ЧТо-то у нас, друзья, как-то все мрачно. Вот решила немножко повеселить почтеннейшую публику выдержками из статьи главного редактора журнала Релга
http://www.relga.ru/, доктора филологических наук Александра Акопова. Дело происходит в период новейшей истории факультета филологии и журналистики ЮФУ (статья была опубликована в 2007 году. И хотя добрейший и милейший Александр Иванович делает оговорку, что "приведенные примеры - все же крайность; не исключение, конечно, но и не отражение общей тенденции качества подготовки специалистов", примеры эти, хоть и смех сквозь слезы, но все же - смех.
Примеры невежества среди специалистов - всюду. Учительница в школе исправляет в слове «Санкт-Петербург», написанном школьницей в сочинении, первую букву «е» на «и» и поясняет девочке: «проверочное слово - «Питер»! Классный руководитель, филолог по университетскому образованию, преподаватель литературы приходит к семикласснику домой как соседка, и, увидев на стене самый популярный в мире портрет Хемингуэя, одобрительно восклицает: «Это твой дедушка?!».
Бывшая студентка просит зайти в издательство, куда она поступила работать. Директор частного издательства, женщина средних лет, вежливо и настойчиво предлагает издать у нее книгу. Я говорю, мол, не думал, впрочем, есть сейчас рукопись на 10 печатных листов. Она удивлена: такая маленькая? Ну, хоть бы 30 (показывая на тонкую брошюрку) - мы, честно говоря, меньше не издаем. Наконец, понял: не знает, что такое печатный лист! Остальное - само собой (стандарты, выходные сведения, ISBN и пр.)…
Человек окончил юридический институт, собирается в аспирантуру по другой специальности. Спрашиваю: какова была тема дипломной работы? - Молчание. Какие предметы изучали? - Молчание. - Была ли специализация? - Молчание. - Я имею в виду, ведь право бывает разное - гражданское, уголовное и т. д. В ответ: «Ну, знаете, я же в частном институте учился…». Потом оказалось, с красным дипломом окончил…
Девушка в университете защищает дипломную работу. Тема - «Современные литературно-художественные журналы». Говорит о каких-то двух, абсолютно случайных, неизвестных изданиях. Спрашиваю: «А почему вы именно эти журналы выбрали?» - Тягостное молчание. - Ну, ладно, миролюбиво (тем паче, сидит руководитель - молодой преподаватель) говорю: «Но вы же не упомянули классические журналы, они ведь и сейчас выходят. Объясните, почему?». - Молчание. - Ну, хорошо, назовите известные Вам отечественные литературно-художественные журналы… Ну, «Новый мир», например, еще? - Молчание. - «Знамя», «Октябрь», ну… - Абсолютное, тягостное молчание. Ни одного так и не назвала…
Другая девушка бодро начинает текст защиты дипломного сочинения на филологическом факультете университета. Извиняясь, останавливаю, поскольку на титульном листе неверно назван вуз, кафедра, стилистическая ошибка в названии и несколько орфографических ошибок. Один из вопросов: вы почему написали в заглавии работы «российские СМИ» с прописной буквы? После долгой заминки, понимаю, что не знает, что такое «прописная», поясняю: ну, с большой буквы почему слово «российские» в середине предложения? Ответ мгновенный: «потому, что это - прилагательное!».
«Да», - восклицаю: «А не слышали Вы об известном герое русской литературы, который считал, что дверь - прилагательное, потому что к двери прилагается?» - Нет, не слышала, - отчетливо отвечает девушка и, не спросив разрешения, продолжает читать текст своей «защитной речи».
Сдает девушка госэкзамен по журналистике. «На вопрос «Журналистика периода Великой Отечественной войны» с трудом вспоминает одного Эренбурга с одним произведением. Комиссия, под давлением шефствующей преподавательницы, начинает выжимать, подсказывая сначала типы газет, потом журналистов, писателей. В ответ - молчание. Я декламирую: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…» Не помните? Уверенное бодрое - «нет!». Ну, а такого поэта и писателя - Симонова знаете? - Нет! - Подождите, как это? Преподаватель: «так, А.И., время другое». Тогда, уже совсем шутливо: «я подскажу начало фамилии, а Вы продолжайте: «Шо…» - Абсолютное молчание. - «Шоло…». И - опять молчание.
Сдает парень госэкзамен, тоже по журналистике. Берет билет. Вижу вопрос: «Журнал российской сатиры 19 века «Искра». Записываю номер билета и, передавая парню, говорю: «Представляете, в прошлом году человек на этот вопрос стал отвечать по большевистской газете «Искра»! Надеюсь, с Вами так не будет?» В ответ понимающая юмор преподавателя улыбка. Через час начинает ответ: «Спасибо, что Вы напомнили, а то у меня, знаете, с названиями и датами беда просто. Большевистская газета «Искра» была основана Плехановым, потом ее стал редактировать Ленин…» Сдвинулось у парня в голове - что, к чему, о чем… Но раздражения меньше было, мальчик рад был бы и тройке, в отличие от вышеупомянутых девиц, рассчитывающих получить только отличные оценки. Конечно, с подачи и при поддержке своих преподавателей…
То есть, я к тому, что если на конечный результат не смотреть, а витать в теоретических рассуждениях, то к чему придем? Кто проверяет уровень и качество преподавания? Кто и как оценивает результат? Никто и никак. Бытовавшие в советские еще времена периодические министерские контрольные по проверке остаточных знаний - канули в лету. Как, впрочем, и многое другое…
И всё-таки. Приведенные примеры - все же крайность; не исключение, конечно, но и не отражение общей тенденции качества подготовки специалистов. Я думаю, как всякий общественный процесс, образование также должно придти к саморегулированию, к каким-то логическим формам бытия. Ну, в самом деле, не могут же люди постоянно стремиться заполучить лишь «корочки», а не реальные знания? Когда-то должно придти понимание реальной пользы знаний для будущей деятельности?…
И хочу с радостью сообщить: я увидел-таки в прошедшем учебном году светлые лица желающих учиться! Отдельные, но сильные примеры среди обучающихся на дневной форме обучения и на заочном отделении. Особо приятно было увидеть выпуск заочников-журналистов Ростовского госуниверситета (реформированного в ЮФУ, но это неважно), которых наблюдал в течение последнего года обучения и во время защиты ими дипломных работ. Я слышал блестящие защиты, листал отличные, абсолютно самостоятельные работы и видел перед собой совершенно зрелых специалистов и общественных деятелей. А главное - абсолютно нормальных людей! Просто душа радовалась: ну, надо же - такие люди! Так, можно ли говорить о зарождающейся тенденции в понимании учащимися сути образования? Или это все же пока случайность?