Националисты восстанавливают историю своего советского подполья

Aug 22, 2011 14:00

russian-om, блогер-националист, спрашивает, обращаясь к нашему собществу:

"Знаете ли Вы о деятельности Славянской Социалистической Ассоциации - это националистическая молодежная организация, Таганрог 1988 г.? Меня интересуют статьи в "Молоте" и "Таганрогской правде", видимо 1989 года издания. Сам принимал активное участие в работе ССА. В Воронежской области по результатам расследования статья вышла в "Молодом коммунаре".

Так же интересует, есть ли в сообществе те, кто помнит молодежный бунт, произошедший осенью 1988 года в Таганроге, на площади возле парка Чехова? Тогда молодежь громила киоски и магазины. Были сооружены баррикады, осада проходила до поздней ночи. Разгоняли бунтарей пожарные из водометов и милиция".

Я сама в первый раз обо всем этом слышу. Но сообщение интересное. Ростовская область всегда была одной из опорных точек русского национализма. При этом тема донского неонационализма (с 1985) не только плохо изучена, но даже никогда толком не очерчивалась в качестве актуальной научной проблемы, несмотря на обилие разнообразного материала.

Под катом - та самая статья из "Молодого коммунара", в которой рассказывается и об организации юных фашистов в Таганроге-88. Деятельность "борисоглебского отделения" закончилась тогда обращением самих участников организации в КГБ за советом. А чем это закончилось в Таганроге?



Молодой Коммунар N69 (9234) г.Воронеж 8 июня 1989г.

ОДИН УРОК ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

Некоторое время назад органами милиции в отделении УКГБ был передан интересный документ - программа самодеятельной молодежной группы, с хлестким многообещающим названием - "Славянская социалистическая ассоциация" (ССА). Поначалу вроде похоже было на какую-то игру подростков, но при ознакомлении стало ясно, что некоторые пункты этой программы были весьма серьезными и требовали того, чтобы с этим делом тщательно разобраться.

Приводим выдержку из этого документа: «Цели и задачи ССА»:

1. Очищение территории славянских республик от лиц неславянской национальности.

2. Давление на правительство СССР с целью отделения от государства неславянских республик

3. Запрещение смешанных браков славян с лицами неславянской национальности..."

и др.

Как понимать все это? Как юношеский максимализм или серьезные убеждения, социальную патологию или воздействие извне? Вопросов тогда возникло много. Но когда в г. Таганроге сотрудниками милиции при сомнительных обстоятельствах был задержан некий Душак, а при нем, кроме вышеупомянутой программы "ССА", был обнаружен пистолет, дело приняло серьезный оборот. Задержанный показал, что он является членом так называемого "особого отдела ССА", которому якобы отводилась роль осуществления "насильственных действий". А "особыми случаями" считались те, когда "инородцы" отказывались бы выезжать добровольно из славянских республик. При этом не исключалась возможность проведения выселения насильственным путем.

Душак признался, что в "ССА" входят около десятка его сверстников.

Обстоятельства потребовали от работников КГБ немедленных действий с тем, чтобы глубоко исследовать и эти данные, не допустить политически вредных и других нежелательных поступков со стороны группы. Забегая вперед, сразу же скажу, что дело в данном случае до практических действий не дошло, и в целом организация существовала только на словах.

Олег:
Мысль о необходимости создать молодежную организацию, преследующую цель возрождения русского национального духа, русской культуры возникала у меня не раз. Еще когда учился в техникуме, я пытался говорить с однокурсниками на эту тему. Но большинство из них отпугивала национальная окраска моей затеи. У нас привыкли считать, что раз человек затрагивает национальные чувства, значит он обязательно националист. Но это, на мой взгляд, устаревшее понятие. Не может быть интернациональных отношений без осознания каждой нацией своей неповторимости, своей, отличной от других, истории, культуры, Я считал, что потребность возрождения "русской души", известной нам по произведениям многих великих писателей России, должна была быть положена в основу нашей организации. В Борисоглебске с этим получилось плохо, затем был выпуск, распределение и работу в этом плане пришлось продолжать уже в Таганроге, куда я был послан после окончания техникума.

Андрей, друг Олега:
Олег писал из Таганрога о ходе реализации своих планов. По письмам можно было судить о том, что дела идут хорошо. Но все оказалось иначе. Я никогда не разделял его мнений по поводу, скажем так, суперрадикальных методов борьбы.
Несмешанные браки, выселение неславян - все это лишнее и скорее походило на голый экстремизм, чем на политику. Но именно это и проявилось в Таганроге.
А было так. Вскоре после приезда туда Олега, сформировался костяк группы из четырех человек. Ребята собирались вместе, обсуждали различные вопросы, намечали пункты будущих программ и устава. Потом организовали главную встречу, на которой и должна была окончательно оформится "ССА". На встречу пригласили парня из таганрогского клуба "Гражданин", ибо чувствовали, что собственный уровень подготовки не достаточен для формирования идей, будоражащих голову.

Потом Олег образно скажет об этом так:
"Включая в программу идеи с националистической окраской, мы уподоблялись людям, которые, желая обсудить интересующую их проблему, приглашают гостей в дом и покупают вина для более свободной беседы. А в результате - пьяный балаган. В нашем случае в качестве хмельного зелья наряду со спиртным выступал национализм".

Это выражение относится ко всему, что происходило в Таганроге. Идеи о возрождении русской культуры, восстановлении разрушенных человеческой рукой и временем исторических памятников по воле обстоятельств отходили в сторону, и на первое место становились экстремистские настроения. А потому и люди "прилипали" к "ССА" с определенного рода убеждениями. Так, в частности, уже известный нам Душак исказил суть "особого отдела". Ведь, по словам Олега, организовывался он лишь для защиты членов CCA от распустившихся таганрогских гопников.

Андрей:
Мы все время спорили с Олегом по поводу национального вопроса. Но, наверное, главным доказательством заблуждения явился случай с пистолетом. Олег тогда приехал в Борисоглебск на некоторое время, а вслед за ним дошел слух о том, что его якобы разыскивают "органы" в Таганроге. Он срочно выехал обратно, уволился с работы и вернулся в Борисоглебск. Мы сожгли все документы "ССА" и на время прекратили всякую деятельность.

Все это ускорило уже начавшийся процесс отхода от националистических взглядов. Очевидно, здесь и произошло начало коренного поворота в идейных исканиях членов "ССА". Судьба предоставила ребятам возможность сделать выбор, и здравый смысл взял верх; примитивное понимание национального вопроса было преодолено. А вслед за этим последовали изменения по всем параметрам. Ребята переименовали организацию в историко-просветительский клуб "Возрождение", отбросив негатив, они занялись действительно нужным делом: стали собирать документы, рассказывающие о прошлом родного города, подготовили стенд с фотографиями памятников архитектуры Борисоглебска прошлого столетия.
Установили контакт с краеведческим музеем и местным литобъединением, совместно с которым организовали и провели вечер музыки и поэзии в педагогическом институте.

"Начнем с малой Родины,- сказал Андрей, - расскажем людям о ней все, что узнаем, Мы у нее в большом долгу".

Беседа

Разговор в подразделении УКГБ длился долго. Олегу было, что вспомнить, и, борясь с волнением, он говорил медленно. На него не нажимали, он чувствовал, что все известно и без его слов. Ждали самооценки. Конечно, собеседник находился в архисложном положении, ведь самостоятельный приход дался ох как нелегко, а тут еще покаяние. Но он сказал о себе и своих товарищах сам, а затем, открыв политический словарь, убедился в правильности своих выводов. Термин "национализм" трактовался там совершенно недвусмысленно...

Начальник отделения УКГБ:
Вопрос, с которым пришли ребята к чекистам, для Борисоглебска не является характерным. Скорее всего, это исключение, т.к. основная часть молодежи города в общем-то правильно ориентируется в непростых процессах, происходящих в обществе. Здесь же, видимо, отдавая дань моде и нынешнему поветрию, не разобравшись глубоко в реакционной сущности отдельных программных положений "Памяти", от которых на версту несет шовинизмом и отчасти в результате слабой теоретической подготовки, группа молодых людей решила, я бы сказал, "поиграть в политическую организацию" с элементом скрытности.
Я здесь упомянул "Память" потому, что в реальной действительности Борисоглебска нет и не было никаких причин и поводов для будирования национального вопроса: люди разных национальностей живут и трудятся здесь бок о бок хорошо, дружно. Сам факт прихода в горотделение молодых людей, заблудившихся в политических вопросах, является весьма знаменательным явлением для наших дней: как и в первые дни создания ВЧК, во многих случаях, оказавшись в сложной обстановке, люди обращаются в органы Комитета государственной безопасности за советом и помощью. Это верный признак доверия к органам, свидетельство тесной их связи с трудящимися, и мы этим доверием дорожим безгранично.

А теперь о самой "ССА".
Я искренне рад тому, что Олегу хватило мужества сделать решительный шаг. Не будь его, встрече все равно суждено было состояться, однако очень важно, что инициатива в ней принадлежала ребятам. Важно также и то, что в Борисоглебске рядом с ними оказались более подготовленные люди, положительное воздействие которых помогло ускорить процесс их прихода в органы.

В ходе обстоятельного разговора мы пришли к единодушному выводу о том, что планы и намерения членов "ССА" достаточно четко подпадают под признаки статьи 74 УК РСФСР в новой редакции, где говорится об "умышленных действиях, направленных на возбуждение национальной или расовой вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, а равно прямом или косвенном ограничении прав... граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности".

Иными словами, в случае осуществления практических действий, они нарушили бы закон, совершив государственное преступление, относящееся, кстати, к категории особо опасных. Естественно, что такого мы допустить не могли. Ребята осознали свои ошибки и выразили готовность продолжать свое начинание - возрождение русской культуры, только уже с иных позиций, а это значит, что мы можем приобрести еще одного члена общества с активной жизненной позицией.

Подарив Олегу на прощание книгу о воронежских чекистах, я надеялся на осознание им того, что провозглашенный на XXVII съезде КПСС принцип борьбы за каждого оступившегося советского человека - не только литературный пример...

Пролог.

Они вышли из отделения и всей грудью, облегченно вдохнули теплого весеннего воздуха. Олег вспомнит, что в начале беседы его мучила мысль о том, что он не попрощался с родными. Когда сказал об этом сотрудникам КГБ, те странно переглянулись, и, видно, с трудом сдержали улыбку. Уж чего-чего, а той доброжелательности, с которой с ним разговаривали, Олег не ожидал. А в итоге понял, что в процессе беседы, наверное, впервые за последнее время, он сам «разложил по полочкам» все свои мысли и определил, что лишнее, а что можно и оставить.

Вся эта история похожа на практический урок, где учениками выступали ребята, которые по возрасту могли бы сидеть на студенческой скамье, а учителем была сама жизнь. Звонок прозвенел вовремя, урок закончен, а в руках учеников остались знания, добытые ими в нелегкой, но бескровной учебе. Могло быть хуже?

Да, поэтому я и попросил всех, кто участвовал в этом деле, рассказать о нем подробно, ибо умный учится на ошибках других…

Э. ГИНДИЛЕЕВ, г, Борисоглебск.

Память, 1988, ССА, Таганрог, Душак, нацики

Previous post Next post
Up