Стадник, Мовсесян, Горский, Тищенко - группа ранних ростовских концептуалистов 70-х

Jul 05, 2010 02:23

На прошедшей недавно Первой Южно-российской биеннале современного искусства был представлен один проект, претендующий на локальное историческое открытие: ретроспективная выставка раннего ростовского концептуалиста 1970-х Александра Стадника.
Ее кураторами выступили коллекционер и психолог Игорь Введенский и молодой художник Сергей Сапожников.
Собственно, это была вообще первая выставка ростовских концептуалистов, о существовании которых не только широкая публика, но и узкая художественная среда, практически ничего не знали.
Между тем, эта группа концептуалистов-футуристов была достаточно сознательна и состояла из художников, литераторов и театральных деятелей. Их манифестом была "театрализации жизни".
Юрия Горского, визо-поэта и киноведа, мы, "детки из клуба ЭТО", даже немного знали - к нему нас как-то водила в гости Татьяна Викторовна Тамбиева. Но эта арт-группа, видимо, была довольно замкнутой, и "общение с молодежью" тогда продолжения не получило.
Было бы интересно узнать - было ли их всего четверо? повлияли ли они как-нибудь на следующее поколение художников и литераторов хотя бы в Ростове? в каком состоянии находятся их архивы? сохранились ли работы Мовсесяна и Горского?

А это - тексты и картины с выставки Стадника, спасибо Сергею Сапожникову sap-s.

Александр Стадник "концептуализм: здесь и там" часть 1
кураторы: И.Введенский и С.Сапожников.





из диалога во время подготовки выставки:
1

70-е годы - монолитный застой. Я - молодой архитектор с убеждением, что принадлежу искусству. Возможности самовыражения минимальны. Ресурсы идут на вооружение, запрещается применять металл в строительстве. Существует запрет на проектирование индивидуальных жилых и общественных зданий. Профессиональная невостребованность заставляет заниматься рутиной в проектном институте. Удивительно, но польский журнал "Проект" - единственный для меня источник информации о мире искусства.

2

Вспоминаю 1975 год, когда мы с Александром Тищенко работали в институте «Ростовский Промстройниипроект». Александр заведовал фото лабораторией. Никто особо не интересовался, чем мы там занимались. Имея профессиональное оборудование, мы могли позволить себе эксперименты. Затем к нам примкнул Юрий Горский, интересующийся визуальной поэзией. Ему удавалось путем тонких ухищрений выдавливать из печатной машинки при помощи сложных алгоритмов изысканно сконструированные тексты. В 1977 году накопившиеся работы мы выставили в зале союза архитектора под видом творческих работ («ВИЗО-77»).
Год спустя я с другом Оганом Мовсесяном сделал, пожалуй, первый архитектурный концептуальный проект для всесоюзного конкурса «перспективный театр» под девизом «344000». Особого понимания среди членов жюри и коллег мы не нашли, но через несколько лет эта работа вернулась к нам неожиданным приветом. Питерские архитекторы перепутали нас с голландцами. Кроме того, «Перспективный театр» экспонировался на втором всемирном биеннале архитектуры ИНТЕРАРХ 83. София, Болгария











Авторы сценария и режиссеры 344000

В современном обществе характерна интеллектуализация всех форм художественного сознания человека. Этот процесс, распространяясь на все виды искусства, охватывает в частности интересующие нас театр и архитектурное творчество.
На смену «современной» приходит качественно новая архитектура, характеризующаяся высоким интеллектуальным уровнем и глубинным вдумчивым подходом к решаемым проблемам.
Театр, за счет все более свободного отношения к нему, как к модели познании, т.е к ее традиционной форме, дает решения необыкновенные по силе восприятия реальных жизненных ситуаций (связей, отношений). Достигается это не путем иллюзорности «итальянского» театра, а воздействием на внутренние, интеллектуальные связи человека с внешним миром.
Дальнейший процесс общей интеллектуализации, распространяясь на театр, дает следующие результаты:
- становится возможным не возвращаться к жизни по петле, создаваемой традиционным театром, а можно вычленить (ввести) театр непосредственно в жизни, возможно восприятие театра в «чистом» виде.
- без посредника модели (традиционный театр).
Впечатления, получаемые в таком театре, максимально жизненны и непосредственны, так как события и их театральная интерпретация, совпадают по времени. Он также вырабатывает действенный творческий характер постижения действительности, позволяет подойти к жизненным ситуациям как к игровым моментам.
Предлагаемый театр возвращает нас к истокам самого первого театрика жизни - театра без стен и без крыш, началом которому была жизнь. Также он расширяет понятие «участие» - от «итальянского» через формы современного театра к данному.

Предлагаемый театр направлен против чрезмерной стереотипности жизни, против обезличенного повседневного течения времени. Традиционный театр является прекрасным, но лишь оазисом в наших буднях. Представляемый же театр обращен к нашей бесконечной повседневности, поднимая ее на уровень духовных ценностей.
Современный театр все более удаляется от абстрагированных массовых идолов. Обратившись непосредственно к жизни, человек хочет глубже понять и познать ее, вынести из нее личные (камерные) впечатления и ценности. Приобретение этих ценностей есть цель нашего театра.

Основой существования предлагаемого театра является введение «включающих» элементов или действий актера, которые говорят о том, что в жизнь вмешался режиссер и он хочет дать возможность переосмыслить ситуацию вокруг нас, пристальней вглядеться, выработать иное более полное представление о жизни, хочет насытить жизнь потенциалом, позволяющим получить от нее впечатления аналогичные тем, которые дают произведения искусства.

Вот пример одного из спектаклей предлагаемого театра.
На конкурс проектов перспективного театра приходит проект театра «повседневности» под девизом 344000. Основным элементом проекта является зеркальная коробка- символ неординарной ситуации, говорящий о том, что реальность с его появлением становится несколько иного плана. Лишь формальное соответствие материальной части проекта условиям конкурса (наличие планов, фасадов, разрезов, фото с макета) обращает внимание членов жюри и зрителей на соответствие предлагаемого проекта условиям конкурса, и не позволяет исключить из рассмотрения. Существование таких понятий как «сцена-коробка», «строительная коробка» дало возможность авторам представить коробку как один из символов театра. Зеркальность коробки является символом значимости окружающей обстановки, обращает внимание на собственно процесс рассмотрения проектов - как жизненную ситуацию со всеми ее внутренними нюансами и спецификой распределения призовых мест.
К коробке прикреплен черный конверт, который надо вскрыть после того как жюри, познакомившись с деталями проекта, дойдет до слов о приклеенном конверте. Вскрыв конверт жюри узнает: все, что сейчас происходит, включая чтение пояснительной записки по проекту 344000, является вторым актом спектакля о конкурсе проектов перспективного театра. Получив условия конкурса, авторы решили, что наиболее интересными являются не частные вопросы архитектуры коробки театрального здания, не вопрос места театрального здания в городской среде, а вопрос выяснения места театра в жизни и места архитектуры в организме театра.
Обратившись к театру «повседневности», авторы решили проиллюстрировать его примером спектакля, первый акт которого включает дальнейшую разработку идеи и деталей проекта театра «повседневности», а также выполнение демонстрационных материалов.
Этот процесс можно проследить, развернув коробку. Развертывание коробки символизировало идущее следом за разрушением рампы, разрушение сковывающего театра панциря строительной коробки. Став актерами, играющими роль проектировщиков театра повседневности, авторы интеллектуализировали архитектурное проектирование, конечными продуктами его стали мысли, родившиеся в ходе совместных бесед. Являясь альтернативой реального проектирования, оно дало возможность авторам вынести новое впечатление и наблюдение по поводу реального проектирования, явлюящегося для авторов основной формой деятельности.
Также авторы вынесли определенные впечатления из одновременного пребывания как в среде реального конкурсного проекта, так и в среде первого акта, пущенного ими спектакля.
Первый акт продолжается до 15 декабря. Пересылку по почте можно считать антрактом. Второй акт проходит в настоящий момент как было сказано выше. Члены жюри участвуют в спектакле авторов как актеры и как зрители. Как актеры, члены жюри играют роли членов жюри в спектакле авторов. Как зрители (со стороны реальных членов жюри), члены жюри могут видеть актеров, играющих роли членов жюри в спектакле авторов. Описанное общее действие и есть смысл данного спектакля, поясняющего идею авторов о театре без традиционного здания, театре имя которому жизнь!
Концом спектакля, в ходе которого члены жюри могли вынести (приобрести) впечатления от сопоставления реального и нереального вокруг нас, является окончание конкурса и постепенное угасание связанных с ним впечатлений.

Александр Стадник, Оган Мовсесян, 1978

На выставке Александра Стадника в Ростове, 2010



1. Дашенька Атлас, сотрудница журнала "Художественное обозрение" (Москва)



2. Леонид Бажанов (говорит), искусствовед, руководитель Государственного центра современного искусства (Москва), с микрофоном - питерский художник Бугаев (Африка), справа от него - Игорь Введенский, сокуратор выставки, слева от Африки - сам Александр Стадник.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9. Сергей Сапожников, сокуратор выставки Александра Стадника, Кирилл Преображенский (в фуражке) , московский художник "левого" толка, крайний слева - Илья Коробков, фотограф, справа от Преображенского - сам Александр Стадник.



10. Генриетта Крашеница begin_of_the_skype_highlighting     end_of_the_skype_highlighting , и Игорь Введенский, сокуратор выставки Александра Стадника



11.



12.



13.



14.



15.

Тищенко Александр, 2010, Крашеница Гета, Стадник Александр, Крашеница Андрей, Бажанов Леонид, Горский Юрий, Сапожников Сергей, фото, Введенский Игорь, биеннале, современное искусство, 1970-е, Мовсесян Оганес

Previous post Next post
Up