Воспоминания М.Р. Попова (1851-1908) о "Земле и воле" в Ростове в 70-х гг 19 века. Часть 1.

Dec 17, 2010 18:32

 

В 1861 году образовался в Петербурге основной кружок партии «Земля и Воля». Членам основного кружка вменялось в обязанность организовать по типу основного кружка кружки по районам России. На первый раз избраны такими районами были [Воронеж] и [Ростов-на-Дону]. Весной 1877г.  часть  членов  основного  кружка  отправилась  в [Воронеж],  а  другая  в [Ростов-на-Дону].
Я  отправился  в  числе  трёх  в  Ростов-на-Дону,  который  с 1874  г.  служил  центром революционной деятельности в своем районе. Теперь, перебирая в моей памяти всё прошлое из  деятельности  революционеров,  мне  кажется,  что  едва  ли  какой  другой  город  в  России имел такие благоприятные условия, как Ростов н/Д. Не было только учащейся молодежи так как  Ростов  н/Д  не  был  университетским  городом.  К 1876  г.  Ростов  н/Д  представлял  с  этой точки  зрения следующее.

Земская управа, благодаря председателю  земства и члену управы давала революционерам возможность помещать своих врачей, фельдшеров и учителей. В  уездной  земской  управе  секретарём  был [Валерьян  Осинский]  и  ещё  один  свой человек,  так  что  в  зиму 75-76-гг.  почти  весь  канцелярский  состав  состоял  из революционеров.  Чугунно-литейный  завод [Грагама]  был  к  услугам  революционеров. Администрация его - управляющий, конторщик и бухгалтер были свои люди. Поместить на завод своего человека ничего не стоило. Помню, когда я привёл к управляющему в 1877 году Сентянина,  студента  Горного  института (известного  потом  под  кличкой «Инженера»),  и попросил  поместить  его  на  завод  в  качестве  рабочего  бесплатно,  то  управляющий  на  это сказал шутя: «Зачем бесплатно, пусть Грагам платит за пропаганду. Самого его теперь нет, - уехал  в Англию,  а к  его  возвращению пилить напильником  вещь немудрёная - можно будет  научиться,  и,  значит,  глаз  хозяйский  ничего  не  заметит».  В  железнодорожном управлении  тоже  были  связи,  помещать  на  службу  было  легко.  Кроме  того,  в  самых железнодорожных  мастерских  были  и  инструментальщик  Жучковский  свой,  монтёр  Б-ев свой.  В  Азовско-Коммерческом  банке  служил [Лев  Гартман],  а  братья  его -  один  на правительственном телеграфе [Николай Гартман], а другой на одной из железных дорог, и, следовательно, на 600 вёрст даровая езда.

Городская  библиотека  была  к  услугам  революционеров. На  табачной фабрике  тоже можно было помещать своих людей и даже курить даровой табак. Это более крупные связи. Но  было  много  и  мелких.  Угольный  склад  на  набережной  Дона  служил  не  только справочным местом, но в амбарах его я по ночам возился с босяками, пока Алексей-босяк не убедил  меня  бросить  это  занятие,  что  я  и  сделал,  рассчитывая  зимой  открыть  притон  для босяков, по совету того же Алексея...

Задачей  нашей  было  воспользоваться  теми  благоприятными  условиями,  которые представлял  Ростов  н/Д  для  выполнения  программы «Земли  и Воли». Два  из  нас  взяли  на себя вести дело с рабочими, устроили с этой целью сапожную мастерскую, а я, третий член основного  кружка,  в  который  я  зачислен  в 1877  году,  должен  был  быть  связующим  звеном между культурными людьми и ими. Положение моё, будь я один, может быть, было бы мне не по силам, но у меня, помимо этих двух товарищей, с которыми я обсуждал и должен был обсуждать все планы, был ещё один человек, опытный в житейских делах, образованный и умный  человек,  брат [Валерьяна  Осинского], [Павел  Андреевич -  председатель  уездной земской управы], без совета с которым я ничего не предпринимал. Нам казалось, что условия для  нашей деятельности  хороши,  а  в  будущем  можно  было  надеяться  и  ещё  на  лучшее.

Рабочих  было  привлечено  много  в  организацию.  Образовался  основной  местный  рабочий кружок, члены которого собирались в сапожной мастерской или у кого-нибудь из семейных рабочих на сходки. На сходках этих обсуждалась программа деятельности среди рабочих и вообще  проекты  возможной  агитации  среди  них.  Сходки  же  всех  посвященных  в  революционные планы рабочих собирались за городом. Иногда на таких сходках собиралось рабочих  много;  бывало,  что  переваливало  за  сотню.  Эти  последние  сходки  были  очень благотворны  в  агитационном  смысле,  и  отголоски  этих  сходок  помимо  нашего  ведения проникали  дальше,  чем  мы  думали,  в  среду  рабочего  люда  и  мещанства. Например,  собрался однажды  основной  кружок  рабочих  в  сапожной  мастерской,  во  флигеле  на  Кузнечной улице (ныне улица Пушкинская).  Улица  нам  показалась  довольно  подходящей,  довольно широкая,  вдали  от  центра города,  и  мы  так  привыкли  к  безопасности,  что  никому  и  в  голову  не  пришло  прикрыть створки  окон  на  улицу  прежде,  чем  начать  революционные  разговоры. Вдруг  открывается дверь, входит хозяин флигеля и обращается к нам со словами: «Эх, и бить же вас, господа, нужно, открыли окна и кричат на всю улицу. Положим, что у нас тут, слава богу, полиция редко  показывается,  а  на-ко  вот  какой  злой  человек  подслушает,  вот  и  пропали  все». Мы, конечно, состроили невинные мины, - за кого, мол, вы нас принимаете! Но не тут-то было, хозяин  наш  прекрасно  знал,  что  мы  за  люди. «Ну  что  там  долго  говорить!  Ведь  не  в Кубанских  же  степях,  чай,  вы,  живете,  а  среди  людей,  и  мы  об  вас  кое-что  слышим».

Успокоил нас, прикрыл окна и попросил продолжать. Конечно, мы подтянулись, и, чтоб не обидеть его своей подозрительностью, некоторые из рабочих продолжали говорить что-то в роде  того,  что  надо же  и  рабочим  взяться  за  ум  и  самим  позаботиться  о  себе,  будет, мол, полагаться  на  то,  что  о  них  порадеет  правительство.  Надеялись,  слава  богу,  долго,  пора божьим  старушкам  это  предоставить.  С  этого  дня  хозяин  стал  своим  человеком,  и  когда жандармы, по доносу рабочего Никопова, решили накрыть нас, то сапожники, узнав об этом, сдали свое добро хозяину, а сами ушли. Мало того, мы послали наблюдать, что делается на Кузнечной улице, у бывшей  сапожной мастерской. Наши наблюдатели не  заметили ничего подозрительного,  и  мы  решили  послать Севастьяна Ильяшенко  забрать  кой-какие  нужные вещи.  Особенно  Титыч [Тищенко]  беспокоился  об  оставшихся  книжках.  Ильяшенко отправился  и  стал  в  квартире  хозяина  отбирать  вещи,  которые  находили  нужным  взять поскорей.  В  это  время  и  нагрянули  жандармы.  Хозяина  самого  не  было  дома,  а  хозяйка предложила  Ильяшенко  спрятаться  в  кладовой,  а  сама  вышла  навстречу  гостям.  Ей объявили, что у их жильцов во флигеле должен быть сделан обыск, так как их квартиранты заподозрены  в  государственном  преступлении.  На  что  она  ответила,  что  флигель  вот, пожалуйте, но жильцы, бог их знает почему, вчера спешно съехали с квартиры и сказывали, будто  бы  им  неотложно  нужно  уехать  в Харьков. Жандармы  всё-таки  вошли  во  флигель, прошлись  по  опустевшим  комнатам,  да  с  тем  и  отправились,  впрочем,  по  словам  хозяйки, подобрали на полу писанные бумажки. Севастьян же на другой день утром явился и сообщил нам о гражданской доблести нашей бывшей хозяйки.

На Шахтах  в 90  верстах  от  Ростова  у  нас  также  были  связи,  и  там жил  в  качестве шахтёра вначале Быковцев, пока не отправился в [Екатеринославль], где в это время сидел в тюрьме Гартман (он был выпущен на поруки священнику и оттуда прямо уехал в Саратов). Организованного кружка рабочих там, правда, не было, потому что рабочие на этих шахтах не  представляли  в  то  время  специализированных  рабочих,  и  состав  их  часто  менялся;  но несколько  рабочих,  как,  например,  заправщики,  мелкие  приказчики  при  складах  угля,  были посвящены  в  революционные  дела,  т.  е.  им  сообщали,  что  в  России  существует революционная партия, ставящая своей задачей произвести переворот в России в интересах представителей  труда, -  крестьян,  фабричных  рабочих  и  вообще  людей,  работающих  по найму. Что  касается  основной массы  рабочих,  которые  в  большинстве  своем представляли людей беспаспортных объявлявшихся тамбовцами, то их не было нужды особенно стесняться, так  как  каждый  работавший  на  шахта  хорошо  знал,  что  с  волками  жить,  надо  по-волчьи выть,  и  тот,  кому  не  нравились  революционные  разговоры,  мог  сам  не  принимать  в  них участия,  но  переходить  в  своей  преданности  законным  порядкам  границы  товарищества -  значит,  рисковать  своей  головой,  ибо  большинство  рабочих -  народ беспокойный,  сегодня  я  здесь,  а  завтра  ищи  ветра  в  поле,  и,  значит,  легко  могут  найтись такие молодцы,  которые  не  остановятся  перед  тем,  чтоб  спустить  в  выработанные шахты, лишь бы было за что. Мне как-то пришлось прожить на шахтах дня 4-5. У нас там был один казак, которого нужно было удержать на шахтах, как подходящего для нас, по этому поводу меня и вызвали туда, чтобы я с помощью доктора, знакомого вам (Владыкина], выкрутил его, как мне сказали. Мне пришлось услышать там такую народную молву. Якобы донское начальство донесло в Петербург, что на шахтах народ беспаспортный, что поэтому с ним нет никакого  сладу,  и  просило  позволения  у  наследника,  как  атамана  казачьих  войск,  вывести всех беспаспортных и завести порядки на шахтах, как везде в России. Но наследник, будто, на  это ответил  так: «Мой лес, мои и  зайцы», и велел не  трогать. Так,  значит, начальство и осталось с носом.

На земской службе мы поместили фельдшериц и несколько учительниц. Учительский персонал в это время» округе Ростова н/Д был вообще довольно развитой, благодаря тому, что братья [В. Осинского] считали земскую школу своим главным делом и потому выбирали учителей для земских школ с разбором. В самом городе был кружок учителей довольно ярко окрашенный  в  революционный  цвет,  да  и  в  окружности  были  учителя,  напр.,  в  станице [Гниловской]  был  учитель,  хорошо  ведший  пропаганду  среди  казаков.  Затем  на  довольно значительном расстоянии от Ростова был один учитель, который потом, во время возникших недоразумений  среди  донского  казачества  по  поводу  введения  земства  в  Земле  Донского войска, выстрелил в станичного атамана...

Ростов-Петербург, 19 век, биографии, краеведение, воспоминания, политика, революционеры, Народная воля, автобиографии

Previous post Next post
Up