Павлина Морганова. Акционизм

Jun 29, 2011 07:01

Не знаю, насколько интересно это всем читателям сообщества, но кому-то (например, художникам) точно будет интересно в качестве необременительного образовательного чтения. Нашла, наконец, на чешском книжку, которую хотелось бы не просто почитать из любопытства, но представить людям, т.е. перевести. Это монография Павлины Моргановой Акционизм" - книга по истории молодого еще чешского акционизма, развивающегося с 50-х. Считайте, что тут она заявлена, потому что ее переводчик - ростовчанка, живущая в Чехии :).

В Праге книга вышла уже вторым изданием. В каком-то смысле она уникальна. Не во всех странах написаны подобные исследования собственной арт-сцены. Во всяком случае, на российском материале такого исследования никто еще не произвел. Да и вообще в России (и уж тем более в Ростове) о современном искусстве пишется так мало и так тенденциозно, что любое "иноземное" вторжение на эту площалку полезно.

Буду публиковать по маленькой главке, чтобы легче переваривалось и можно было обсуждать.
И еще одно мое субъективное желание кроется за началом этой публикации - очень хочется преодолеть узкий региональный подход к культуре, который сам по себе сложился у нас в сообществе из-за его тематики. Давайте сделаем вид, что хотим знать, что делается в мировой культуре :).



Павлина Морганова

АКЦИОНИЗМ

Введение

1.

Понятие «акционизм»в чешской среде означает художественное течение, которое сформировалось в разных частях света в конце 50-х. Под это понятие подпадают разнообразные художественные тенденции, чьими общими чертами являются акцент на чистое творчество, временное измерение художественного произведения и новые роли художника и зрителя.

Создание и развитие акционизма в широкое художественное движение стало важным поворотным моментом в восприятии искусства. Акционизм окончательно положил конец эпохе модернистских направлений и открыл для искусства новые возможности, осознание и и развитие которых прослеживается до современности.

С открытостью,до той поры невиданной, он начал отзываться на пульсацию других областей искусства,таких как театр, музыка или танец.Свободно переходил от одной дисциплины к другой. Именно эти интермедиальность и междисциплинарность часто затрудняют причисление акционизма как к изобразительному искусству, так и к другим областям.

Кроме того, акционизм освободил творческий акт от тех ограничений, которые сковывают творца в традиционных дисциплинах. Он начал работать с новыми формами выражения и с до сих пор не употреблявшимися выразительными средствами.

Следующим заметным аспектом такого рода искусства является то, что акционисты осознали разделенность мира искусства и реальной жизни. Они начали искать причины этого отчуждения и попытались воссоеднить оба мира снова. Источником для них стали необычные жизненные ситуации, разнообразная человеческая деятельность, привычки и игры. Они стремились обрести новый опыт человеческого сосуществования и определить собственную роль в нем.

В искусстве второй половины 20 века становится все менее важным, из чего и как работа создана; акцент делается на идейной подкладке произведения. Это может быть простая мысль или сложная художественная система. Будто бы над материей и ремеслом содержала победу идея. Таким образом множество художественных произведений стали такими же, как идея, расплывчатыми, быстротечными и краткими.

Акционисты ушли в сторону от художественных конвенций, признаваемых в течение столетий, от потребности в финальном артефакте, который можно выставить,поместить в коллекцию, продать. Акции,заменившие процесс художественного творчества, возведены к его одной, но самой существенной, части. Важнейшим в акционизме стало неповторимое проживание участниками акции и автором-одиночкой того сдвига сознания, который вызывает акция. Акционисты обратили внимание человека на природную спонтанность и иррациональные материи, которые были подавлены нашей материальной цивилизацией. Они дистанцировались от конвенционального сообщества, определившего искусству узкую, четко определенную, роль. Эта роль традиционно сводилась к обязательству художника создавать прекрасные предметы. Предметы, которые служат для наслаждения, мысли или отдыха. Не удивительно, что многие художники восстали против такого понимания искусства и попытались сделать так, чтобы искусство прекратило быть всего лишь эстетическим опытом, но стало живым испытанием с более сложной ролью.

Бражкина Анна, переводы, Ростов-Прага

Previous post Next post
Up