"Нехороший" памятник
Так ростовские художники называют монумент святому покровителю города
2003-02-17 /
Мария Бондаренко , "Независимая газета"
www.ng.ru/regions/2003-02-17/13_rostov.html Фотография заимствована отсюда
foretime.ru/pamyatnik-rostovskomy/ В тяжелые времена всегда вспоминают о покровителях. Три года назад к 250-летию Ростова на Соборной площади перед Кафедральным собором был воздвигнут памятник святому Димитрию Ростовскому.
С самого начала часть общественности категорически высказывалась против "монументального увековечивания" святого, тем более на месте, где когда-то стоял памятник Александру II. "Святым не положены памятники, - возмущался донской историк Владимир Сидоров. - В православии памятники не воздвигаются". Существуют памятники Кириллу и Мефодию, Александру Невскому. Но не как святым, а как создателям славянской письменности и князю-воину.
Идея монумента покровителю Ростова принадлежит известному донскому скульптору Анатолию Скнарину. В 1989 г. она получила одобрение Министерства культуры, и автор создал несколько вариантов памятника. Ряд важных деталей подсказал Скнарину архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. В 1996 г. по распоряжению городского главы был заложен первый камень в фундамент.
Но собратья по Союзу художников, который тогда возглавлял Анатолий Скнарин, сместили его с поста и изгнали из организации. На этом творческая интеллигенция не успокоилась. Узнав, что идея скульптора получает финансовую поддержку, новый председатель союза Геннадий Запечный обратился в ростовскую мэрию с требованием провести открытый конкурс. Три года понабилось, чтобы вердикт жюри был вынесен.
Победил проект скульптора Владимира Белякова. И сразу начался новый скандал. Проект Белякова в общем и целом копирует скнаринский. Это позже констатировало и Национальное агентство по авторским и смежным правам. Правда, у Скнарина святой был облачен в грубую рясу из мешковины. Беляков же одел свое изваяние в праздничную мантию...
Имена авторов памятника обозначены скромной надписью с торцевой стороны. В то время как на самом видном месте фасада высечено золотыми буквами: "Памятник построен на средства коллектива, возглавляемого И.И. Саввиди". Прихожане собора возмущались, что на памятнике покровителю Ростова увековечено имя Саввиди и коллектива его табачной фабрики. Спонсоров было немало, средства поступали в попечительский совет, который финансировал реконструкцию всей зоны собора.
Позже гендиректор АО "Донской табак" судился с ростовской журналисткой Юлией Быковой, требуя взыскать с нее 5 млн. руб. за статью "Памятник Димитрию имени Саввиди", которая якобы нанесла урон его деловой репутации. Истец считал, что приведенные в статье сведения о том, что коллектив акционерного общества и он лично намерены были увековечить свои имена, являются недостоверными и порочащими, а все это, мол, решение администрации.
После открытия памятника потянулся шлейф загадочных историй. В кругах художников его нередко называют "нехорошим" памятником. Вспоминают, что и от известного скульптора фортуна отвернулась на долгие годы, именно когда он приступил к работе над монументом. А в Ростовском соборе внезапно скончался во время планерки, где обсуждалось возведение памятника, один из епархиальных деятелей. Да и сама идея возведения монумента святому покровителю вызвала бурю протестов в среде местной интеллигенции. Еще говорят, что памятник изваяли из пораженного радиацией гранита, и теперь, дескать, он фонит. Местная газета по этому поводу обратилась в Ростовский центр Госсанэпиднадзора с просьбой произвести соответствующие замеры. Те, в свою очередь, поспешили успокоить население: "Радиационного фактора, отрицательно влияющего на лиц, находящихся в районе расположения памятника святителю Димитрию Ростовскому, не обнаружено".
Памятник Димитрию Ростовскому стоит спиной к храму: святитель выходит из него и осеняет народ знамением... Побывавший в Ростове Патриарх Алексий II счел за лучшее вообще не заметить статую святого - от греха подальше...
Ростов-на-Дону
www.ng.ru/regions/2003-02-17/13_rostov.html Из досье на сайте «Табачные лоббисты»:
Иван Саввиди пришел работать на Донскую государственную табачную фабрику в 1980 г. В 1993-м он становится генеральным директором теперь уже компании «Донской табак».
«В декабре 2003 г. Саввиди избран депутатом Госдумы России. С апреля 2004 г. он является зам. председателя комитета Госдумы по бюджетам и налогам. Тогда же он переписал 78 проц. «Донского табака» на свою жену и оставил должность ген. директора, однако менее заинтересованным в процветании табачной отрасли от этого не стал. Совмещение статуса хозяина семейства, владеющего табачным бизнесом, и зам. председателя комитета по налогам уже само по себе несет коррупционную составляющую. Ведь снижение смертности от табака и интересы бюджета требуют роста акцизов в России в 10 раз, а поддержание бизнеса Ивана Игнатьевича - как раз обратного...» Читая эти строки, становится понятно, почему все попытки добиться роста акцизов были блокированы российским парламентом, хотя, как показывает мировой опыт, удорожание табака является наиболее эффективной мерой в борьбе с курением. Более того, г-ну Саввиди удалось пролоббировать комбинированную ставку акциза, состоящую из специфической ставки, когда акциз собирается за тысячу сигарет, и адвалорной (процентной) ставки, исчисляющейся в проценте от стоимости. По мнению эксперта Аркадия Хелса, собирающего и публикующего компромат на табачных бизнесменов и их прихлебателей на сайте «Табачные лоббисты», процентная ставка акциза заставляет курильщиков переходить на более дешевые сигареты, а не завязать с курением. «Саввиди удалось обмануть государство и граждан России, протащив адвалорную компоненту, - пишет Хелс. - В результате собираемость акцизов упала, поскольку табачные компании стали занижать официальную стоимость сигарет, обналичивая их через подставные фирмы. Смертность от курения продолжила свой рост, а мир узнал о таком абсурде, как официальная максимальная розничная цена сигарет».
sites.google.com/site/arkadiyhealth/ Саввиди о себе на личном сайте:
"С 2000 года основан благотворительный фонд И.И. Саввиди. Занимаясь духовным возрождением нации, он сотрудничает с Ростовской епархией, помогает детским домам, организует отдых сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Саввиди лично принимает участие в восстановлении православных святынь, благодаря его усилиям построен храм Святого Духа в селе Прохома (Греция), ведется строительство греческого православного храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ростове - на - Дону ( Россия)."
ttp://www.savvidi.ru/biography/index.html