Круг Вениамина Жака в Ростове, 1948-1982

Jul 17, 2010 01:03

Известный писатель Александр Сидоров aleksid, в порядке обсуждения списка литераторов на архивном сайте, высказал недоумение по поводу присутствия в нем Вениамина Жака. Хочу более-менее развернуто аргументировать включение Жака, тем более, что он этот список возлавляет: "Семья и друзья Жаков" фигурируют в архиве как самый первый ростовский "круг" послевоенной неофициальной культуры.



Действительно, многим поколениям ростовчан, и не только, известен советский детский писатель Вениамин Жак - казалось бы, персона вполне "официальная": член КПСС и СП СССР, автор более 50 книг (в основном детских, маленьких), переводчик литературы народов СССР, никогда в тюрьме не сидевший и будто бы гонениям не подвергавшийся.
Однако, благодаря новым публикациям воспоминаний некоторых людей, посещавших дом Жаков в Нахичевани до войны и после (например, вот этих мемуаров Владимира Барсукова, бывшего ростовского школьного учителя истории, давно живущего в Германии) , постепенно становится ясно, что тут в течение десятков лет был один из немногих центров "другой" культуры в нашем городе.
Сам Вениамин Жак - старейший ростовский поэт-авангардист - в юности был близок к группе "ничевоки", лично знаком с Мандельштамом, Есениным, Мариенгофом, Хлебниковым, Маяковским. Обладал феноменальной памятью - читал наизусть огромное количество стихов Маяковского, Блока, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева.
Он был одногодкой, соседом и другом будущей писательницы Веры Пановой, считающейся первым "провозвестником "оттепели" в советской литературе. Члены очень литературной семьи Жаков, занимавшие разные должности в редакциях и библиотеках, после войны были объектами нападок в рамках последней сталинской кампании - "против космополитов".
С семьей Жаков породнился писатель Владимир Фоменко, переживший сталинское заключение, близкий товарищ еще одного зека - филолога Федора Тумилевича, отсидевшего дважды. Студентом в доме Жака бывал молодой Виталий Семин и все члены его подпольной шутовской "Академии париков", со скандалом разогнанные вскоре по всему Союзу. Племянница Вениамина - Елена Жак - даже вышла замуж за одного из опальных "академиков" - Николая Горбанева. Спаслись они на родине Жаков, в Махачкале, где до сих пор преподают филологию, пропагандируя авторов неподцензурной позднесоветской литературы.
Одним словом, "другую культуру" в этом доме если и не производили, то уж точно берегли и передавали ее ценности из поколения в поколение.
Надеюсь, со временем появятся или обнаружатся воспоминания о жизни в доме Жаков, лишенные глянца сервильности.
Может быть, что-нибудь о прошлой жизни в доме знает внучка Жака, преподавательница филфака РГУ, которую в мае нам не удалось найти. Может быть откликнутся Николай и Елена Горбаневы из Дагестана, с которыми я безуспешно пыталась связаться по махачкалинско-университетскому адресу. Наверняка что-то знает или слышала вдова Виталия Семина - Виктория Кононыхина-Семина... Одним словом - ищем членов семьи и друзей Жаков!

Барсуков Владимир, 1950-е, литература, круги, 1940-е, Горбанева Елена, 1970-е, Жак Вениамин, Ростов-Махачкала, Горбанев Николай, 1960-е

Previous post Next post
Up