Рецензия Елены Сафроновой на книгу Геннадия Жукова.
Журнал «Дети Ра», № 5(67) за 2010 г.
Г. Жуков. Не ходи сюда, мальчик: избранные стихотворения. - М., 2009.
Геннадий Жуков (1955 - 2008) в искусстве известен, как специалист широкого про-филя - один из наиболее поэтичных авторов и исполнителей бардовской песни, один из основоположников жанра «бард-рок», автор стихов для либретто известной рок-оперы «Собаки», теоретик методологии, театральный деятель и, наряду со своими товарищами, отец-организатор поэтического объединения «Заозерная школа». Эта ассоциация южно-российского «экологического андеграунда» образовалась в Ростове-на-Дону перед развалом СССР ради демонстрации нового «независимого поэтического направления». «Заозерную школу» составили неформальные, скандальные, «непечатные», борющиеся за свободу слова и мысли Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Любовь Захарченко, Александр Брунько, Владимир Ершов… Название производилось от «Озерной школы» - поэтического объединения английских романтиков XIX века. Еще, по преданию, кто-то из ростовских идеологически выдержанных мэтров выбранил ребят «Заозерной школой» - а название прижилось. Объединял представителей этой школы не столько литературный стиль, сколько свободомыслие и тяга к непопулярной тогда античной эстетике, ремеслам, жизни на лоне природы. В 1990 г. в Ростиздате был выпущен единственный на сегодняшний день сборник поэзии «заозерцев» «Ростовское время» - одна из первых антологий поэзии андеграунда. У самого Геннадия Жукова при жизни вышло… три с половиной книги стихов «Эпистолы: Друзьям моим единственным», «Колокольный конь», «Конус». Все они увидели свет довольно давно, на рубеже 1980-х - 1990-х годов в Ростове-на-Дону. После большого интервала в издании собственных книг Геннадий Жуков (в рамках проекта «Автор-Уникум», руководителем которого был) начал составлять свою новую книгу стихов - «Не ходи сюда, мальчик». Бытует легенда, что в ходе работы над этим сборником он сказал что-то вроде: «Эта книга увидит свет после меня»… Так и получилось. Книга вышла в 2009 году в Москве. Редакционная группа, перенявшая эстафету у автора - Елена Моисеенко, Андрей Малышев, Юлия Веретенникова.
Оно передо мною, «Избранное» - самое, пожалуй, полное собрание сочинений Геннадия Жукова. В стильный черный с золотом томик вошло порядка трехсот стихотворений, украшенных рисунками-офортами в античном стиле. В том числе - двумя факсимильными рисунками самого Геннадия Жукова. Ни одно стихотворение в книге не датировано. Так задал сам Геннадий, никогда принципиально не датировавший ни событий своей жизни, ни стихов. Но видно по стихам, как взрослеют они к финалу книги, как наливаются зрелостью, обретают равновесие подлинной, достигнутой с годами и лишениями мудростью. Не хочется употреблять слово «старятся» - ведь и сам Геннадий Жуков состариться не успел. Ушел в 53 года…
Предпоследним в сборнике «Не ходи сюда, мальчик» идет стихотворение «Четвертое сентября» (посвященное дню рождения автора, но какого года?). Оно пугает мрачным предощущением:
«Так, значит, снова я рождаюсь, тысячелетнее дитя,
И повторяю - повторяясь. И прихожу - не приходя.
Еще мгновение вглядеться в лицо уставшему врачу,
Еще услышать: сердце… сердце… Вдохнуть и крикнуть.
И кричу…».
Но следующее - последнее в книге - стихотворение «Любимая, по слухам, есть любовь» отвергает приход небытия далеко не новым, библейского возраста, но оттого не менее радостным озарением:
«Налей стакан. И марку приготовь
На пару строк в изжеванном конверте:
«Светлее сна, бессмертней смерти,
Любимая, по слухам. Есть любовь».
Далее - тишина. Голос Геннадия Жукова умолкает. Но вступает с особенной силой голос поэта, критика, исследователя творчества современных бардов Андрея Анпилова, автора великолепного послесловия к книге, что называется односложно «Геннадий». Статья Андрея Анпилова настолько хороша, что, кажется, можно постичь феномен Геннадия Жукова, почти не зная его творчества и прочитав лишь очерк о нем Анпилова. Послесловие насыщено цитатами. Ими Андрей Анпилов подкрепляет свой взгляд на творчество Геннадия Жукова как на звучание стихов «полным регистром» и как на продолжение линии «богоборческой поэзии Лермонтова и Маяковского». Интереснейший, притом обоснованный взгляд.
Вообще, поэзия Жукова такова, что ее можно вертеть, словно кубик Рубика, примеряя той или иной гранью к той или иной эпохе мировой литературы. Не угодно ли романтизма с его демоническими героями? Пожалуйста:
«Я на взнузданной Буре катил по каленой земле…».
Не угодно ли стилизации под античность, которой воздали дань все русские классики Золотого века? Пожалуйста:
«Гончар.
Утром буханку ржаную и влажную глину несу,
Глину я буду вымешивать круто,
Вымучивать и выпекать…
Все потому, что гончар я. И глина - мой хлеб».
Все в этом стихотворении - и суровый стихотворный размер-дактиль, и безыскусная психология ремесленника - возвращает читателя на двадцать веков назад, в эпоху расцвета древнего города Танаиса, на руинах которого Геннадий Жуков провел двадцать лет своей жизни. Без сомнения, это были счастливые и плодотворные годы…
Не угодно ли куртуазного маньеризма? Пожалуйста:
«Ах, быть поэтом ветрено и мило,
Пока еще не кончились чернила,
И авторучка ходит на пуантах
Вслед музыке печали и любви,
И образа талантов в аксельбантах
Преследуют с осьмнадцати годов
Всех девочек…»
Не угодно ли рифмованного фразовика, пришедшего в «поэзию народа» на волне перестройки? Пожалуйста:
«Мне досталось сказать о тебе в Новый год, в три часа, во хмелю, после пары граненых стаканов тяжелого зелья, может быть, оттого, что не дымное вышло веселье - по полбанки на брата, - в стране, где худому рублю не набраться ума до тебя дотянуть воз - утомленное тело борца за поэзью народа…» Наконец, не угодно ли акмеизма? Пожалуйста:
«Вначале яблоко.
Вначале яблоко… Здесь возникает плод
Из ничего, из света, из причины.
Она его торжественно берет
И проникает в плоть до сердцевины».
Да и само название книги - «Не ходи сюда, мальчик» - первая строка стихотворения «Мудрость»:
«Не ходи сюда, мальчик.
И девочке глупой скажи -
Мол, велел обождать.
Ну, не время еще. Не эпоха», -
восходит к известнейшему «Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ…». Но - не следует понимать напрямую: сокровищ в последней книге Геннадия Жукова много. С весельем вот сложнее… Невеселая это книга. Не вошли в нее шуточные стихи-песни Геннадия…
Обильное цитирование лишит удовольствия первого постижения тех, кому еще предстоит взять в руки томик «Не ходи сюда, мальчик». Да и стоит ли подробно разбираться в причинах очарования строк, написанных ушедшим мастером? Сколь бы различны меж собой ни были стихи Геннадия Жукова, но они рождают одинаковый восторг при прочтении. Таков неотъемлемый признак абсолютной поэзии.
Елена САФРОНОВА