Юрий Шабельников. Из старых работ. Таганрог, 1982-1989

Aug 04, 2011 09:38

Юра родился в 1959, т.е. тут ему 23-30 лет.
В 84 я увидела эти работы впервые. Они (большие) были развешаны по всем стенам огромного пустого белого летнего (солнечного) класса детской художественной школы в Таганроге. Это был мой первый в жизни настоящий культурный шок :).


Read more... )

Шабельников Юрий, современное искусство, 1980-е, Таганрог

Leave a comment

vk_kotelevskaja August 4 2011, 05:47:20 UTC
Да, потрясающе энергетично... работа с цветом впечатляет. Ну, и мифология автосркая, чисто модернистское, присутствует.

Reply

anna_brazhkina August 4 2011, 06:32:41 UTC
Ага, все точно так и есть. Наверно, это называется экспрессионизм.
А об авторских мифологиях тоже хотела бы его расспросить.
Приезжая в Ростов (к Авдею), он привозил пластинки. Например, Пако де Лусию. И книжки. Например, Майринка. Вечерами часами читал нам вслух :).

Reply

vk_kotelevskaja August 4 2011, 06:52:47 UTC
Да, типологически (не в плане влияний - о них у Шабельникова ничего не знаю) это сходно и с американским послевоенным абстрактным экспрессионизмом, и с немецкими "новыми дикими", и отчасти - с французским арт0брютом (Жан Дюбюффе).
В целом, это такая общая волна возвращения к экспрессии страдания, к типу художника-медиума...

Reply

anna_brazhkina August 4 2011, 08:57:32 UTC
Вера, Вы невольно коснулись давнего нашего домашнего спора. Они в послевоенной эстетике не вычитывали ничего послевоенного! В том, что Вы совершенно справедливо называете "экспрессией страдания", естественной после войны, эти наши (в начале 80-х почти дети) видели освобождение от совсем других вещей ( ... )

Reply

vk_kotelevskaja August 4 2011, 09:16:14 UTC
Ну, я просто перечислила именно то, что формально моказалось похожим - по форме.
Насчет "послевоенного" содержания - я не вкладывала его, просто хронологически, для американцев это вообще неактуально.
А про эксперссию страдания - она пришла в европейское искусство 70-х как вызов консумеризму и отчуждению, как противоядие от техногенности, автоматизма комфортного (у нас: застойного) существования. И понятно, что в нашем поставангарде ноги растут из другой почвы... Это отдельный разговор. Если в целом, то истоки экспрессии у наши х - в противостоянии мертвечине, автоматизму бюрократического механицизма, мещанства такого вот социалистического и пр. Т.е. вообще эстетика крика на фоне сытого или стабильненького как минимум существования.

Reply

anna_brazhkina August 4 2011, 10:29:31 UTC
В целом во всем согласна. Ну за небольшими частностями по первому пункту, скорей начетническими, поэтому вдаваться не буду.
А об истоках нашего поставангарда, действительно, отдельный разговор. Но, возможно, уместный именно на "локальных" почвах, и именно в таком необязательном формате. Вот если бы Юра сам о себе рассказал - откуда растут ноги у его экспрессии, то это уже и был бы аргумент.
Он действительно полный антисоветчик, и всегда, кажется, был таким. Но если честно, немного сомневаюсь, что истоки его ранней свободной живописи сводятся преимущественно к этому. Есть и другие истоки, внеисторические и внеполитические - возраст, семья, темперамент, учителя, друзья, конкурентоспособность... Все-таки в юности люди еще "в себе". Юра был денди. И делал сияющие вещи. На этих картинках этого буквального сияния просто не видно.
Друзья говорят, что Юра - вундеркинд, и это многое в его ранней живописи объясняет.

Reply

vk_kotelevskaja August 4 2011, 11:34:14 UTC
Личностный контекст (включая всё, его формирующее) - конечно, да, вообще первично в искусстве. Просто тут-то я ни о чем судить не могу, как вы понимаете. О Шабельникове знаю самые общие вещи. И пыталась прочесть работы его вне личности автора, ну вот как первый зритель,с позиции "текста" картин:)

Reply

sinenkij September 3 2011, 00:38:15 UTC
Это сформировалось через наивное искусство. То есть, современная свободная живопись, как-бы самодеятельного художника, тем более я в детской художественной школе преподавал, это помогало. А аналогии конечно были, и Жан Дебюффе не последний. Только тогда не было никакой возможности все увидеть живьем в первоисточнике, были советские ругательные книжки про плохое буржуазное искусство с маленькими ч/б ужасными иллюстрациями и редко альбомы по западному искусству в антикварных магазинах, да и то в Москве, оставалась интуитивно домысливать...

Reply


Leave a comment

Up