Друзья, извиняюсь за повтор, хочу вынести из комментариев небольшой фрагмент беседы Веры Котелевской со слушателями во время чтений "Береговой географии" в ДГПБ 15 июля 2011 года.
Вера Котелевская на презентации "Береговой географии". Июль 2011.
Крашеница: «Береговая география», как мне кажется, принадлежит к высокому поэтическому стилю в современной поэзии. Не кажется ли вам, что эта художественная стилистика предоставляет мало возможностей для правдивого художественного высказывания о современном человеке?
Вера Котелевская: Каждый автор должен признать свою ограниченность. И в этом его сила. Мой мир такой. Он, может быть неполон с вашей точки зрения. Более того, он неполон и с моей точки зрения как читателя. Если я почитаю эту книжку отстранённо (указывает на книгу «Береговая география») , мне это покажется каким-то определённым частным взглядом на реальность, каким-то определённым типом отношения к миру, к человеческим отношениям. Я не вижу в этом ничего странного, ничего для себя трагического. В литературе важно выбрать свой ракурс. Важно, вот как на этих картинах (показывает на работы ростовского художника на стенах конференц-зала библиотеки) не использовать розовый, фиолетовый и зелёный одновременно, а выбрать свою гамму, внутри этой гаммы находиться и развиваться. В искусстве есть стили радикальные провокационные. Они работают с низкими слоями реальности, с коллективным бытием. А есть стили камерные. У меня ведь неслучайно появляется в стихах аналогия с графикой. Графика - аристократический вид искусства, вымирающий, требующий скрупулёзности, самоограничения в цвете. Хотя ваш вопрос понятен. Когда я читаю современных поэтов, я понимаю, что, может быть, мои стихи выглядят более архаическими. Я работаю на уровне более тонких и менее слышимых смыслов, на уровне камерных интонаций. Вы ведь не станете сравнивать рок-концерт и игру флейты-соло? Я не пытаюсь объять необъятное. Самоограничение - это самое сложное, что должен постичь автор, если он хочет хоть что-то своё сказать в поэзии.
Вопрос читательницы из Таганрога: Вы как-то видите своего читателя?
Вера Котелевская: Я очень чётко вижу своего читателя. Это человек, который должен обладать культурным багажом - у меня много текстов, которые имеют ассоциации эстетические. Без этого не будет уловлен смысл. Это должен быть эстет, человек, живущий искусством, дилетантски живущий или живущий профессионально. Это должен быть человек с достаточно тонким слухом. Современная жизнь сильно притупила наше восприятие нюансов: мы получаем много информации, и нам трудно расслышать подробности, детали. Нам трудно остановиться, вглядеться. Мой читатель должен быть человеком медленного созерцания, это человек созерцательный. У него должно быть пристрастие к знакам и словам, он умеет получать от этого удовольствие. И это, конечно же, не человек с радикальным мироощущением, который хочет всё изменить, который недоволен этим миром. Мой читатель - это человек. который принимает мир таким, какой он есть.
Николай Михайлович Скрёбов: Когда вы начали писать стихи?
Николай Михайлович Скрёбов. Июль 2011.
Вера Котелевская: Стихи я писала всегда. Я стала это делать сознательно лет с девятнадцати: филфак, головокружение от моря новой литературы... Поэтическое творчество у меня не конкурировало ни с чем другим. Журналистикой я занимаюсь совсем недавно, 4 - 5 лет. Я чувствую себя в журналистике любителем в некотором смысле, а поэзия - это всегда. Я не публиковала свои стихи, наверное, потому что было много сомнений. Когда ты филолог, прекрасно понимаешь, что есть, и где ты. Должны были уйти какие-то страхи, появиться какая-то наглость…
Николай Михайлович Скрёбов: Поэт вы - прежде всего и более всего, не в укор тому, что вы делаете как журналист и преподаватель. Хочется пожелать вам, чтобы это так и оставалось.
Вера Котелевская: Спасибо.
Нина Огнева: У меня не вопрос, а очень краткий субъективный комментарий. Вера Котелевская - человек с детства воспитанный в культуре, в культуре мировой, отечественной. Это не был внезапный интерес к литературе и искусству в 25 лет. Есть большая разница, между человеком с детства живущим в культурной среде и человеком, которому всё это недоступно, но человек обладает некоторыми дарованиями природными и в 20-30 лет начинает постижение культуры. Разница в результатах будет потрясающая, катастрофическая. Поэта спрашивают: когда Вы начали писать? А я думаю, важнее вопрос: когда Вы начали читать? Вот это играет реально большую роль. Это привлекло меня в стихах Веры Котелевской - наличие культурной базы, узнаваемость и синхронность культурных ассоциаций. Вера, спасибо Вам.
Нина Огнева. Июль 2011.
Читательница из Таганрога: Каковы Ваши взаимоотношения с верлибрами, с рифмами?
Вера Котелевская: Я пользуюсь и тем и другим. Но мне гораздо ближе рифмованный стих, потому что я люблю музыкальность, переклички. Я люблю делать внутренние рифмы, не сразу считываемые внутри строф. Верлибры я использую редко, и это не всегда удачно. Работаю в классической технике. Обращаю внимание на звуковую палитру. Ничего радикального я со стихом не делаю, пишу скорее на полутонах, извлекаю маленькие нюансы - мне это интересно. Иногда люблю делать сбои, когда рифма идёт, потом её нет, потом она вновь появляется, чуть-чуть обманывать читательские ожидания.
Сергей Сущий. Июль 2011.
Click to view
Вера Котелевская читает стихи из книги "Береговая география".