МАРШ РОСТОВСКИХ ЭНТУЗИАСТОВ
Прогрессивная общественность в наши дни нередко выступает как «двигатель культурного прогресса» в различных регионах страны. Однако семинар «Ростов: Другая культура», на мой взгляд, выделяется в ряду социокультурных проектов серьёзностью дальнейших намерений и кругом интересов. В центре внимания политиков и культурологов оказалось так называемое «неофициальное искусство» Дона - огромный пласт культурных свершений, сложившийся в 1960-1990-е годы.
В историю русской литературы Ростов-на-Дону вошёл как колыбель известной «Заозёрной школы» в поэзии и как «место дислокации» уникального музея-заповедника под открытым небом Танаиса, торгового города в Северном Причерноморье с III в. до н.э. до V в. н.э. Пятнадцать столетий Танаис - мёртвый город, реконструирующий быт скифов, греков, сарматов и других древних племён и народов. А поэтическое объединение «Заозёрная школа» образовалось в Ростове-на-Дону незадолго до развала СССР как ассоциация «экологического андеграунда», выразившая новое, независимое поэтическое направление. «Заозёрная школа» услышала через толщу веков суровый ритм и классическую простоту античной поэзии и воплотила её в жизнь в современности.
Основателями и верными служителями «Заозёрной школы» были поэты Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов, Александр Брунько. Их усилиями в Танаисе построена вполне античная на вид кирпичная Башня поэтов.
По-своему оказался причастен к «другой культуре» и Сергей Чупринин. Это сегодня он главный редактор журнала «Знамя», а когда-то он на филфаке Ростовского университета занимался самиздатом и выпускал машинописный сборник «Одуванчик».
Сейчас энтузиасты Дона занялись составлением списков грядущей «Антологии неофициальной культуры Ростова. 1948-1991».
Елена САФРОНОВА