"ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ" №24. 11.06.2010

Jul 03, 2010 21:24

МАРШ РОСТОВСКИХ ЭНТУЗИАСТОВ

Про­грес­сив­ная об­ще­ст­вен­ность в на­ши дни не­ред­ко вы­сту­па­ет как «дви­га­тель куль­тур­но­го про­грес­са» в раз­лич­ных ре­ги­о­нах стра­ны. Од­на­ко се­ми­нар «Рос­тов: Дру­гая куль­ту­ра», на мой взгляд, вы­де­ля­ет­ся в ря­ду со­ци­о­куль­тур­ных про­ек­тов се­рь­ёз­но­с­тью даль­ней­ших на­ме­ре­ний и кру­гом ин­те­ре­сов. В цен­т­ре вни­ма­ния по­ли­ти­ков и куль­ту­ро­ло­гов ока­за­лось так на­зы­ва­е­мое «не­о­фи­ци­аль­ное ис­кус­ст­во» До­на - ог­ром­ный пласт куль­тур­ных свер­ше­ний, сло­жив­ший­ся в 1960-1990-е го­ды.  
     В ис­то­рию рус­ской ли­те­ра­ту­ры Рос­тов-на-До­ну во­шёл как ко­лы­бель из­ве­ст­ной «За­озёр­ной шко­лы» в по­эзии и как «ме­с­то дис­ло­ка­ции» уни­каль­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка под от­кры­тым не­бом Та­на­и­са, тор­го­во­го го­ро­да в Се­вер­ном При­чер­но­мо­рье с III в. до н.э. до V в. н.э. Пят­над­цать сто­ле­тий Та­на­ис - мёрт­вый го­род, ре­кон­ст­ру­и­ру­ю­щий быт ски­фов, гре­ков, сар­ма­тов и дру­гих древ­них пле­мён и на­ро­дов. А по­эти­че­с­кое объ­е­ди­не­ние «За­озёр­ная шко­ла» об­ра­зо­ва­лось в Рос­то­ве-на-До­ну не­за­дол­го до раз­ва­ла СССР как ас­со­ци­а­ция «эко­ло­ги­че­с­ко­го ан­де­г­ра­ун­да», вы­ра­зив­шая но­вое, не­за­ви­си­мое по­эти­че­с­кое на­прав­ле­ние. «За­озёр­ная шко­ла» ус­лы­ша­ла че­рез тол­щу ве­ков су­ро­вый ритм и клас­си­че­с­кую про­сто­ту ан­тич­ной по­эзии и во­пло­ти­ла её в жизнь в со­вре­мен­но­с­ти.
     Ос­но­ва­те­ля­ми и вер­ны­ми слу­жи­те­ля­ми «За­озёр­ной шко­лы» бы­ли по­эты Ген­на­дий Жу­ков, Ви­та­лий Ка­лаш­ни­ков, Игорь Бон­да­рев­ский, Вла­ди­мир Ер­шов, Алек­сандр Брунь­ко. Их уси­ли­я­ми в Та­на­и­се по­ст­ро­е­на впол­не ан­тич­ная на вид кир­пич­ная Баш­ня по­этов.
     По-сво­е­му ока­зал­ся при­ча­с­тен к «дру­гой куль­ту­ре» и Сер­гей Чу­при­нин. Это се­го­дня он глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Зна­мя», а ког­да-то он на фил­фа­ке Рос­тов­ско­го уни­вер­си­те­та за­ни­мал­ся са­миз­да­том и вы­пу­с­кал ма­ши­но­пис­ный сбор­ник «Оду­ван­чик».
     Сей­час эн­ту­зи­а­с­ты До­на за­ня­лись со­став­ле­ни­ем спи­с­ков гря­ду­щей «Ан­то­ло­гии не­о­фи­ци­аль­ной куль­ту­ры Рос­то­ва. 1948-1991».

Елена САФРОНОВА

семинары, 2010, статьи, Сафронова Елена

Previous post Next post
Up