“Партийные страсти". Мыльная опера. Автор: Анна Бражкина.

Apr 05, 2011 20:48

Это старая Анина статья из  газеты «Ростовские диалоги» №3, апрель 1996. Для тех, кто не знает, Аня была главным редактором газеты.

Грустная история о крахе политической карьеры старейшей ростовской демократки Раисы Гришечкиной. В статье много живых наблюдений и интересных подробностей о ростовской политической жизни в 90-х. Ценный источник по политической истории Ростова-на-Дону.


Демократическое движение в Ростове началось с голодовки протеста г-на Беланова у обкома КПСС. «А закончится голодовкой Гришечкиной напротив «Интуриста», - мрачно шутят демократы.

Увертюра

В последние пару лет Раиса Николаевна (как политик) получила несколько серьёзных ударов: депутат Яковенко, общественным помощником которого она официально являлась, не был переизбран на второй срок в Государственную думу, следовательно, перестал нуждаться в помощниках; сама Раиса Николаевна баллотировалась в Государственную Думу и проиграла; ещё в 1994 году Раиса Николаевна рассорилась с руководителями «Выбора России», гневно обвинив их во грехе стяжательства; а со дня ввода российских войск в Чечню - и с руководителями «Яблока» из-за их «гражданской трусости». Эти обвинения задели поочерёдно: Бориса Титенко, ДВР и Михаила Емельянова, «Яблоко» - мужчин всё-таки южных. Поочерёдно они предложили Раисе Николаевне освободить помещения, находящиеся на их территории. Но Борису в 1994 году нашлось куда отселить опостылевшую Гришечкину; Михаилу же в 1996 пришлось рискнуть репутацией джентльмена и потребовать от Раисы Николаевны уйти «в никуда».

На имя председателя городского комитета по управлению имуществом В.Д. Федорущенко было направлено письмо, подписанное председателем РОО СДПР М.В. Емельяновым, председателем РОО РПР Б.Г. Вакуловым, председателем РОО ДПР В.П. Петровым, председателем РСС И.А.Щипелевым.

Комитет по управлению имуществом рассмотрел письмо на комиссии и просьбу удовлетворил.

От бывшего арендатора Р.Н. Гришечкиной правды не скрывали. На её просьбы продлить договор об аренде и в МПП ЖКХ Кировского района, и городском комитете по управлению имуществом неизменно отвечали отказом, никто никаких надежд не подавал. Окончание срока аренды помещения г-жой Гришечкиной в договоре было помечено 1 апреля, и никто не пытался выселить её раньше договорённого.

Серия 1

Понимая, что загнана в угол, г-жа Гришечкина через девять дней после заключения нового договора об аренде объявила голодовку протеста, направив жалобу на имя г-на Чернышова и заявила, что голодовку не прекратит до тех пор , пока не получит официального ответа от мэра.

Для средств массовой информации госпожа Гришечкина написала своеобразный пресс-релиз в жанре горькой сиротской повести на двух листах.

Голодовка госпожи Гришечкиной чрезвычайно возбудила прессу. Но ответа мэра не последовало даже после гневных материалов в «Нашем времени», сочувствующей публикации в «Донской панораме», индифферентной скупой  информации в «Городе N» и мимолётного сообщения по ДонТР. Раиса Николаевна, на свой лад понимая душу политиков, почему-то была уверена, что наш неизменно галантный мэр  не отвечает на её послание только потому, что для пущего эффекта желает приурочить акт милосердия к международному женскому дню. К Восьмому марта были закуплены цветы и шампанское, а на 9 мая созвана региональная конференция “Демократической России». Но мэр так и не заметил страданий Раисы Николаевны.

Серия 2

Чуя, что пропадает ни за грош, Раиса Николаевна попробовала сменить гнев на милость и на региональной конференции движения предложила своим соратникам поддерживать в процессе избирательной кампании Бориса Ельцина. Соратники одобрили это предложение. Надо сказать, ход был сделан не слишком корректный, т.к. центральная организация «Дем. России», в настоящий момент возглавляемая Галиной Старовойтовой, ещё своих предвыборных позиций не определила, однако подписи за выдвижение на пост президента собирает в пользу самой Галины Старовойтовой. После соблазнительного для властей заявления местной «Демроссии» г-жу Гришечкину посетил г-н Куликов, один из немногих ранних демократов, взятых во власть (руководитель отдела кадров обл. администраии). Время от времени Раисе Николаевне звонит и беспокоится о её здоровье сердобольный Валерий Потрапелюк из комитета при админитсрации области по связям с партийными и общественными организациями. Но это ничего не значит, кроме того, что Валерий - добрый и хороший человек.

Голодовка продолжалась.

Отступление

Мы спрашивали Раису Николаевну: «Почему вы обращаетесь к мэру, а не в арбитражный суд, призванный разрешать подобного рода конфликты?» Раиса Николаевна отвечала, что «без ответа мэра мне не с чем обращаться в арбитражный суд» (почему она так считает - непонятно).

«Старейшая демократка» явно не хотела обращаться в суд. Это заставило нас, при всём сострадании к мучающей себя женщине, всё же попытаться понять - почему?

Так как протест Раисы Николаевны направлен прежде всего против двух людей - Емельянова М.В. и Федорущенко В.Д., мы решили на всякий случай узнать точку зрения руководителей местного «Яблока». Михаил Васильевич Емельянов, депутат Госдумы, в настоящее время проживает в Москве, поэтому мы беседовали с координатором РРО «Яблоко» по Ростову Байбуртяном В., руководителем Межрегионального избирательного штаба «Яблоко» М.Негодаевой и пресс-секретарём организации Ю.Гиренко. Впрочем, горькая повесть о Раисе Николаевне Гришечкиной известна нам и по другим разнообразным источникам.

Серия 3

Раиса Николаевна некогда работала на Сельмаше в профкоме. В 1989 году там образовалась группа, назвавшаяся «Народной партией труда», с 1990 года вошедшая в «Демократическую платформу КПСС». Возглавлял объединение В.П. Макаренко (ныне известный ростовский политолог), а среди активистов движения был и Борис Титенко, очень политизированный сотрудник противочумного института (даже имел грамоту и значок «лучший агитатор Кировского района»), ныне лидер ростовского ДВР.

Раиса Николаевна взяла на себя в объединении трудную работу ответственного секретаря, на которую редко найдёшь охотника, - составление и хранение бумаг, координация деятельности.

Позже Раиса Николаевна работала ответсекретарём практически во всех демократических организациях Ростова - в Республиканской партии, в ДемРоссии, в «Выборе Дона», в Общественном Комитете российских реформ, в Донской  Ассоциации приватизированных и частных предприятий.

Серия 4

В 1990 году скандальных наклонностей за ней не водилось, а может быть, её скромные дарования просто меркли на фоне отменных боевых качеств других зачинателей демократического движения, таких, как г-да Хасбиулин, Лель, Клименто… Рядом с ними Раиса Николаевна смотрелась вполне солидным уравновешенным человеком, имющим богатый опыт работы в общественной организации.

Раиса Николаевна имела в движении определённое влияние, и именно она ходатайствовала в 1993 году за Аллу Амелину перед Борисом Титенко, благодаря чему Алла Леонидовна стала вторым по предпочтению кандидатом от дем. сил после самого Бориса Титенко. Раиса Николаевна тогда предпочла Аллу Леонидовну Михаилу Васильевичу Емельянову, так же имевшему шанс стать «вторым».

Серия 5

К выборам в ГД в 1993 году и было создано именно то объединение «Демократическая Россия», которое ныне возглавляет Раиса Николаевна. И возникло оно вот каким образом. Перед выборами готовилась предвыборная коалиция всех демократических сил, лидеры старались, чтобы в «Выбор России» (на донской почве это был «Выбор Дона») вошло как можно больше организаций. Одним из коллективных членов коалиции стала и «Дем. Россия», до того момента сама по себе бывшая коалицией. Тогда сделали несколько шагов: перерегистрировали «Дем. Россию» и «приморозили» её самостоятельную деятельность (т.е. деятельность «Демократической России» сводилась к участию в деятельности «Выбора Дона»). В то время, чтобы зарегистрировать общественную организацию, нужно было как минимум 10 человек, которых и подобрали для Раисы Николаевны среди активистов-демократов. Печать, фирменный бланк и счёт передали на хранение Гришечкиной. Протоколов об этих решениях в недрах дем. движения не сохранилось (ответ. секретарём была Гришечкина), но при необходимости можно найти достаточно свидетелей тогдашних заседаний. Таким образом в «Выбор Дона» вошли организации Титенко, Емельянова, Куликова и Гришечкиной.

Серия 6

Избирательным штабом кампании1993 года руководить должен был г-н Куликов, но став одномандатным кандидатом по Таганрогскому округу, он отстранился от дел, и вся оргработа легла на плечи Раисы Николаевны.

Раиса Николаевна,  по единодушному мнению участников кампании (которому, впрочем, доверять в данном случае достаточно трудно, т.к. они находятся в конфликте с Раисой Николаевной), как менеджер не проявила себя никак, хотя кампания прошла вполне успешно. От демдвижения в ГД прошли Борис Титенко и Алла Амелина. Но избирательные кампании в те времена были менее технологичны, не требовали таких огромных денег, рекламы и т.п. А исход выборов больше определялся другими причинами: тем, что у Бориса Титенко сложились приличные отношения с администрацией, а также не до конца ещё изжитым романтико-демократическим настроем в обществе. Все верили в демократию и свободу, ненавидели коммунистов… В те времена больше трудностей демократы устраивали себе сами - ссорились, выставлялись по одному округу, оттягивали друг у друга голоса, запутывали избирателей.

Серия 7

Между тем, Раиса Николаевна, вероятно, полагала успех кампании своим достижением, в связи с чем поведение её стало меняться заметно для окружающих. Говорят, что в политике это самое обычное дело: орговик, на котором замыкаются все партийные структуры, постепенно начинает терять чувство реальности, ему кажется, что кроме него тут никто ничего не делает, и он-то и есть единственный действующий политик, результаты усилий которого пожинают другие люди, что ему, естественно, кажется несправедливым.

Как стало казаться участникам процесса, Раиса Николаевна пыталась установить полный контроль над ситуацией: подслушивала телефонные разговоры (Демократический Миф повествует о том, что гришечкинские товарищи по Сельмашу сделали специальное устройство, чтобы было не слышно, когда Раиса Николаевна поднимала трубку на параллельном телефоне). От неё стали прятать бумажки (есть Демократический Миф «о самом большом политическом архиве области, хранящемся у ответственного секретаря всех партий Раисы Гришечкиной»). Если была такая возможность - контролировала приём посетителей лидерами организаций. Любая женщина, появившаяся в организации, вызывала в ней глубокую мучительную ревность - это чувствовали по себе и Аллочка, и Машенька, и Сонечка - девицы, каждая со своим сложным характером. Обиднее всего Раисе Николаевне было из-за Аллочки: «хорошая девочка» оказалась «плохой», неблагодарной; к тому  же со «звёздными» замашками.

Ещё во времена кампании 1993 года Раису Николаевну стали «выдавливать» и в конце концов выселили из офиса на Чехова (недавний офис ДВР) с большим скандалом, приурочив освобождение от Гришечкиной к всеобщему «большому разводу» демократов.

Серия 8

«Большой развод» был связан в том числе с выяснением финансовых отношений после выборов в ГД в 1993 году. Проигравшие обвиняли Бориса Титенко в присвоении совместно нажитого имущества (компьютера), какой-никакой суммы денег, выделенной кем-то на всё донское демдвижение и т.п. и т.д. «Развод» взволновал общественность, в печати появились заявления с жалобами  на Титенко и Амелину, подписанные Раисой Николаевной. Жаловались на Бориса и при всяком поводе продолжают жаловаться его бывшие товарищи по партии - республиканцы. По праву победителя, т.е. сильного,  Борис реагировал соответственно - не обращал внимания, не собирался делиться, демонстрировал презрение…

В этот тяжёлый момент Раиса Николаевна почувствовала к Михаилу Емельянову прилив тёплых чувств и перебралась под его крыло в офис по Б.Садовой, 162. Это помещение когда-то принадлежало Кировскому райсуду. Когда суд переезжал, В.Л. Головков (СДПР) стал хлопотать о том, чтобы помещение отдали СДПР. Ему пошли навстречу. Титенко стал уговаривать Емельянова накануне выборов 1993 года выделить комнату дружественной «ДемРоссии». СДПР-овцы, сами входившие в ДР, не возражали. А может, просто не могли возразить: республиканцы тогда были сильнее.

В результате «раскола»  Раиса Николаевна стала председателем объединения «Демократическая альтернатива», тогда входившего  на центральном уровне в «Яблоко», и получила статус «общественного помощника» депутата от «Яблоко» Яковенко (одного из лидеров «Демальтернативы» в Москве).

Серия 9

Однако в начале 1995 года Раиса Николаевна выходит из «Яблока», мотивируя выход неприятием отказа Координационного Совета «Яблока» принимать резолюцию по начавшейся войне в Чечне. Из девяти участников того памятного  Координационного Совета 5 проголосовали против публичного заявления протеста началу военных действий, а 4 требовали выступить с публичным заявление, считая молчание «безнравственным». У Раисы Николаевны  к тому времени с «Яблоком» начали складываться напряжённые отношения - явное несходство характеров осторожных и гибких лидеров «Яблока» и Гришечкиной давало себя знать. И московское, и ростовское «Яблоки» известны своей почти коммунистической дисциплиной, стремлением не выносить сор из избы и не принимать невзвешенных политических решений. Г-жа Гришечкина же, известная своим свободолюбием и стремлением везде без обиняков резать в глаза правду-матку, только и делала, что «принимала невзвешенные решения», возбуждала нездоровый ажиотаж, а Емельянова считала «человеком с авторитарными наклонностями».

Как оскорбление восприняли многие её поведение на одном из общедемократических собраний в начале 1995 года. Впервые за долгое время демократы решились «наступить на горло собственной песне» и собрались для переговоров о создании коалиции по выдвижению единых кандидатов в ГД. Стали обсуждать кандидатуры: Титенко, Амелина, Емельянов… Емельянов высказался коротко, что-то вроде того, что готов сотрудничать со всеми. Раиса Николаевна не смогла сдержать чувств и из зала возражала что-то вроде «Амелина и Титенко, такие-сякие…» Попытка переговоров была низведена до уровня кухонных разборок.

Серия 10

После выборов и того самого «развода» оказалось, что Раиса Николаевна разорвала связи с основными организациями - «Демвыбором» и «Яблоком». Она осталась грустно сидеть в одной из комнат офиса. Но так как «ДемРоссия» была зарегистрирована в Минюсте, её продолжали приглашать на все «круглые столы» в администрацию области и города.

Московские дела «ДемРоссии» тоже запутались. Партия неоднократно распадалась, менялись лидеры… так что стало совершенно непонятно, ростовским отделением чегоявляется эта организация Раисы Николаевны.

Серия 11

Г-жа Гришечкина приняла участие в последних выборах в ГД. Она баллотировалась сначала от другой возглавляемой ею организации - ростовского отделения «Демальтернативы», но «ДА» не удалось собрать необходимого количества подписей, и тогда Раиса Николаевна стала «независимым депутатом». Она пошла по 145 ИО. Конкурентами её были С.Шахрай, А.Амелина, В.Коломейцев - абсолютно бессмысленный жест, сам по себе свидетельствующий о душевном смятении Раисы Николаевны. Она набрала 800 голосов. Утратила статус «помощника». С Емельяновым отношения были давно разорваны. Положение её стало напоминать положение «persona non grata». Дальше удерживать за собой офис было трудно. Однако, для его удержания Раисой Николаевной всё же было совершено несколько отчаянных, почти безнадёжных шагов: сбор подписей против войны в Чечне; голодовка протеста; решение поддерживать Ельцина.

Серия 12

Только «солдатские матери» откликнулись на жалобы Раисы Николаевны. Даже баламутный Геннадий Эскин, также баллотировавшийся как «независимый» по тому же округу и проигравший с не меньшим треском, чем Раиса Николаевна - душа родственная - и тот понялбезнадёжность её положения и не написал никакого письма поддержки. Попытка выйти на Галину Старовойтову не увенчалась успехом…

Всё помещение по Б.Садовой, 162, было официально закреплено за «Яблоком» по договору №2618 от 13.02.1996 между Михайловым А.И. (МПП ЖКХ Кировского района), Федорущенко В.Д. (городской комитет по управлению имуществом) и Емельяновым М.В. («Яблоко»). Судебной жалобы от Раисы Николаевны не последовало. Чем мог ответить мэр Раисе Николаевне?

Анна Бражкина

Титенко Борис, биографии, политика, Амелина Алла, Бражкина Анна, 1996, Гришечкина Раиса, Байбуртян Владимир, Емельянов Михаил, статьи

Previous post Next post
Up