Jul 26, 2011 23:43
Друзья! За эти дни уже три человека (Гета, Авдей и Саша Сигутин) в частных беседах спросили, что я имею против открытия филиала ГЦСИ в Ростове. Наверно, я плохо формулировала, если даже близкие друзья именно так поняли мои высказывания на эту тему. Поэтому уточняю.
Филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Ростову, конечно, необходим. Хотя бы в крупных городах России должны появиться легитимные площадки, на которых, пользуясь защитой государства, могли бы существовать современные формы культуры. Потому что в консервативной культурной среде даже те люди, которые хотели бы этим заниматься, оказываются беззащитны перед лицом мощного общественного мнения и вынуждены просто покидать эти места.
Локальные культуры из-за такого оттока, условно говоря, "прогрессивных сил", становятся все более подражательными и агрессивными, т.е. попсовыми.
Ростов, мне кажется, уже стоит на той черте "культурной вторичности", за которой начинаются самые примитивные по структуре фашизоидные игрища - традиционалистские, замкнутые в самих себе и репрессивные в отношении "инакомыслия" по определению.
(Главная причина такого положения дел, конечно, кроется в капитализме, но это отдельная тема).
Опыт показывает, что любые частные институции, которые (в данном случае - в Ростове) начинали, как весьма продвинутые (например, музей на Дмитровской), очень быстро сдвигаются в сторону "приемлемости" с т.з. консервативного общественного мнения. Не зря так много внимания мы тут уделяли скандалу с выставкой "Искусство или смерть. 20 лет спустя" в этом музее. После откровенных угроз со стороны церкви, как рупора "мнения большинства", эта площадка отказалась от отстаивания статуса "альтернативной".
Ничего "альтернативного" не было представлено и на Ростовской биеннале современного искусства, где четко сработала самоцензура кураторов.
При этом ничьей персонально вины в этом нет. Просто таким образом в этом месте и в это время сложился расклад "культурных сил".
Изменить его, на мой взгляд, может только легитимизация современных форм культуры хотя бы в рамках некоей отдельной площадки, находящейся под защитой государства. Центры ГСЦИ, открывающиеся в крупных городах, как показывает опыт, вполне могут выполнять такую роль.
Но главный вопрос таких центров - персона художественного руководителя. Если во главе такой структуры становится проходимец, то такая площадка легко превращается в еще более эффективную, чем все другое, точку атаки на современную культуру.
Насколько острые формы может принять борьба между "местными" и "варягами" от современного искусства, показывает опыт Марата Гельмана в Перми - наиболее яркий образец "культурногго вторжения" в регионы. Происходит это в значительной степени из-за того, что вторжение Гельмана на Пермь оказалось слишком внезапной, слишком масштабным; эта его деятельность слишком пунктирно опирается на местные интеллектуальные ресурсы, слишком поверхностно связана с историко-культурным городским бэкграундом и не коснулась главного - фундаментальных образовательных процессов в сфере городской культуры. Именно таким образом попытки проведения "декоративной модернизации" оборачиваются "культурными войнами".
При этом вхождение современного искусства в другие крупные провинциальные центры (например, Екатеринбург и Самару) происходит иначе. Влияние этих более скромных, но последовательных, действий на городскую среду оказывается глубже и позитивней.
То, что филиал ГЦСИ откроется в конце концов и в Ростове, сомнений практически нет. Но состоится ли это в результате непрозрачных договоренностей по линии Минкультов РФ и РО, чреватых непонятными назначениями и коррупцией, или станет результатом открытой общественной дискуссии, во многом зависит от членов ростовского художественного сообщества, и даже от поведения всего заинтересованного культурного коммьюнити города, т.е. и от нас с вами.
Что мы можем сделать?
Для начала внимательней присмотреться:
- к персонам, которые могли бы стать потенциальными руководителями такого центра
- к местным структурам, которые могли бы стать опорой для работы такого центра
- к тем формам работы, которые используют существующие в других городах центры ГЦСИ или аналогичные структуры, занимающиеся продвижением современного искусства на государственном уровне (например, госмузеи).
Назову те персоны и организации, которые приходят в голову естественным образом в связи с этой темой - ничего неожиданного в этих списках нет. Но пополните, их, пожалуйста, наверняка кого-го и что-то забыла. А я (и, надеюсь, Гета) постараемся промониторить имеющуюся в открытых источниках информацию об этих людях и организациях, и, если они сами согласятся, порасспрашивать их о том, как они представляют себе будущее современного искусства в Ростове-на-Дону и свое место в этом будущем.
Специалисты (по алфавиту):
Введенский Игорь, сокуратор проектов Ростовской биеннале и других выставок, коллекционер, преподаватель соцфака ЮФУ
Лишневский Александр, комиссар Ростовской биеннале
Сигутин Александр, известный художник, талантливый педагог, куратор многих московских выставок
Сапожников Сергей, художник, выпускник (?) московской школы Родченко, сокуратор проектов Ростовской биеннале
Шабельников Юрий, известный художник и педагог, преподаватель Лицея при Российской академии художеств, бывший сотрудник галереи Гельмана
Организации:
РОМИИ
ДГПБ
ВТО
Музей на Дмитровской
Галерея "16 линия"
Галерея "Золотой жук"
Клубы?
дискуссии,
ГЦСИ