Жуков. Ранняя юность: оборонка, урла, космос, ВИА

May 15, 2009 04:11

Гена Жуков - одна из ключевых фигур ростовской неформальной культуры 1980-х. Он умер совсем недавно, 2 декабря 2008. Говорить о нем еще очень трудно. Он жил так, как будто хотел, чтобы судьба его вписывалась в шекспировские поучительные истории о подростках - Ромео и Джульетте, Гамлете, Алкивиаде. Но умер своей смертью, по сути от алкоголизма, совсем взрослым, почти старым, и одиноким - в крошечном грязном флигеле, перенеся два инсульта подряд.
Мы любили его, но все-таки знали мало. Например - как он жил в детстве? Теперь уж расспросить его не удастся. И все же можно кое-что понять, соотнеся его легкие свидетельства о своей детской жизни с тем, что известно вообще о жизни людей в этих местах и временах.
Попробую начать схематичное жизнеописание, без лирики. Возможно, он кому-то рассказывал о себе больше. Вспомните!



Жуков, Геннадий Викторович, 1955 - 2008

Родился в 4 сентября 1955 в Ростове-на-Дону. Был старшим сыном в рабочей заводской семье (младший брат - Игорь Жуков). Отца в семье не было.
С детства, видимо, отличался даром убеждения - в своей автобиографии пишет: «Мама мне все детство говорила:" Ты только болтать умеешь!"».

В 1970 окончил 8 классов средней школы (какой?) Ростова-на-Дону.

В том же году поступил в Ростовский радиотехникум ( 1 корпус - ул. Красноармейская, 11; 2-ой корпус - ул. Сержантова, 2/104) - «старейшее на Дону специализированное учебное заведение, созданное «По высочайшему повелению» в 1900 году».
Техникум был, если можно так выразиться, «привелигированным учебным заведением для бедноты». Тут гордились своими - еще дореволюционными, реально-училищными - традициями. В 1941 - 1991 техникум готовил специалистов для оборонной (авиационной) промышленности. Во время войны эта точка для советской обороны имела такое важное значение, что немцы разбомбили прекрасно оснащенные мастерские техникума, наряду с военными заводами, хотя Ростов в целом не слишком пострадал от фашистских бомбардировок. До начала 1990-х студенты техникума проходили практику на военных заводах. Хорошие выпускники часто становились профессиональными военными, иногда даже разведчиками, или направлялись работать на оборонные предприятия.

Пафосом «военспеца», которым Генка проникался впоследствии довольно часто, он заразился, видимо, именно в этом учебном заведении.

После поступления в техникум Жуков ушел из родительского дома. Жил в общежитии (?).

Главным событием этих лет в Ростове было «Дело «Фантомасов», занимающее особое место во всей истории российской преступности. После войны и вплоть до 1968 в СССР не было открыто ни одного уголовного дела о бандитизме. «Фантомасы» же (братья Толстопятовы, Горшков и Самасюк, грабившие кассы и использовавшие для маскировки женские чулки, надетые на головы) стали не только одними из первых послевоеных советских «гангстеров», но и сами изготавливали оружие - высококлассные автоматы и револьверы - чего бандиты в других городах не делали.
Появление ростовской банды советские власти связали с бешеной популярностью среди молодежи французского фильма «Фантомас», вышедшего в советский прокат в 1966. После суда над «Фантомасами» (1974) этот фильм в СССР был запрещен.
Действительно, популярность одноименных - фильма и банды - среди юных ростовчан, родившихся в середине и конце 1950-х, была огромной и сохранилась в этом поколении, как прикол, как культурная метка, - на много лет. Об этом свидетельствует, например, второй альбом полу-ростовской группы «Запрещенные барабанщики» - «По ночам» (2000) - на обложке которого изображен Фантомас-заключенный.
К слову, одно из 14 дерзких нападений ростовских «Фантомасов» (25 нояря 1968) было совершено на похищенном автомобиле Радиотехникума. Это событие наверняка обсуждалось среди преподавателей и студентов этого учебного заведения еще несколько лет.
Кроме самой-собо-разумеющегося знакомства с легендой о "Фантомасах", Генка, конечно же, был лично и близко знаком с разнообразной местной урлой - этого в Ростове ни в те годы, ни сейчас, не удается миновать даже девочкам-отличницам. Хотелось бы знать - насколько сам он был вписан в эту среду?

Подробней почитать о «Деле «Фантомасов» можно тут:
http://www.proza.ru/2005/08/29-100
http://www.yurclub.ru/docs/criminal/book_s_5.html
http://don.aif.ru/issues/782/07

А посмотреть о них - тут:
«Следствие вели… с Леонидом Каневским» - http://torrents.net.ua/forum/viewtopic.php?t=164078&view=newest

Во время учебы Гена стучал на барабанах в техникумовском ВИА (вокально-инструментальном ансамбле) с моднейшим фундаментально-физическим названием "Три Кварка". Поэт и керамист Владимир Ершов, вспоминает, что Жуков что-то говорил ему о своих ранних музыкальных опытах. Будто бы это были опыты рок-н-ролльные, во всяком случае, будто бы что-то говорилось о «Битлз». Но по ряду причин (главная из которых - отсутствие следов классического рок-н-ролла в известных жуковских музыкальных практиках) мы подвергаем это свидетельство серьезному сомнению.
Скорее всего, 15-летний Жуков барабанил в радиотехникуме все-таки бодрую советскую «новую эстраду» времен «оттепели», которая, конечно, иногда бывала похожа, кроме всего прочего, и на подражания рок-н-роллу.

Но упоминание самим Геннадием «Трех кварков» в автобиографии интересно другим - названием группы.
Собственно, элементарные субчастицы «кварки», послужившие названием, были открыты физиками только в 1968, т.е . за два года до жуковского поступления в техникум. Эти субчастицы имели массу загадочных свойств, главное из которых - их «полувиртуальное» существование: кварки не обладали никакими определенными качествами, но обладали только «следами» качеств. Первоначально т.н. «Стандартная модель» - базовая модель физики элементарных частиц - предполагала, что кварков в природе существует всего три. Коротко говоря, в 1970 тогдашние самые умные люди Земли - физики-теоретики - считали, что три кварка, ведущих «полуреальную» жизнь, являются основой устройства мироздания.
Гораздо позже физики обнаружили еще три типа кварков. Не известно - узнал ли об этом своевременно Геннадий Жуков. Зато отлично известно, что интерес к «загадкам вселенной» он сохранил на всю жизнь и использовал понятия фундаментальной физики и теоретической астрономии в своем поэтическом творчестве. Например, в основе его песни «Я сворачиваюсь, как сворачивается звезда» лежит буквалистское сравнение процессов, происходящих в сознании лирического героя с астрономическим процессом возникновения «черной дыры» (в «черные дыры», как считалось в 1970-х, превращаются, в конце концов, все звезды).
Достоверно известно, что долгими зимними вечерами 1983-84 Жуков беседовал о черных дырах, пульсарах, квазарах и в целом - о физике космоса - со своими танаисскими товарищами (в т.ч. - со мной, которая тоже была чрезвычайно увлечена подобными темами в старших классах математической школы).
Тут следует отметить, что жуковский более поздний самовыдуманный псевдобуддизм имел естественно-научные корни, уходящие в его юное увлечение пост-эйнштейновской философией физики.

Т.о. с огромной долей вероятности можно предположить, что к 17 годам Гена Жуков был знаком, и определенной степени - усвоил, ценности нескольких субкультурных «миров» - военного, бандитского, естественно-научного и эстрадного.

биографии, Заозерная школа, литература, барды, Жуков Геннадий

Previous post Next post
Up