют совершенно другой смысл: в Европе всё за…бись, а в России нарушают права человека. И это на самом деле работа на антирусских империалистов. Очень сложная ситуация. Политическим искусством стоит называть не то искусство, которое на улице, на которое реагирует милиция, которое тащат в суд. Вика, у меня есть претензии к тебе и Антону. Вот вы делаете репортаж про Ерофеева и тут же про Ходорковского. А ведь Ходорковский - вор. Вот это и есть правая либеральная позиция. И в данном случае защищая права человека, защищают права человека с деньгами. Современное искусство перестало выполнять свою главную функцию, перестало быть авангардом, от этого термина отказались. Авангард и есть война, это военный термин. И современное искусство воюет с традиционной консервативной культурой. Это культурная война. Без стрельбы и битья морд, но это война, а не толерантный диалог, когда все по кругу высказались, поапплодировали друг другу и разошлись. Авангард отрицает фундаментально всю консервативную культуру. И он должен победить.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29