Моя недавняя статья о Танаисе, если кому интересно. Опубликована в 6-м номере газеты "Оракул"
Фронтир
В переводе с английского это слово означает границу между освоенными и неосвоенными землями. Обычно фронтир ассоциируется с историей США конца XIX века, когда толпы поселенцев двигались с Запада на Восток, отвоевывая каждую милю у воинственных индейцев и суровой природы. Но фронтиры возникали и раньше - сотни и тысячи лет назад. Всегда и везде - там, где цивилизация (преимущественно европейская), расширяя свои пределы, сталкивалась с дикостью, появлялись особые территории, жизнь на которых шла по своим, только им присущим, законам. Одним из таких фронтиров был Танаис - самый северный город-колония древних греков.
На берегу Мертвого Донца
Это просто. Сначала нам нужно добраться до города Ростова-на-Дону. Там сесть на электричку «Ростов-Таганрог» и выйти на остановке «Танаис». Всего-то сорок-сорок пять минут. Не считая, конечно, дороги до Ростова. Сорок пять минут, и вы попадаете на полтора тысячелетия назад. А если чуть-чуть напрячь воображение, то и на все две тысячи. Здесь расположен археологический музей-заповедник с одноименным названием - место воистину уникальное и даже где-то мистическое.
Лучше всего сюда приезжать весной или летом. Неторопливо подняться по тропинке на холм, обернуться, окинуть взглядом синюю ленту Мертвого Донца (правый рукав дельты Дона при впадении его в Азовское море, один из пяти крупнейших) и саму широкую дельту великой русской реки, вдохнуть полной грудью, напоенный запахом степного разнотравья, воздух и неспешно зашагать вперед - туда, где лежит, отрытая и открытая археологами для всеобщего обозрения, часть древнегреческого города.
Здесь, на раскопе, сидя на остатках фундамента дома какого-нибудь номофилага (судья, страж закона) или эпимелета (распорядитель общественных работ), что были заложены, как минимум, двадцать столетий назад, хорошо расслабиться и отдаться окружающей тишине. И, если повезет, через некоторое время можно услышать далекий невнятный говор на незнакомом языке, шум шагов на узких (вытяни руки - коснешься стен) мощеных камнем, улицах, звяканье ведра, которым достают воду из колодца, расположенного здесь же, в двух шагах, на городской площади, отголосок звонкого девичьего смеха… Вполне может статься, что рядом окажутся туристы, и тогда всем этим звукам найдется скучное объяснение. А если нет? В будние дни здесь, кроме работников музея, мало кто бывает (археологи обычно работают на другом краю города), поэтому для путешествия в прошлое такие дни подходят лучше всего. Прошлое же этого города было достойным того, чтобы в него окунуться.
Начало
Древние греки были морским народом. В том смысле, что море в их жизни занимало определяющее положение. Море окружало с трех и даже четырех сторон, если вы жили на одном из бесчисленных островов. Море кормило, море утешало и вдохновляло, море требовало любви и жертв, по морю можно было добраться хоть до ближайших соседей, хоть до края Ойкумены - был бы крепкий корабль да смелая команда. И того, и другого у древних греков хватало. Хватало также и неуемного любопытства пополам с пионерским духом. Вот и отправлялись биремы ( корабль с двумя ярусами весел) и триеры (трехъярусный корабль) от берегов Эллады во все концы света, - расширять границы цивилизации, торговать, воевать, закладывать новые колонии.
Два-три, а может и больше, кто знает, таких судна и пристали однажды к крутому правому берегу далекой северной реки Танаис (Дон) неподалеку от ее впадения в Меотийское озеро - ныне Азовское море. Случилось это примерно за триста лет до рождения Христа, а греки, сошедшие на земли будущей южной России, были выходцами из Боспорского царства. Место им понравилось, и колонисты основали здесь поселение, позже ставшее полноценным городом. Имя городу, не мудрствуя лукаво, дали по названию реки - Танаис.
Море и Степь
Историк Страбон писал о Танаисе, как о «крупнейшем торжище» со степными варварами - втором по величине, после Пантикопея (столица Боспорского царства), городе-колонии греков в Причерноморье, городе, основанном ровно на границе Европы и Азии. Варварами для эллинов, населявших поначалу город (позже население стало смешанным), были племена сарматов и меотов (позже - скифов), для которых степь значила никак не меньше, чем для греков море. Вот и сошлись здесь, на фронтире, море и степь, европейская свобода с демократией и азиатская вольница с тиранией, цивилизация и дикость в понимании тогдашних фронтирменов - греческих военных, купцов, ремесленников, рыболовов и животноводов.
А ведь не такие уж они были и разные, если разобраться, - эти «цивилизованные» люди Моря и «дикие» люди Степи. И те, и другие, превыше всего ценили личную свободу, не прочь были срубить деньжат при любом удобном случае, умели одинаково хорошо управляться и с мечом, и с луком, и с рыболовно-охотничьей снастью и, хотя и верили в разных божеств, не слишком полагались на их помощь, больше рассчитывая на свои знания, умения, силу и ловкость.
Кстати говоря, ученые, проводящие археологические раскопки в Танаисе, хоть и нашли и помещения, и предметы ритуального характера, но так и не смогли выявить имен богов, которым поклонялись танаиты. Известно только, что существовал некий «верховный бог», и все. И здесь нет ничего странного. По свидетельству историков, изучающих фронтиры США конца XIX века, роль христианской религии там была тоже весьма и весьма ослабленной. И даже, если на фронтире появлялись фанатики любой веры, то очень быстро их обряды и проповеди упрощались, а то и вовсе сходили на нет. Оно и понятно. Для серьезных религиозных занятий требуется масса свободного времени. А где его взять, когда речь идет о ежедневном выживании в трудных и опасных условиях?
Расцвет и закат
Чем только не торговал Танаис за свою более чем семисотлетнюю историю! С какими только врагами не сражался! Доставляли сюда по морю вино, оливковое масло, ткани, оружие, ювелирные и гончарные изделия, а увозили в Пантикопею и Рим зерно, шкуры животных, рыбу свежую и вяленую (римские патриции обожали донскую осетрину!), рабов и… нефть. Да, да, Танаис торговал «черным золотом» уже в те времена, когда современной нефтеобильной и нефтью живущей России не было и в помине. Во всяком случае, явно не с неба упала сотня амфор из раскопанного археологами склада крупного купца-посредника, в которых, как показали анализы, хранилась именно нефть.
Что же до врагов, то их у Танаиса хватало с лихвой. Начиная от «родного» Боспорского царства в лице царя Полемона, разрушившего Танаис «за непослушание» буквально перед самым наступлением новой эры и заканчивая воинственными племенами готов, которые еще через пятьсот лет поставили точку в живой истории города.
Надо сказать, что Танаис хоть и был больше городом, а не крепостью (то есть, предпочитал торговать, а не воевать), но его жители обладали свободолюбивым характером и в случае чего отстаивали свои интересы с оружием в руках. Впрочем, это черта всех фронтирменов всех времен и народов. Так же, как и демократия, присущая подобным территориям - фронтирам. Правда, большинство жителей Танаиса этому делу и вовсе не надо было учить, - сотни лет опыта самоуправления эллинских республик-полисов буквально вошли в их плоть и кровь.
Дух воли и душа свободы
Ничто не исчезает бесследно. Это относится не только к камням и осколкам керамической посуды древнего Танаиса, но и тому духу, которым обладали его граждане. И той душе - душе города, которая, жила и продолжает жить в этих местах, душе свободы, выпестованной еще в Афинах и Спарте, и обретшей новую силу и новые черты в Танаисе.
О духе граждан мы уже говорили, - это были настоящие фронтирмены. Стойкие, предприимчивы и гордые люди. И заметим в связи с этим, что донские казаки, появившиеся здесь через несколько сотен лет, абсолютно ничем не отличались по духу от своих предшественников - танаитов. Совпадение условий, вы скажете? Мол, казаки - это тоже фронтирмены, жившие на рубежах Российской империи, осваивающие новые земли, и оттого обладающие и духом воли, и остальными вышеперечисленными качествами. Может быть, и так. А может быть, и не совсем так. Потому что, как уже было сказано, ничто не исчезает бесследно, и тонкие материи не исключение. И это вовсе не мистика. Не зря же великий русский ученый Владимир Вернадский создал учение о ноосфере, в которой сохраняется любая информация, когда-либо появившаяся на нашей планете.
И не прямым ли влиянием городской души - души свободы, некогда расцветавшей среди этих стен и улиц, вызвано то, что в 70-х - 80-х годах прошлого века именно музей-заповедник Танаис был фронтиром, островком свободомыслия и настоящего творчества, особой территорией среди той душной атмосферы партийной и советской цензуры, которая царила по всей стране?
Именно здесь, в Танаисе, собирались и подолгу жили молодые поэты, художники, писатели, философы. Здесь они спорили, любили, творили. Свободно, без малейшей оглядки и опаски. И любой человек, попавший в те времена в Танаис хотя бы на два-три дня, невольно ощущал это необычное и свежее прикосновение - прикосновение вечно живущей души свободы.
Эпилог
Вечером, уже после того, как вы перешли крепостной ров по точной копии древнеримского деревянного моста, посетили музей, осмотрели Башню Поэтов, посидели на глиняном топчане в самой настоящей меотской хижине под камышовой крышей и постояли рядом с Каменной Бабой, которая была высечена из камня неизвестным народом и охраняет Танаис на ближайшем пригорке уже не первую тысячу лет, хорошо выйти за ограду ко второму раскопу и посмотреть, как на западе садится солнце. Если вам повезет с погодой, то будет видно, что оно садится прямо в Азовское море, растекаясь золотом и постепенно сливаясь со своим отражением в водной глади. Вокруг вас, готовясь к ночи, будет дышать покоем донская степь, и в какой-то момент вы почувствуете, как в этой точке пространства сливается на миг прошлое и настоящее, - точно так же, как сливается со своим отражением солнце.
Что еще нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?
Аким Бухтатов