Леонид Григорьян о «национальном вопросе»

Mar 31, 2011 22:02

Тема национализма, судя по письмам, достаточно сильно занимала Л.Г.Григорьяна. И была небезболезненной. Ему, полукровке, было непросто, о чем свидетельствуют публикуемые сегодня выдержки из писем поэта своему другу Юрию Арустамову. Однако у него был главный и неизменный ориентир в многонациональном мире - абсолютное и безусловное неприятие национализма всех видов и мастей. Л.Григорьян ощущал себя русским человеком. Но! Если «не тычут под нос «армяшку» или «жидка». А родиной своей считал не «СССР и даже не Россию, а Ростов», еще конкретней - свою квартиру, в которой «прожил всю жизнь, стены ее, уставленные несколькими тысячами книг…"


Кстати, о национальной самоидентификации. Я не ассимилянт (или, как писал Жаботинский, «ассимилятор»), но, если мне не тычут под нос «армяшку» или «жидка», ощущаю себя русским человеком. В том же «грехе» признавался Давид Самойлов ( в своих «Поденных записях»), не говоря уж о Пастернаке. Но, как закончил свое признание Самойлов, «сердце у меня еврейское». И я это особенно чувствовал при немцах, во времена «космополитов» и «врачей-отравителей», да и при любой антисемитской выходке наших «автохтонов». Но это тема бесконечная, поэтому сменю тематику.

...А вот Вам недавний «случай из жизни». Как-то по пути домой зашел я в пивной киоск (у нас их сейчас множество - рынок!), тихо-мирно сел с кружкой за столик. А за соседним расположилась сильно выпившая (водка там тоже продается) компания каких-то парней. И вдруг один из них внимательно на меня уставился, а потом зловеще процедил: «Вот никак не пойму - армян ты или жидяра». «Ах ты сволочь, да и то, и другое!» - рявкнул (нет, наверное пискнул) я. Последовал шестиэтажный мат и громила стал медленно подниматься со стула. Но тут его корешки загалдели: «Да брось ты, Серега». Не то быть бы мне - не старости лет - биту. В общем, ни от погрома, ни от резни мы не гарантированы... А Армению я нежно люблю, был там не менее десятка раз, переводил (не зная, к стыду своему, армянского) Размика Давояна, Эмина, Шираза, Аршалуйс Маргарян и многих других, не раз печатался в «Лит. Армении». К великому сожалению, сейчас Айастан недосягаем.

18.06.2004

ххх

Да, еще не ответил на Ваш недоуменный вопрос - почему я обрек себя на жизнь в Совдепии? Никогда я, если честно, и помыслов не имел об эмиграции. Хотя омерзение у меня к системе устойчивое, еще с детства. Но сейчас мне почти 75! У меня здесь жена (пусть мы и разведены), любимая дочь, несколько приятелей (главные друзья - в могиле, часть разъехалась), дама сердца, наконец, к которой я привязан, и потом я недостаточно ощущаю себя евреем (как и армянином), чтобы сменить место обитания и, главное, язык. А родина моя не СССР и даже не Россия, а Ростов, еще конкретней, моя квартира, в которой я прожил всю жизнь, стены ее, уставленные несколькими тысячами книг (см. мой стишок «Примирись и вовек не пытайся»... - кажется, из «Пенатов»). Короче - поздно!

21.07.2004

ххх
Любопытно, что все мои «собратья по перу»-армяне лет 20 травили меня почем зря: Ашот Гарнакерьян, Михаил Андриасов, Суичмезов, Аматуни... Видимо, считали, что еще один армянин им ни к чему. Впрочем, все они поносили меня как еврея (и ведь не сильно ошибались), особенно усердствовал этот самый Аршак, считающий себя донским казаком и ныне носящий чин полковника (?!)

04.08.2004.

ххх

Мне она (Армения) безумно понравилась, и я наезжал туда раз восемь, не меньше. И мои ереванские друзья и знакомцы были людьми прекрасными (пожалуй, все, кроме Геворга Эмина, поэта неплохого, но человека суетного, склонного к интригам, конформного и, кстати сказать, порядочного антисемита). Друзья мне даже предлагали перебраться в Ереван. Но я армянского тоже не знаю и, хотя меня в Ростове тогда откровенно травили, я к этому босяковатому городу прирос - все-таки прожил в нем всю свою долгую жизнь.

01.09.2004.

ххх

На Дону все длится истерическое чествование Шолохова. Полки и стенды в магазинах ломятся от его книг и дифирамбических опусов в его честь. Открыл один из них, принадлежащий известному местному идиоту, много лет заведовавшему кафедрой советской литературы в РГУ, проф. Глушкову. Годами, как мне рассказывали, он поносил меня как антипатриота и армяно-жида на своих «лекциях». И в этой книжице не удержался: «Русскоязычный», «расист», «русофоб»... И, как всегда, цитирует два мои четверостишья, лет шесть назад напечатанные в «НМ» («Полуростепель-полуморозец...»). Книженцию эту я, естественно, не купил (сотня!), но, ежели мне эту страничку репродуцируют через день-два, как обещали, я ее приложу к этому письму.

Да, вспомнил. Когда сволочь Проханов произнес свое «Марк Аврелий - Сталин», ведущий не без иронии спросил его, уж не Рогозина ли он имеет в виду. «Да, именно его!» - воскликнул тот. Вы, конечно, знаете, что оный Рогозин крайний шовинист, вождь гэбэшной фракции «Родина». И еще. По данным самых разных опросов 62 процента опрошенных россиян заявили, что они сторонники девиза «Россия - для русских!» Так-то.

22.08.2005.

ххх

Антисемитов у нас не убавилось. Часто во время передач «Эха Москвы» (открытый эфир) я вместо вопросов радиослушателей слышу урчащее «проститутка!» (Юлия Латынина) или «когда же с радио и ТВ уберут жидов?!» (Матвей Ганапольский и Бунтман). Наконец-то сообразили просто отключать связь, а не вступать в дискуссию с негодяями. А вот на Украине, по слухам, евреев чуть ли не полюбили. Любимый слоган: «Вместе с жидами - на москалей!»

20.02.2007

ххх

Понимаю Вашу сокрушенность по поводу поведения иных аидов во время бакинских погромов. Но мне ли напоминать Вам, что евреи бывают разные. Вспомните всех этих Зиновьевых, Каменевых, Урицких, Ягод, Кагановичей и т. д. и т.п. А в литературе и около литературы Заславского, Дымшица, Ермилова... Конечно, есть и армяне-антисемиты. Правда, я в Ереване видел таких лишь двух. Эмина, имя которому сделал в первую очередь Левитанский, а затем Самойлов, да в какой-то степени и мы с Жорой Кубатьяном, полукровкой. А второй - какой-то еще довольно молодой архитектор, уверявший, что резню 15-го года спровоцировали еврейские купцы, ненавидевшие армянских конкурентов ( а почему не греческие - их-то было там поболе)?

06.07.2007

В качестве приложения - стихотворения Л.Григорьяна, упоминаемые им в своем письме

ПЕНАТЫ

Примирись и вовек не пытайся
Ни окольной бежать, ни прямой.
Удерёшь ты не дальше Батайска
И к обеду вернёшься домой.
Не роскошествуй, жребий бросая,
Ни в июле, ни знобкой зимой.
Убежишь ты не дальше Аксая
И с последним трамваем - домой!
Будто школьник, страшась нагоняя,
Вверх по лестнице! С гулом в ушах.
Слово «дом» бессловесно склоняя.
Суеверно. Во всех падежах...

ххх

Полуростепель - полуморозец.
Наглый шкет и затурканный дед.
Попрошайка, хамло, богоносец -
То икона в руке, то кастет.
Непонятная, чуждая раса
И зловеще лихая молва.
Генофонда лишенная масса
То юлит, то качает права...
Среди этого дикого мяса
Лучше так и дожить без родства.

ххх

А здесь - та самая книжка Н.Глушкова "РУССКАЯ СОВЕСТЬ М. А. ШОЛОХОВА В «РАСКОЛОТОМ ЗЕРКАЛЕ» ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ http://feb-web.ru/feb/sholokh/critics/nos/nos-373-.htm Досталось там и Л.Григрьяну, и С.Чупринину.

Григорьян Леонид, письма, национализм, Арустамов Юрий, Шолохов

Previous post Next post
Up