Фотографии Валериана Петрыковского. Часть 2. Биография Петрыковского.

Oct 29, 2010 12:12


1
Фирменный знак фотомастерской Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 - нач.20 века.

Вчера была в Донской публичной библиотеке. На первом этаже проходит маленькая выставка "Виды старого Ростова". В экспозиции принты фотографий Валериана Петрыковского и Елисея Черепахина среднего качества. При этом ИМЕНА АВТОРОВ ФОТОГРАФИЙ НЕ НАЗВАНЫ, НЕ УПОМЯНУТЫ НИ ОДНОГО РАЗА. Хотя чему удивляться? Краеведы уже много десятилетий эксплуатируют фотографии этих двух мастеров, перепечатывая из книжки в книжку без указания авторства.

Теперь о биографии Валериана Фомича Петрыковского. Видимо потому что фотоискусство воспринималось в прошлом ( и воспринимается сейчас) многими как "неискусство", не особо интересовались сведениями о жизни фотомастеров. Найти какие-нибудь статьи о ростовских фотографах в ростовской прессе конца 19 - начала 20 века невозможно. Всё, что мне удалось обнаружить о Петрыковском, - это небольшой отрывок в предисловии к книге "Ростов-на-Дону. Портрет города на рубеже 19-20 веков" (Изобразительное издание. Ростов н/Д, Золотое сечение, 2007.) Автор текста А.П.Деркач, старший научный сотрудник Ростовского областного музея краеведения.


"Большая часть фотографий в нашем издании основана на фотоальбоме мастера видовой городской фотографии конца 19 века Валериана Фомича Петрыковского. Так произошло, что сведений об этом фотографе крайне мало, да и сама история фотоальбома, хранящегося в библиотеке, покрыта тайной и неизвестностью. Мы не знаем сегодня, для кого был выполнен этот альбом (такие дорогостоящие издания, как правило, изготавливались на заказ), есть ли другие экземпляры, сколько вообще видовых снимков было сделано этим фотографом. Попытаемся же собрать хотя бы то немногое, что о нём известно.
В 1880 году, когда Валериан Фомич приехал в Ростов, на весь город было 5-7 человек фотомастеров, работавших на заказ. В основном это были люди приезжие, имевшие немецкие, еврейские или польские корни. Дворянин Петрыковский открыл своё заведение по Соборному переулку - на оборотах его фотографий значится: «ход с Темерницкой улицы, №81».
Валериан Фомич сразу же дал понять, что работать по старинке он не станет: в периодических изданиях он разместил объявления, что работает не на мокроколлоидных, собственноручно приготовляемых пластинках, а только на новых сухих, бромо-желатиновых, и не на отечественных, а на «самых лучших заграничных». Новый способ позволил сократить время экспонирования до 0,1 секунды, поэтому мастер с гордостью писал: «Снимки производятся моментально!», «Снимки одинаково получаются, как в солнечную, так и в пасмурную погоду!». Но самое главное - он делал не только портреты горожан, но и снимал виды: «Принимаю всевозможные фотографические заказы различных величин фотографических снимковвнутренних и наружных, зданий, фабрик, заводов, в станицах и имениях», «виды, архитектурные здания и разные копии…»
Эти посулы не были пустыми обещаниями: именно Петрыковский в течение 10-15 лет неутомимо снимал город: и как будто отстранённо, со стороны левого берега, и виды центральной части города, и виды окраин; фабрики и городские общественные здания, зелёный городской сад и каменистый крутой спуск к Дону.
Его снимки и сегодня можно отличить от другихблагодаря особой «чистоте жанра» городской фотографии, умению концентрировать внимание на главном, ненавязчивой постановочности и в то же время реалистичности.
Среди его работ можно условно выделить: видовые фотографии зданий, как правило, недавно выстроенных, «в чистом виде», на которых ничто не отвлекает от прелести их архитектурного образа (таковы «Лютеранская кирха», «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, «Дом Максимова» и др.); панорамы, выполненные с разных точек, как с низких, так и с высоких, позволяющие охватить взглядом довольно большие городские пространства (общий вид города с левого берега Дона,виды станицы Гниловской, Затемерницкого поселения и др.); фотографии производственных корпусов, которые выполнялись на заказ (такие, как фото фабрики В.А.Асмолова, паровой мельницы Ф.И.Солодова); а также фотографии, в которых присутствует элемент неожиданности, репортажности, и в то же время видна постановочность кадра (яркий пример - фотография пожарной команды во дворе депо).
Великолепное качество фотографий объясняется не только мастерством автора, но и тем, что он использовал в своей работе профессиональную студийную камеру. Конструкция этой камеры была настолько проста и функциональна, что ею пользовались на протяжении почти ста лет.
Свидетельством мастерства В.Ф.Петрыковского стали и его ученики - сын Борис Петрыковский, который продолжил дело отца, и Василий Тимофеевич Лосев, участвовавший во многих отечественных и зарубежных фотовыставках и неизменно получавший высокие награды."

В книге приводится адрес фотостудии дворянина Валериана Фомича Петрыковского: «по Соборному переулку вход с Темерницкой улицы, №81, дом Краморенковой (с 1881 года)». Есть и адрес: Соборный переулок, между Садовой и Московской улицами.

Все иллюстрации в этом посте взяты из книг "Образы старого Ростова: Фотоальбом" (2-е изд., Ростов н/Д, Омега Паблишер, 2006) и "Ростов-на-Дону. Портрет города на рубеже 19-20 веков" (Ростов-на-Дону, Золотое сечение, 2007). Извините за плохое качество: не сканирую, чтобы не нарушать авторское право издателей.


2
Фирменный знак фотомастерской Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 - нач.20 века.


3
Фирменный знак фотомастерской Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 - нач.20 века.


4
Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 - нач.20 века. Из коллекции краеведа Г.Ф.Лаптева.


5
Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 - нач.20 века.


6
Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 века.


7
Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, нач.20 века.


8
Е.А.Шах-Азиз, историк Нахичевани-на-Дону, с женой Еленой. Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 века.


9
Синельников Николай Николаевич, известный русский режиссёр. Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, нач.20 века.


10
Аттаров Емельян Борисович, владелец магазина дамских изделий в Анапе. Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, нач.20 века.


11
Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 века.


12
В.И.Лешкевич, старший врач Владикавказской железной дороги. Фотография Валериана Петрыковского. Ростов-на-Дону, кон.19 века.

Петрыковский Валериан, биографии, 1890-е, фотографы, 1910-е, фото

Previous post Next post
Up