Презентация книги Веры Котелевской "Береговая география" в ДГПБ.

Oct 18, 2011 23:36

Друзья, извиняюсь за повтор, хочу вынести из комментариев небольшой фрагмент беседы Веры Котелевской со слушателями во время чтений "Береговой географии" в ДГПБ 15 июля 2011 года.



Вера Котелевская на презентации "Береговой географии". Июль 2011.


Крашеница: «Береговая география», как мне кажется, принадлежит к высокому поэтическому стилю в современной поэзии. Не кажется ли вам, что эта художественная стилистика предоставляет мало возможностей для правдивого художественного высказывания о современном человеке?
Вера Котелевская: Каждый автор должен признать свою ограниченность. И в этом его сила. Мой мир такой. Он, может быть неполон с вашей точки зрения. Более того, он неполон и с моей точки зрения как читателя. Если я почитаю эту книжку отстранённо (указывает на книгу «Береговая география») , мне это покажется каким-то определённым частным взглядом на реальность, каким-то определённым типом отношения к миру, к человеческим отношениям. Я не вижу в этом ничего странного, ничего для себя трагического. В литературе важно выбрать свой ракурс. Важно, вот как на этих картинах (показывает на работы ростовского художника на стенах конференц-зала библиотеки) не использовать розовый, фиолетовый и зелёный одновременно, а выбрать свою гамму, внутри этой гаммы находиться и развиваться. В искусстве есть стили радикальные провокационные. Они работают с низкими слоями реальности, с коллективным бытием. А есть стили камерные. У меня ведь неслучайно появляется в стихах аналогия с графикой. Графика - аристократический вид искусства, вымирающий, требующий скрупулёзности, самоограничения в цвете. Хотя ваш вопрос понятен. Когда я читаю современных поэтов, я понимаю, что, может быть, мои стихи выглядят более архаическими. Я работаю на уровне более тонких и менее слышимых смыслов, на уровне камерных интонаций. Вы ведь не станете сравнивать рок-концерт и игру флейты-соло? Я не пытаюсь объять необъятное. Самоограничение - это самое сложное, что должен постичь автор, если он хочет хоть что-то своё сказать в поэзии.
Вопрос читательницы из Таганрога: Вы как-то видите своего читателя?
Вера Котелевская: Я очень чётко вижу своего читателя. Это человек, который должен обладать культурным багажом - у меня много текстов, которые имеют ассоциации эстетические. Без этого не будет уловлен смысл. Это должен быть эстет, человек, живущий искусством, дилетантски живущий или живущий профессионально. Это должен быть человек с достаточно тонким слухом. Современная жизнь сильно притупила наше восприятие нюансов: мы получаем много информации, и нам трудно расслышать подробности, детали. Нам трудно остановиться, вглядеться. Мой читатель должен быть человеком медленного созерцания, это человек созерцательный. У него должно быть пристрастие к знакам и словам, он умеет получать от этого удовольствие. И это, конечно же, не человек с радикальным мироощущением, который хочет всё изменить, который недоволен этим миром. Мой читатель - это человек. который принимает мир таким, какой он есть.
Николай Михайлович Скрёбов: Когда вы начали писать стихи?



Николай Михайлович Скрёбов. Июль 2011.

Вера Котелевская: Стихи я писала всегда. Я стала это делать сознательно лет с девятнадцати: филфак, головокружение от моря новой литературы... Поэтическое творчество у меня не конкурировало ни с чем другим. Журналистикой я занимаюсь совсем недавно, 4 - 5 лет. Я чувствую себя в журналистике любителем в некотором смысле, а поэзия - это всегда. Я не публиковала свои стихи, наверное, потому что было много сомнений. Когда ты филолог, прекрасно понимаешь, что есть, и где ты. Должны были уйти какие-то страхи, появиться какая-то наглость…
Николай Михайлович Скрёбов: Поэт вы - прежде всего и более всего, не в укор тому, что вы делаете как журналист и преподаватель. Хочется пожелать вам, чтобы это так и оставалось.
Вера Котелевская: Спасибо.
Нина Огнева: У меня не вопрос, а очень краткий субъективный комментарий. Вера Котелевская - человек с детства воспитанный в культуре, в культуре мировой, отечественной. Это не был внезапный интерес к литературе и искусству в 25 лет. Есть большая разница, между человеком с детства живущим в культурной среде  и человеком, которому всё это недоступно, но человек обладает некоторыми дарованиями природными и в 20-30 лет начинает постижение культуры. Разница в результатах будет потрясающая, катастрофическая. Поэта спрашивают: когда Вы начали писать? А я думаю, важнее вопрос: когда Вы начали читать? Вот это играет реально большую роль. Это привлекло меня в стихах Веры Котелевской - наличие культурной базы, узнаваемость и синхронность культурных ассоциаций. Вера, спасибо Вам.



Нина Огнева. Июль 2011.

Читательница из Таганрога: Каковы Ваши взаимоотношения с верлибрами, с рифмами?
Вера Котелевская: Я пользуюсь и тем и другим. Но мне гораздо ближе рифмованный стих, потому что я люблю музыкальность, переклички. Я люблю делать внутренние рифмы, не сразу считываемые внутри строф. Верлибры я использую редко, и это не всегда удачно. Работаю в классической технике. Обращаю внимание на звуковую палитру. Ничего радикального я со стихом не делаю, пишу скорее на полутонах, извлекаю маленькие нюансы - мне это интересно. Иногда люблю делать сбои, когда рифма идёт, потом её нет, потом она вновь появляется, чуть-чуть обманывать читательские ожидания.















Сергей Сущий. Июль 2011.



image Click to view


Вера Котелевская читает стихи из книги "Береговая география".

2011, видео, фото, стихи, презентации, литертура, поэзия, Котелевская Вера

Previous post Next post
Up