Михаил Гамаюнов об Алексее Фёдоровиче Лосеве. Статья.

Jul 22, 2010 16:37



Участники научной конференции памяти А. Ф. Лосева в Московской духовной академии. 3 декабря 1989 года.
Слева направо: Маргарита Аркадьевна Ларичева; Л. И. Постовалова; о. Алексей Бабурин, настоятель храма Николая-угодника (с. Ромашково Московской области); Александр Владимирович Жавнерович, ныне - о. Александр; инспектор Московской духовной академии игумен Димитрий Капалин, ныне - епископ Тобольский и Тюменский; В. П. Завьялова, кандидат филологических наук; Ольга Михайловна Савельева, кандидат филологических наук; А. А. Тахо-Годи; М. М. Гамаюнов; Зоя и Валерий Жарких; Николай Константинович Гаврюшин, преподаватель Московской духовной академии; инспектор Московской духовной академии игумен Константин Горянов, ныне - епископ, ректор Санкт-Петербургских духовной академии и семинарии; Максим Евгеньевич Козлов, преподаватель Духовной академии, ныне - о. Максим, настоятель храма св. Татианы при МГУ; Валерий Павлович Ларичев, врач-психиатр, ныне - о. Валерий, настоятель храма св. Флора и Лавра (с. Ям Московской области).
http://modernlib.ru/books/tahogodi_aza_alibekovna/losev/read_34/

"Я играл на рояле Алексею Федоровичу"
Памяти А. Ф. Лосева

"В Ростове Лосева чествовали ярче, чем Гегеля в Германии" - это мнение гостей из Германии, явившихся свидетелями Лосевских дней, прошедших в Ростове-на-Дону в сентябре 1993 г. к 100-летию со дня рождения великого русского мыслителя. Не поддаваясь искушению ложного оптимизма по поводу "успешно проведенного мероприятия", стоит заметить, что выразившим... такое мнение жителям Германии имя Лосева говорит больше, чем, некоторым его землякам. Во всяком случае, в день открытия Лосевских дней, непосредственно перед выходом на сцену Большого зала Ростовской филармонии, автор этих строк случайно услышал вопрос, повисший в разговоре между музыкантами из симфонического оркестра ростоблфилармонии: "А кто такой Лосев?" Так кто же такой Лосев?


Объёмней всего сказано в итальянской энциклопедии: "русский мыслитель". Но что стоит за этими словами? Сравним их со словосочетанием "советский ученый" (так обычно именовали Лосева официальные источники). В понятии "советский ученый" таится некая изначальная безличностность, основанная на отказе от национальных корней и родной земли в угоду специфическому догматизму определенной идеологии. Понятие же "русский мыслитель" предполагает изначальную ориентацию на корни русского, национального единства, причем - на корни духовные. Эти корни питаются соками церковно- личностного понимания истории России. Русский мыслитель всегда помнит, что единство России освящено преподобным Сергием Радонежским и не мыслится вне церкви как духовного организма, как "тела Христова". Именно такое понимание России Алексей Федорович Лосев (23.9.1893 - 24.5. 1988) бережно пронес через всю почти 95-летнюю жизнь.

А началась эта жизнь в Новочеркасске, где дед Лосева по линии матери был настоятелем храма архангела Михаила. Церковь же в основанной атаманом Платовым гимназии, оконченной Лосевым в 1911 г. с золотой медалью, была посвящена основателям русской письменности - св. равноапостольным Кириллу и Мефодию, в день памяти которых - 24 мая 1988 г., накануне празднования 1000-летия христианства на Руси, философ ушел из земной жизни.

"Церковь в здании моей гимназии в городе Новочеркасске на Дону" и "родина" есть "священные предметы", определяющие для Лосева его жизненную "реальную общность", - так сказал он в своей "лебединой песне» - "Слове о Кирилле и Мефодии", - продиктованном за несколько дней до кончины.

Лосев всегда с удовольствием говорил о своем казачьем происхождении. 22 июля 1914 г. (по ст. стилю), он писал из страницы Каменской своей знакомой в Петербург: "Молитесь за Родину, молитесь за нас, казаков, может быть благороднее, святее пострадать за родную землю, за святую родину? Я покажу моим друзьям и недругам... чему научила меня философия". И это слово он сдержал. Вся его жизнь представляет сплошной и невероятно напряженный творческий процесс, который невозможно характеризовать иначе, как духовный подвиг. Лосев явился младшим современником плеяды русских философов, с именами которых связывают понятия "серебряного века" русской философии и русского религиозно-философского ренессанса".

Священники П. Флоренский и С.Булгаков. Н. Бердяев, С. Трубецкой. С. Франк и др. приветствовали появление молодого философа и поддерживали его начинания. В 1922 г. около 200 крупнейших представителей русской культуры (в том числе - философов) были изгнаны из России под угрозой расстрела в случае возвращения.

Символично, что именно в этом году, в день Св. Духа (5 июня). П. Флоренский в Сергиевом Посаде венчает Лосева и Валентину Михайловну Соколову (1898-1954), посвятившую всю жизнь Алексею Федоровичу.

В период 1927-1930 гг. выходит в свет так называемое "первое восьмикнижие" Лосева (по аналогии с 8-томной «Историей античной эстетики», выходившей с 1963 по 1994 год. В последнем из этих трудов - "Диалектике мифа" - Лосев отваживается привести суждения, само возникновение которых даже в мысли большинство сочло бы в те годы самоубийственным. Надо было обладать действительно казачьей удалью, заявляя в 1930 г., что материализм подобен "мертвому и слепому вселенскому чудищу", что "диалектический материализм" - это "вопиющая нелепость" и "полное попрание всякой диалектики", а "научный материализм", на котором хотят базировать все мировоззрение - это "обезьяна христианства". Но дело не только в казачьей удали.

Еще не все знают, что с 1929 г. имя "А.Ф. Лосев" на титульных листах книг следует брать в скобки в 1929 г. супруги Лосевы отрекаются от мира и принимают монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии - православных святых живших в 5 веке. Таким образом, автор "Диалектики мифа" - монах Андроник) в миру - А. Ф. Лосев, донской казак по происхождению. Лосев не был "удостоен чести" быть принятым в АН ССР. И его знаменитая черная шапочка отнюдь не академического происхождения, как иногда думают. Это - монашеская скуфейка, заодно скрывавшая облысение, полученное в результате лагерной дистрофии во время строительства Беломорканала. Тогда же произошло кровоизлияние в глазной центр, приведшее в дальнейшем к слепоте.
23 года мыслитель не мог публиковаться. И лишь после смерти Сталина начинают выходить в свет новые работы, теперь уже слепого монаха Андроника, до последних дней диктовавшего свои труды секретарям и Азе Алибековне Тахо-Годи - ученице и хранительнице домашнего очага мыслителя после кончины Валентины Михайловны.

Мировая научная общественность считает, что продиктованная Лосевым 8-томная История античной эстетики, - труд, который по обычным "меркам" мог бы осилить только целый научно- исследовательский институт. В целом же за последние 35 лег жизни Лосевым опубликовано около 400 различных работ, в том числе около 30 монографий. Особое место в жизни и творчестве мыслителя занимала музыка, любовь к которой он унаследовал от отца - скрипача и дирижера оркестров в Донской области. Большое значение имело, также знакомство с юной скрипачкой Цецилией Ганзен) впоследствии профессором Высшей музыкальной школы в Гейдельберге. Параллельно с гимназией Лосев окончил по классу скрипки частную музыкальную школу в Новочеркасске, руководимую итальянцем Ф. Стаджи, лауреатом Флорентийской консерватории. Уже в своих ранних статьях Лосев глубоко проникает в сущность творчеств Верди, Римского-Корсакова, Скрябина и Р. Вагнера. В 20-е гг. он - профессор Московской консерватории и публикует очень глубокую и самобытную монографию "Музыка как предмет логики" (переиздана в книге Лосева "Из ранних произведений" - М.. 1990. с комментарием автора этих строк).

Лосев говорил, что музыка есть "философское откровение", а философию почитал как "музыкальный энтузиазм". При этом он утверждал, что музыка таит в себе возможности особого рода познания действительности, и что "наука и философия .. должны иметь меньше притязании на объективное знание, чем музыка". Музыка, таким образом. была для Лосева выше и науки, и всех других видов искусства: "музыка гонит науку и смеется над ней".

Судьбе было угодно, чтобы я играл на рояле Алексея Федоровича при его жизни, и прощаясь с ним 25-26 мая 1988 г. И в ближайшие последующие годы конференции, посвящение Лосеву, слились с концертами в его память.

В октябре 1988 г. конференцию памяти Лосева организовал Ареопагитский Научный центр в Тбилиси, основание которого Лосев в свое время приветствовал и поддерживал. Открытие конференции состоялось в Гелати, в стенах монастыря, основанного в XII в. царем Давидом-строителем. После научного заседания католикос Восточной Грузии пригласил участников и гостей конференции на ужин. Грузины пели свои народные песни, а М.Т. Гамаюнова спела казачью песню "Как за речкой огонь горит" в память о казаке Лосеве. В день закрытия конференции в тбилисском Дворце ритуалов солист тбилисской филармонии Дато Давлианидзе ирал прелюдии и фуги И.С. Баха, я играл Сонату Листа си минор. В годовщину со дня смерти мыслителя - большой концерт в Таганрогском пединституте: Бах ( исп. Т. и О. Васина), Глюк и Конюс ( Е. Антипова и О. Багин), Лист (М. Гамаюнов), Скрябин (Г. Рабинович). Затем были конференции в Москве (май 1989 и 1991) и Ростове (октябрь 1984)Я играл Баха, Листа и Скрябина. В Ростовском концерте приняли участие педагоги Ростовской консерватории Н. Демин, А. Рукин и М.Черных (произведения Шопена и Верачини).

Естественно, что особым явился год 100-летия Лосева - 1993-й. По счастливому совпадению, 6 января - в канун Рождества Христова - я выступил на международной конференции "Скрябин и философия" в Доме-музее А. Н. Скрябина с докладом "Философские воззрения Скрябина в оценке Лосева" - так в год своего 100-летия Алексей Федорович символически посетил дом композитора, любимого им с юности.

День ареста Лосева в 1930 году, 18 апреля, совпал в этом году с Пасхой Христовой. В дни Пасхальной недели имя Лосева вернулось в Московскую консерваторию, откуда он ушел в 1930 г. строить Беломорканал.

Консерватория провела лосевскую конференцию, в Литературном институте им. Горького состоялась встреча "Лосев и музыка" (выступали ученик Лосева, филолог С.Б. Джимбинов и мы С Н. Деминым), а в Доме-музее М.Н. Ермоловой - вечер на тему "Лосев и Э.Т.А. Гофман" (мой доклад о символическом родстве Лосева и гофмановского капельмейстера Крейслера; пьесы Чайковского - исп. Оля Гамаюнова. Рахманинова - исп. Н. Демин, я играл Сонату Э.Т.А. Гофмана и "Гольдберг-вариации" Баха). Вечер прошел в том самом зале, в котором когда-то А.В. Нежданова готовила под руководством М.Н. Ермоловой партию Виолетты из " Травиаты" Верди, Нежданова, мастерством своим вдохновившая Лосева к написанию статьи «Два мироощущения. Из впечатлений после "Травиаты» (1916 г.), открывающейся посвящением Неждановой. "Далекой и светлой звезде..."

Прошедшая в Москве под эгидой Юнеско международная конференция памяти Лосева явилась, по мнению многих и отечественных, и зарубежных ученых, грандиозным событием. В День Ангела Алексея Федоровича, - 18 октября, в канун открытия конференции, - в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках было впервые официально объявлено о принятии монашества супругами А.Ф. и В.М. Лосевыми и отслужена панихида по монаху Андронику и монахине Афанасии. Завершилась конференция 22 октября - в день памяти святых Андроника и Афанасии. А 20 октября в память Лосева звучала музыка в Доме-музее Ф.И. Шаляпина. Яркую и изысканную программу (Бах. Паганини-Лист. Шопен, Глинка, Рахманинов) блистательно исполнил М. Ермолаев-Коллонтай. В заключение я играл Чакону Баха-Бузони - произведение, с которым (в скрипичном оригинале) Лосев окончил музыкальную школу. Юбилейные Лосевские дни состоялись в Ростове-на-Дону 25-29 сентября. В рамках конференции, организованной СКНЦ ВШ и философским факультетом РГУ, один из дней был целиком посвящен проблемам музыки в творчестве Лосена и проведен в стенах Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. Но главным событием явился музыкальный фестиваль, осуществленный благодаря содействию консерватории и филармонии.

Открылся фестиваль большим концертом симфонического оркестра ростоблфилармонии, дирижировал М. Рахлевский из США. Этот музыкант, организовавший камерные оркестры в США и Испании, объездил весь мир, выступал с выдающимися солистами (среди них - Н. Петров и В.Афанасьев), записал множество компакт-дисков. В настоящее время он - руководитель недавно созданного им же московского оркестра "Кремлин", уже весьма известного за рубежом даря многочисленным гастролям и записям на компакт-диски, Рахлевский приехал в Ростов бескорыстно (он отказался от гонорара) - просто в знак уважения к российской культуре. Думается, что, совершив этот поступок, Рахлевский сделал для русской культуры гораздо больше, чем многие россияне, у которых дальше разговоров о бездуховности "дело" не идёт.

Превыше всего Лосев ценил духовную музыку. В 20-е гг. он даже руководил левым хором и звонил в колокол в московской церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня. И второй концерт цикла "Из любимых произведений Лосева" - состоялся 27 сентября, в праздник Воздвижения. Программа открылась духовными произведениями Бортнянского в исполнении женской хоровой капеллы Классического лицея при РГУ (рук. М.Т. Гамаюнова), затем Оля Гамаюнова сыграла пьесу Чайковского "В церкви". Прозвучали Трио Чайковского "Памяти великого художника", - одно из любимейших произведений Лосева (недавно опубликована его повесть "Трио Чайковского") в исп. Т. и О. Багиных и М. Щербакова; фортепианные пьесы Рахманинова (Н. Демин); романсы и арии Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Беллини (Н. Зайцева. Н. Чернявская, Л. Фарапонов), Чакона Баха-Бузони (М. Гамаюнов). Отдельная программа посвящалась Скрябину (Р. Скороходова, Е.Чаплина, В. Дайч, А. Орехов.) Завершился фестиваль программой из русской духовной музыки в исполнении хора "Анастасия" (рук. С. Тараканов).

Огромный энтузиазм проявили сотрудники ростовского телевидения, посвятившие Лосеву специальный выпуск в передаче "Провинциальный салон". Можно с уверенностью утверждать, что подобного события еще не было. И не только в Ростове.

Тем более печально, что ростовская пресса в те дни никак не отреагировала на фестиваль (кроме консерваторской газеты "Камертон"). Может быть, это никому не нужно кроме музыкантов-участников? Кстати говоря, Ростовское издательство до сих пор не опубликовало ни одной книги А.Ф. Лосева.

Но начало положено. Давайте решать, нужно ли развивать в Ростове традицию музыкально-философских фестивалей памяти нашего земляка Лосева, или мы будем вечно чтить только Шолохова - великого, но не единственного? В нижнем Новгороде, например, уже прочно утвердились фестивали памяти А. Д. Сахарова. И не пора ли подумать об увековечении памяти мыслителя на его родной донской земле? В настоящее время Донская Государственная Публичная библиотека - безымянна. А ведь она достойна присвоения имени великого соотечественника. Найдутся ли возражения против присвоения ей имени Лосева?

1998
http://www.voskres.ru/school/gamajunov.htm

Ростов-Москва, 1990-е, воспоминания, Гамаюнов Михаил, духовность, 1993, статьи, Лосев Алексей, философы, 1980-е, память

Previous post Next post
Up