Знаковые места Ростова: Большой Выставочный зал СХ на Береговой

Jul 10, 2010 20:07

Друзья! Это в общих чертах оконченный вариант описания одного из знаковых мест Ростова - Выставочного зала на набережной. В нем прошло единственное, зато "программное", мероприятие, имеющее отношение к "другому Ростову" - выставка "Италия имеет форму сапога" в января 1989.
Тут уже довольно много на тему этой выставки было сказано, поэтому этот материал - обобщение уже имеющихся архивов.



Общественное обсуждение выставки "Италия имеет форму сапога", январь 1989

Новые важные фрагменты в нем, еще в нашем сообществе не публиковавшиеся:
- множество фото художественных работ с этой выставки
- экспрессивная фотка с ее общественного обсуждения
- редкое фото многолетней жены Авдея - Людмилы Рождественской, с которой он познакомился именно на этой выставке
(все это - из архивов Авдея)
- рассказ Авдея об одном из безумных около-выставочных гуляний, приведших не участвовавшего в них Макса Белозора к счастливому браку с Ольгой Володиной.

Чего все еще для окончания работы над этой статьей для комментариев к карте знаковых мест Ростова не хватает:
1. Фотографий участников: Кошлякова, Константинова, Лютова, Морозова, Немирова, Палайчева, Слепченко, Шабельникова.
2. Фотографий работ с выставки (они имеются в ч.б варианте, а ведь это - живопись!, и - они имеются далеко не все).
3. Фотографий двух работ, закупленных на этой выставке Ростовским областным музеем изобразительных искусств: пейзажа Валерия Кошлякова и картины "Армянское чаепитие" Авдея Тер-Оганьяна (это был единственный случай госзакупок работ у представителей "неофициального искусства" в 1980-е; у самих авторов фоток этих работ нет). Тут, видимо, может помочь нынешний директор музея Светлана Крузе, имевщая непосредственное отношение к тогдашней арт-тусовке.
4. Фото Ольги Володиной, жены Макса Белозора - из тех времен.
5. Мнений и воспоминаний о выставке членов других участников и близких друзей участников выставки: Александра Лютова, Юрия Шабельникова, Валерия Кошлякова, Юрия Палайчева, Вадима Морозова, Макса Белозора, Людмилы Рождественской, Ольги Володиной, Виталия Калашникова. Хочется так же, чтобы они прислали фото своих работ, выставленных на "Италии" с подписями и датировками.
5. Мнений и воспоминаний членов других арт-групп, в ней участвовавших: "Чалтырь", "АРС"
6. Мнений и воспоминаний о выставке "принимающей стороны" - Союза Художников, прежде всего -тогдашнего директора этого зала г-жи Щеблановой. Кто-нибудь знает - она в Ростове? Жива ли, здорова?
7. Вот было бы круто найти и поговорить с тем куратором из КГБ, которому Авдей проводил персональную экскурсию по выставке
8. Мнений и воспоминаний о выставке других посетителей, как проявлявших особую активность, так и заинтересованных наблюдателей. Может быть, на фото с обсуждения кто-нибудь узнает себя?
9. Современной фотки того места на Береговой, где раньше стоял Выставочный зал СХ

Вот если бы все это было, то получилась бы идеальная статья!
А пока получается вот так:



Большой Выставочный зал СХ на набережной
ул. Береговая, 10

События:
Выставка "Италия имеет форму сапога", январь 1989



Изначально здание касс Речного вокзала было возведено специально к визиту Сталина, который должен был посетить Ростов во время поездки по Волго-Донскому каналу (видимо, 1952, когда канал и открыли?). Но поездка не состоялась.
В конце 70-х, когда было построено новое здание Речного вокзала, в помещении касс был устроен Большой Выставочный зал Ростовского отделения Союза художников РСФСР.
Единственный раз в это здание за все время его существования в качестве выставочного зала были допущены "неофициальные художники": в январе 1989 тут прошла молодежная выставка "Италия имеет форму сапога", длившаяся две недели.

Формально выставка была инициирована Ростовским отделением Союза художников и должна была представить все тогдашние неформальные художественные группы Ростова и области. Но фактически ее организовывали художники-авангардисты товарищества "Искусство или смерть". От этой группы в выставке участвовали: Валерий Кошляков, Николай Константинов, Александр Лютов, Вадим Морозов, Мирослав Немиров, Юрий Палайчев, Василий Слепченко, Авдей Тер-Оганьян, Сергей Тимофеев, Юрий Шабельников.

Мотивы проведения и процесс подготовки выставки были описан прямо в ее афише:



ИТАЛИЯ ИМЕЕТ ФОРМУ САПОГА,
но дело, собственно, не в этом. Такая беда - денег нет. Решили мы сильно разбогатеть. А кто не хочет? И решили мы ехать в Москву. Конечно, лучше бы поехать в Америку, но… сами понимаете. Тогда решили все-таки в Москву. Значит, собрались, билеты купили, сели в поезд и поехали. Приехали, значит, в Москву, с вокзала и пошли. Москва, как известно, город очень большой, знакомых и друзей много, и люди они тоже хорошие. Но помочь они нам ничем не могли.
И вот постепенно познакомились мы с неким Жуковым. Тут у нас тоже есть один Жуков, только Гена, который написал, что когда он садится играть на флейте, у него выходит с выдохом вино, но с него какая ж польза? Он же писатель. А то - другой совсем Жуков. Он работает в клубе «Атлет» директором. Он-то и решил нам помочь: видит - ребята хорошие. Звали его Леонид. Но Жуков тянул, тянул, а время идёт. Зима скоро. А Тимофей в одном пиджаке, и то он его подарил Светке, которая на итальянской выставке работала переводчицей. Хорошая такая. Так он ей пиджак и подарил. Если бы художник Филатов не подарил ему пальто (дай бог ему здоровья), то, может быть, и умер. А что вы хотите? Так и бывает. Вот художнику Тер-Оганьяну мама рассказывала: такси ехало - троих сбило. Но то, правда, не на смерть. Так ведь когда как, правильно? В общем, пообносились мы, потратились, замерзли, и давай домой. Приехали в Ростов. А тут как раз в Ростовский областной музей изобразительных искусств музее изобразительных искусств выставку обещали. Мы туда. А они говорят: в январе - никак! Мы так и так - в Москву надо ехать, Жукову картины везти. Они говорят: ладно. Сейчас на Береговой «окно». У Коробова должна быть очередная, но он почему-то откладывает. Но мы, с другой стороны, люди благородные, дай, думаем, всех позовем. Туда - сюда - всех известили. Значит так: 14 числа (января), в субботу, в выставочном зале СХ на Береговой, 10 состоится открытие выставки группы художников «Искусство или смерть» (бывшие «Жупел»), «АРС» (объединение авангардно-романтический символизм, или Ассоциация ростовских символистов), группы художников «Чалтырь» и других.
Выставка продлится с 14 по 31 января. ВИЛКАМ ПЛЫЗ!
Открытие - 14 января 1989 г., в 12 часов, Береговая, 10 (1).



Гоша Буренин, Авдей Тер-Оганьян и Сергей Тимофеев на выставке



Интервьер выставки с неизвестным



Тима на выставке



"На этой выставке местный музей изобразительных искусств даже сделал первые (и последние) закупки", - вспомнил Авдей Тер-Оганьян (2). По его сведениям, были куплены две работы - пейзаж Валерия Кошлякова и авдеевское "Армянское чаепитие". Скорей всего, обе работы хранятся в запасниках музея. Но ни на каких выставках они на разу музеем не выставлялись (7).

В рамках работы выставки проходило и ее общественное осуждение - так было принято в советские времена. Отличная традиция, жаль утраченная. Было прикольно.



Общественное обсуждение выставки. За столом сидят: в первом ряду - Владимир Кривенко, Юрий Палайчев, Николай Константинов, Сергей Тимофеев; стоят: Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников



Коля Константинов потом рассказывал: «Мухе негде было пролететь, как говорится, а художники (3) ещё хотели провести лошадей на выставку посмотреть, что было запрещено. Поднимается со стула одна женщина и спрашивает Юрия Шабельникова (это сейчас Юра концептуалист, а тогда писал живописно и пластически крепкие и очень красивые картины). Так вот. Спрашивает: «Ставите ли вы в своей живописи какие-нибудь пластические задачи?». На что Шабельников говорит: «На Ваш вопрос ответит наш идеолог». Поднимается наш друг, немец Ральф, и начинает речь. Начинает и продолжает. Речь на полчаса примерно. Рассказывает притом анекдоты на немецком. Серьезно так. Потом садится, а речь берет Юра Шабельников. Говорит: «Мы ответили на Ваш вопрос. Вы поняли, о чём говорил искусствовед? Так вот, чтобы разбираться в современном искусстве, нужно знать его язык» (4).

Свои впечатления от выставки и от событий вокруг нее красочно изложил поэт Мирослав Немиров: "Выставка называлась (для смеха) "Италия имеет форму сапога", длилась две недели, заняв этот зал (довольно большой - меньше, конечно, Манежа, но побольше галереи Гельмана - примерно раз в 8) - весь, и это был период, когда мы, деятели авангардного ростовского искусства, катались, фигурально выражаясь, как сыры, говоря образно, в масле славы, и жировали кумы королям в лучах ее же: то есть славы: авангардизм был в СССР вообще, а уже тем более в Ростове-на-Дону, делом невиданным, и все нас за то, что мы являлись его представители, любили и чуть ли не носили на руках.
А еще впридачу там, на Набережной, были рядом друг с другом аж целых четыре пивные, в которых - во времена антиалкогольного угара! - пиво было наливаемо за малые деньги свободно и без малейшей очереди.
А еще и февраль был необычайно теплый - 16 градусов тепла! - в Ростове, который вовсе не пребывает в зоне субтропиков: вообще-то, в феврале в Ростове ходят в тулупах и собачьих шапках - и мы, участники товарищества, съезжались к открытию выставки, к 12 часам, и ждали, когда появится такой из посетителей ее, который выразит желание ближе познакомится с авторами, и поведет нас в какую-нибудь из упомянутых пивных: в "Якорь", "Рак" или "Ракушку".
И такой обыкновенно появлялся.
А если не появлялся - мы шли туда сами и ради денег - точнее, ради пива - читали стихи.
А.С.Тер-Оганян влезал на стул и объявлял:
- Господа! Поэт Мирослав Немиров сейчас вам прочтет стихотворение!
После чего я залезал на этот стул и читал - "На далеком Лонг-Югане" и всякий прочий упомянутый соц-арт, которого я тогда сочинял, - до фига, и - специально для чтения ради выпивки.
Люди нам за это покупали пиво. (Правда, бывало, что говорили при этом - нате, пейте, только со стихами своими отвяжитесь - но это уже частности).
А потом нас кооператор Капа полюбил.
(Капа - он, собственно, и назывался так, потому что был кооператор, - настоящее его имя и фамилия были никому не известны - да он и не находил нужным их сообщать.) (5)
И стал приезжать к закрытию зала и вел нас в соседний "Якорь", который был не просто пивной, а уже рестораном, и где стол уже ломился от заранее заказанных Капой яств.
- Ну, давайте, попиздите про искусство! - призывал Капа, откупоривая и наливая, и, нужно отметить, не пытался высказать свое мнение об этом искусстве, а именно ему хотелось, чтобы мы - попиздели о нем, а он - послушал.
Так что в стихах:

Слава в достаточной степени мне по барабану:
Я ее, в общем, в количествах нужных - изведал, -

излагаются, среди прочего, и впечатления от той выставки".(6)

Авдей добавляет: "Как-то все пошли в "Ракушку". Было очень тепло. Бухали буквально до ночи. Было полно народу. И мы ставили всякий рок и танцевали зимой на открытой площадке. Было охуительно!".

Другой участник выставки - художник, литератор и музыкант Сергей Тимофеев - написал отчет о ней в молодежную газету "Комсомолец".

Далеко зашедшие последствия от встреч с девушками

Авдей: "Во время выставки в нам пришли две девушки и сказали, что хотят сделать театр моды, и просят нашего совета. Мы обещали им свои советы дать и договорились о встрече.
Через несколько дней бухали в "Раке" в составе: я, Тима, Немиров, Коля Константинов и Жека-спонсор. Бухали-бухали, и потом вдруг я вспомнил, что сегодня - тот самый день, на который нам был назначен визит к этим девушкам. Но визит был назначен часов на пять, а вспомнили мы об этом часов в восемь. Но решили все равно ехать. Зарулили к Виталику Калашникову во двор, купили дохуища портвейна, и поехали к этим девчонкам. Жили они возле зоопарка, хуй знает где, в районе Текучева. Приехали. Позвонили в дверь. Открывает мамаша одной из девушек. Говорит, что девушки уже нету, а нас она не пустит. Мы очень расстроились - было очень холодно, наступила ночь, а мы оказались черт знает где. Мы выпили еще одну бутылочку на этаже подъезда, и я говорю: "Ребята, мы же - обладатели множества бутылок портвейна в период алкогольного дефицита! Можем позвонить в любую квартиру, и нам будут рады! И позвонил в соседнюю дверь.
Открывает нам дед в майте и в трениках. Мы говорим: "Вот мы пришли к вашей соседке, а ее нету дома. Можно мы у вас ее подождем? У нас много вина есть". Дед говорит: "Конечно, можно".
Мы заходим, а у деда такая спартанская обстановка, все очено аккуратно убрано, а на кухне, на чистом столе стоит полбутылки портвейна и стакан. И мы стали у деда бухать. А я каждые полчаса выходил на лестничную клетку в носках, звонил соседнюю дверь и спрашивал у мамаши: "Оля (типа) пришла?". И она уже стала на нас орать: "Я щас милицию вызову!". А мы ей смело: "А мы - у Михал Давыдовича гостим!".
Напились с дедом, он рассказывал нам про войну. Пели с ним военные песни и прекрасно провели время часов до двух ночи.
Стали собираться. А Тима уже на полу уснул. И тогда ебанат Коля Константинов, чтобы его разбудить, вылил Тиме на голову целую кастрюлю холодной воды. А ведь зима! И пришлось Тиме идти домой (на Северный), потому что он был с мокрой головой. А мы поехали дальше - к Жеке-Спонсору, на Коровский.
Оказалось, что в соседнем дворе с ним живут Маринка и Олька Володина. Мы, когда приехали, постучали к Маринке, взяли ее и стали бухать у Жеки. А потом мы с Немировым проснулись уже у Маринки в квартире. Маринка объяснила, что Жека-Спонсор, когда они уже уходили, а я заснул на полу, начал снимать с меня штаны, и они подумали, что он хочет меня выебать и забрали нас к себе.
А перед этим мы к Маринке уже лет пять не ходили. И тут, на следующий день, я напомнил Белозору о том, что есть же Маринка... Он вспомнил ее и сразу же туда пошел. И в тот же день там, у Маринки, познакомился со своей будущей женой Ольгой". (7)

Сам же Тер-Оганьян познакомился на этой выставке с Людмилой Станиславовной Рождественской, тогдашней сотрудницей рок-лаборатории, ставшей его женой на срок около десяти лет.



Людмила Рождественская и Василий Слепченко, Москва, 1990

***
После закрытия выставки заведующая Выставочным залом Щебланова сказала художникам: "В этом зале это была ваша первая и последняя выставка!". Так, собственно, и вышло.

Еще, как вспоминает Авдей, на закрытие пришел кагэбист, представился, показал документы и спросил о смысле выставки на предмет антисоветчины. Правда, сразу сказал - не волнуйтесь, мы ничего закрывать не будем, нам просто интересно, что все это значит. И Авдей Тер-Оганьян провел для него персональную экскурсию.

***
В 2007 Выставочный зал на Береговой, по слухам, пал жертвой неизвестных покусителей на городскую землю: здание снесли. Но освоить площадку не смогли. Теперь на этом месте разбиты большие клумбы.



Выставочный зал на Береговой перед сносом. 2007. Фото - Андрей Крашеница

НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ (9)

Сергей Тимофеев



Казнь провокатора Немирова, 1988. Эта самая большая картина выставки (2х4 м.) была расположена прямо напротив входа.



Максим Белозор и Александр Павлович Токарев (тогда - директор - худ. училища им. Грекова)на фоне картины Сергея Тимофеева

Немиров рассказывает:
"Среди прочего, что там (на выставке) было представлено огомное полотно С.Тимофеева, на котором был изображен то ли Прометей, то ли Геракл, в порядке постмодернизма перерисованный Тимой - но, конечно, в его, Тимы, специфической лихой и свободной манере - с какой-то античной вазы. (8)
Выставка имела шумный успех, все промелькнули перед нами, все побывали тут. Зашел и Леша-мистик со товарищи. Был такой человек в Ротове. Их был кружок мистиков, главный был Леша-мистик.
Они, кроме того, что были мистики - миры просветления, миры нисхождения, Дуггур, Уицраор, эгрегор, учение Дона Хуана и вся остальная хуйня, - еще были наркоманы. То есть, не только теоретики визионерства, но и его практики. Все за наркоманию не по разу и сидели.
Изъяснялись поэтому они на дикой смеси оккультного (эзотерического) и уголовного жаргонов, да ещё и с ростовским выговором - hэканием итд итп; хорошо бы эту смесь здесь воспроизвести - увы. Для этого нужно обладать сорокинскими стилизаторскими талантами - а вот уж чего у меня нет, так их.
Так вот, зашел Леша-Мистик на выставку, глянул на первый же экспонат - эту самую Тимину картину, называвшуюся как-то вроде «Голый мужик с факелом» - и тут же выскочил как пробка.
Через некоторое время Тима идет вечером домой, в темном переулке к нему подходят трое к кепках на глаза с золотыми фиксами во рту.
- Слышь, зяма, не спеши. Поговорить надо.
- А в чем дело, мужки?
- А ты нам объясни, чувачок: ты зачем дьявола нарисовал? Чисто так, по приколу? Или ты ему, может, того - (опасливо) - поклоняешься?
- Ну вы что, мужики! Конечно, чисто по приколу! Что же я - совсем сатанист - дьяволу поклоняться.
- А… ну если по приколу, тогда ладно. Но если поклоняешься - смотри…" (10)



Автопортрет.

Авдей Тер-Оганьян



Философский натюрморт. 1986



Полосочки. 1986



Пейзаж с полосочками. 1982-88



Портфель с полосочками. 1988



Дама в черном. 1983



Натюрморт с кофейником и подстаканником. 1984



Портрет Натальи Баженовой, прядильщицы Шахтинского хлопчато-бумажного комбината, ударницы социалистического труда. 1984



Портрет Генриетты Мараховской. 1987



Русский натюрморт. 1986

Василий Слепченко



Автопортрет. Вторая половина 1980-х

Николай Константинов





Лес. Вторая половина 80-х



Пейзаж с иероглифом



Закат над морем. Вторая половина 1980-х



Женщина у окна. Вторая половина 1980-х



Дерево. Вторая половина 1980-х

Валерий Кошляков



Дискобол. 1988

Юрий Шабельников



1983



Мержаново. 1986

Примечания

(1) Афиша сохранена, оцифрована и предоставлена нашему архиву Александром Месропяном.
(2) Из каталога ретроспективной выставки "Искусство или смерть", Музей изобразительных искусств на Гоголевском, Москва, 2009. Как удалось выяснить путем опроса участников, музеем были куплены две работы членов товарищества "Искусство или смерть": "Армянское чаепитие" Авдея Тер-Оганьяна и пейзаж Валерия Кошлякова. Эти работы до сих пор хранятся в запасниках Ростовского областного музея изобразительных искусств.
(3) Это были скорей поэты, чем художники: Геннадий Жуков и Виталий Калашников прибыли на выставку на лошадях популярного в неофициальных кругах Ростова конного кооператива "Сивка-Бурка", возглавлявшегося Ленкой Фиолетовой (Еленой Алексеенко). Показывать лошадям искусство - это было в духе Мояковского. Правда, Виталий Калашников участвовал в выставке и как художник - с графикой "из жизни дикарей".
(4) Из каталога выставки Н. Константинова «Обыкновенная живопись», Ростов-на-Дону, 2006. Авдей уточняет, что случай с Ральфом, читающим лекцию ростовской публике на немецком, был не случаем, а отдельным, заранее задуманным перформансом и проходил в другое время, хотя и в рамках той же выставки. И что во время этого перформанса нашлись-таки зрители, понимавшие по-немецки, и они даже пытались отвечать докладчику.
(5) Зовут этого кооператора Юра Капелевич. В тот момент его кооператив выпускал порошок против тараканов под названием "Коба", расфасованный в баночки из-под детского питания. Кроме мелкого предпринительства Юра занимался также сочинением бардовских песен, дружил с Тимой, Жуковым и пр. Юрину "Кобу" распространяли многие девушки из поэтической тусовки. Сейчас живет в Иерусалиме, продолжает сочинять, готовит к выпуску книгу
(6) Из эссе Немирова "Интердевочки" в его колонке "Все о поэзии", Русский журнал, 18 ноября 2002
(7) Из беседы Тер-Оганьяна с Анной Бражкиной, 09.07.2010
(8) Некоторая цветность этих черно-белых фотографий (розовые наплывы по краям) связана с тем, что они были залиты портвейном, переносимым Авдеем Тер-Оганьяном в "портфеле с полосочками", который был не только художественный объектом, но и использовался по назначению.
(9) Из эссе Мирослава Немирова "Леша-Мистик", энциклопедия "Ростов и остальная вселенная".

места, Константинов Николай, Володина Ольга, Алексеенко Елена, Морозов Вадим, выставки, Слепченко Василий, РОМИИ, Тер-Оганьян Авдей, Немиров Мирослав, Токарев Александр, Рак, Ракушка, Тимофеев Сергей, современное искусство, Жуков Геннадий, Италия имеет форму сапога, Володина Марина, Палайчев Юрий, Капелевич Юрий, Кошляков Валерий, выставочный зал на Береговой, Кривенко Владимир, Искусство или смерть, Якорь, Сивка-Бурка, 1989, Шабельников Юрий, Калашников Виталий, Белозор Макс, Лютов Александр, Рождественская Людмила

Previous post Next post
Up