Я уже представляла на этих страницах авторов самиздатского, по самоопределению - "авангардистского",
журнала "Не кантовать", выходившего в Ростове в начале 1980-х: Сергея Зимовца, ныне известного московского философа и психоаналитика; Михаила Маяцкого - не менее известного философа и культуролога, живущего в Париже, и Владимира Штокмана, живущего в Польше редактора международного альманаха "Литера".
Владимир Штокман по нашей просьбе рассказал об истории этого журнала и своем участии в его выпуске, а также расшифровал псевдонимы авторов. Владимир же прислал сохранившийся у него первый номер.
От себя замечу, что отличительной особенностью проекта "Не кантовать" был его симуляционный характер. В определенном смысле это был журнал "второго уровня", вскрываюший и демонстрирующий приемы публицистической и литературной деятельности. Тут последовательно подвергались критике основные типы практиковавшихся в "официальной культуре" языков: "партийный", "бардовский", "молодежный", "масс-литовский"...
Слово от редакторов, и вступительная статья о студенчестве - это имитации подобных публикаций в советских СМИ, с их кондовым языком, наставнической директивной интонацией, бессмысленной цитатностью и абсурдными требованиями героизма. Стихи С. Зеца - демонстрация распадающегося языка "первого авангарда", подражание которому было модно в те времена в "продвинутых" литературных кругах. Пьеска Д.Краткого - абсурдистская пародия на детектив как жанр "массовой литературы"...
Надеюсь, вы получите некоторое, пусть и тяжеловатое, интеллектуальное удовлетворение от чтения этих опусов. А пока - история создания журнала.
Владимир Штокман
Как это было
Это началось еще в 1978 году на подготовительном отделении РГУ - так называемом «рабфаке», где я и познакомился с Сережей Зимовцом и Сашей Поповым.
Я готовился к поступлению на физический факультет, Сережа - на философский, а Саша - на отделение журналистики филфака. Мы жили в университетском общежитии № 2 на улице Зорге и свободное от занятий время проводили читая друг-другу и обсуждая свеженаписанные тексты, а также изготавливая свои самиздатовские стихотворные сборники, которые печатали на старой пишущей машинке «Олимпия», купленной Зимовцом в комиссионке.
Потом Саша Попов бросил университет, кажется, повздорив с кем-то из преподавателей на идеологической почве, но мы продолжали нашу «окололитературную деятельность», вынашивая идею создания своего журнала. Помню, как мы придумывали разные способы его тиражирования, от гектографа до попыток раздобыть настоящие типографские шрифты.
В то время как раз было организовано литобъединение «Дон», и мы всей нашей компанией какое-то время его посещали, думаю, что это и стало одним из факторов, ускорившим появления нашего журнала, который первоначально должен был называться «Автограф».
В мае 1980 года мы с Зимовцом сплодили документ под названием «Протокол учредительного заседания организационной комиссии по сплочению авангарда искусства» (посылаю скан его сохранившейся копии). Документ написанный в совковой стилистике «слушали - постановили» носит явно пародийный характер, но в конечном итоге в феврале 1981 года вышел первый номер журнала «Не кантовать». К тому времени активное участие в его создании принимал Миша Маяцкий, Лида Семенова - будущая супруга Зимовца всячески нам помогала, но несомненным лидером и главным инициатором был Сережа Зимовец.
Журнал мы печатали под копирку все на той же «Олимпии». Если мне не изменяет память, тираж первого номера был около десятка экземпляров. Публикации в нем подписаны псевдонимами или криптонимами, за исключением подборки стихотворений Михаила Василенко. Перу Зимовца принадлежат стихотворения и поэма под псевдонимом С. Зец, миниатюра «Кгата аристи» под псевдонимом Данила Краткий, а также поэтический манифест «Профессион де фуа». Маяцкий - автор статьи «Настоящий студент - это...» и перевода рассказа Э. Колдуэлла, а я под криптонимом Вл. опубликовал миниатюру «По следам античных мифов» и перевод с польского рассказа А. Чеховского. Вступительная редакционная статья - результат коллективного творчества.
Активно я участвовал в издании лишь первых нескольких номеров журнала. Постепенно лирик во мне побеждал физика и точные науки становились мне в тягость, какое-то время я параллельно посещал в качестве вольнослушателя занятия на философском факультете, где учились мои друзья, потом пытался перевестись на филологический и даже получил разрешение ректора на перевод сразу на 2-й курс филфака при условии, что сдам экстерном разницу в программе за первый курс. Учитывая, что общих предметов у физиков с филологами было ровно три: история КПСС, физкультура и военная подготовка, я счел за благо просто бросить учебу и, поступив на заочное отделение филфака, уехал в город своего детства и с 1983 г. в Ростове бывал лишь наездами.
№1. Протокол учредительного заседания организационной комиссии по сплочению авангарда искусства
Повестка дня: организационные вопросы создания печатного органа.
Постановили:
1.Создать литературно-художественный публицистический журнал «АВТОГРАФ» (на общественных началах).
2.Утвердить следующий план выпуска первого № журнала:
а). объем - 2 печ. Листа.
б). тираж - 5 пробных экземпяров
в). срок выхода №1 журнала - 3-5 июля 1980
г). состав редколлегии:
С. Зимовец
А.Попов
С.Лазарев
В.Штокман
3.Обязать вышеназванных товарищей предоставить в редакцию в кратчайшие сроки (до 10 июня 1980) не менее 15 страниц машинописного текста (рукописного) материала для публикаций.
4.Обязать комиссию неукоснительно придерживаться плана выпуска журнала и всемерно способствовать созданию материально-технической базы издательства.
5.Созвать расширенное заседание редколлегии для решения вопросов издания журнала.
Комиссия в составе:
Председатель: Зимовец С.
Секретарь: Штокман В.
17.05.80 г.
Ростов-на-Дону