Юрий Шабельников о русском

Mar 15, 2010 13:08

Проект "Русские хроники" (киноэтюды), 1998

Сценарий первого фильма - тут.

Фильм второй
«Бабье лето»
(цвет присутствует, но характер его напоминает лубочную картинку, старый журнал или плохую репродукцию).

1. Перед нами «классический» российский пейзаж, словно взятый с картины передвижников. Вечер. Лес. Поле. Стога. Неподалеку русская деревня. Вдали маячит колокольня. Время действия: конец лета - начало осени. Такой особый янтарный, медовый свет.

2. Камера медленно, «по-тарковски», расширяет угол зрения. Постепенно нарастает передний план. Перед нами поле, в стороне за одним из стогов оказывается мужик, который совокупляется с землей. Штаны приспущены, красная рубаха задралась, он кряхтит. Движения его монотонны.
Но камера не акцентирует на нем внимание зрителя, а продолжает «процесс созерцания» пейзажа. Постепенно гаснет экран.

Титры:
« Полнеба охватила тень,
Лишь там на западе
Брезжит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.» 
                                        Федор Тютчев

Конец.

Фильм третий.
«Гагарин»
(ч\б, синий вираж)

1 .Весна. Окраина (зады) типичной русской деревни в средней полосе: сарайчики, заборы, сосны...Солнечный день и по небу плывут облака.

2. Из-за угла старенького сарайчика, хоронясь, появляется русская баба, замотанная в какие-то старые платки. Она торопливо семенит по грязи в резиновых сапогах. Камера как бы подглядывает.

3. Вдруг женщина останавливается и, осмотревшись и подобрав юбку, садится на корточки. Она писает. Слышно журчание струи и крики грачей.

4. Внезапно до зрителя и нашей героини доносятся звуки, кто-то несется по грязи чуть в стороне. Баба поворачивает голову. Метрах в пятидесяти за низким забором появляется маленькая фигурка. Мальчик в белой рубаху навыпуск, отчаянно машет рукой, бежит, безотчетно копируя бег лошади.

5. «Гага-а-а-а-а-рин ! Гага-а-а-а-а-рин !» - звучит его звонкий голос. При этом другой рукой он показывает куда-то ввысь, задрав голову. Баба, заметив мальчика, тоже запрокидывает голову и медленно поднимается. Мальчик проносится мимо, никого не замечая и продолжая кричать: «Гага-а-а-а-а-рин ! Гага-а-а-а-а-рин ! Гага-а-а-а-а-рин !»

По небу плывут белые облака.

Конец.



Фильм четвертый.
«Третий Рим»
(цвет, характерный для старых советских цветных фильмов)

1 .В кадре появляется допотопный пульт с тумблерами. Чья-то рука поворачивает рычаг и нажимает какую-то кнопку. Выясняется, что действие происходит в будке дежурной по эскалатору. Далее мы видим всю будку и широкую спину дежурной по эскалатору, которая что-то говорит в микрофон, но что - разобрать невозможно.

2. Камера отдаляется от дежурной и смотрит наверх. Мы видим большой 4-х фазный эскалатор, скорее всего, на Киевской. Все марши работают. Эскалатор наполнен. Идут два мощных потока вверх и два вниз. Все люди в обоих потоках в милицейской форме. Они спокойны и серьезны.

3. Неожиданно включается звуковая реклама на эскалаторе: «Уважаемые Москвичи и гости столицы !... »(звучит полный текст правил пользованием метрополитеном и призыв к чистоте). Голос девушки радостный и чуть взволнован.
Милиционеры никак не реагируют, эскалатор продолжает движение.

Конец.

Фильм пятый.
«Площадь Революции»
(цвет, охристая доминанта)

1. В кадре появляется какой-то странный ландшафт: рвы, лощины, впадины, складки. Камера словно путешествует по остывшей вулканической породе. Но постепенно становится понятно, что это тело скульптуры на станции метро «Площадь Революции» - скульптуры красногвардейца. Но ощущение такое, что она гигантская. Звуки метро.

2. Вдруг изображение сбивается, и в кадре оказывается большой черный таракан, движущийся по полу станции. Скорей всего он упал со статуи.

3. Затем камера вновь как бы принимает точку зрения таракана, который проползает мимо суровых и монументальных скульптур. Они медленно проходят своим чередом, одна за другой, величественные и огромные.

4. Параллельно слышно громыхание поезда, хлопанье дверей, голос диктора: «Осторожно! Двери закрываются, следующая станция «Курская!». Поезд уходит. Остаются только звуки шагов, они нарастают. Шаги все ближе и ближе.

5. На очередной скульптуре кадр гаснет с характерным хрустом раздавленного таракана.

Конец.

Фильм шестой.
«Зимняя дорога»
(цвет немного пригашен)

1. Панорама зимнего леса. Серый день. Сумеречно. Снег от этого
еще белее. Камера сверху медленно опускается. В кадре появляется железная дорога, одноколейка.

2. Вдалеке показывается поезд, он стремительно приближается и с гудком как бы налетает на зрителя.

3. На экране - товарный состав. Он весь в снегу.
В вагонах запорошенные снегом связки спиленных сосен. Камера немного обгоняет состав и мы видим старенький тепловоз.
В окошке немолодое лицо машиниста, обветренное, суровое, впередсмотрящее. на ушанке - старые очки. Другой - рядом в кабине, руки на рычаге управления. Он тоже смотрит вперед.

4. Камера, находясь в поезде, фиксирует зимний пейзаж вдоль дороги. Кругом леса, непролазные, дремучие» заснеженные.
Иногда появляются прогалины, холмы и снова лес.

5. В этом однообразном чередовании неожиданно возникают какие - то строения. Они тоже занесены снегом.
При приближении оказывается, что это огромный сфинкс, чуть дальше за ним - заснеженные пирамиды.
С другой стороны, спустя некоторое время проносится Парфенон, весь в снегу.
Потом в лесной проталине появляется и исчезает снежный Колизей. Вслед за ним невдалеке виднеется громадина занесенного снегом Кельнского собора. И снова леса, леса...
Вновь что-то замаячило за холмом: старинный индийский храм проносится и исчезает. За лесом вдалеке можно различить нью - йоркский Emipire State Building и статую Свободы у замерзшей реки. После - Эйфелеву башню.
И опять заснеженные ели. Поезд ныряет в тоннель. Экран гаснет.

Титры:

Бесконечная Россия,
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.
Петр Вяземский.

Конец

Фильм седьмой.
«На реке»
(цвет)

1. Панорама широкой реки. Солнечный майский день.
По реке вдалеке плывет маленький буксир, тянущий огромную баржу.
Над рекой раздается протяжный пароходный гудок.

2. Камера скользит вниз, к берегу, поросшему камышом и осокой.
В прогалине на песке, спиной к зрителю сидит человек с удочкой и внимательно смотрит на воду.
Крупный план: лицо рыбака, старик с отвислыми седыми усами и чинариком во рту, взгляд, даже сквозь очки, хищно - напряженный. Он смотрит на воду, вслушивается.

3. Сзади, не спеша и чуть развязно бредет белобрысый мальчик в больших черных сатиновых трусах. В руке у него небольшая палка.
Он останавливается за рыбаком и смотрит туда же.

4. Вдруг он срывается с места и бежит вдоль берега, сильно взрыхляя песок и размахивая палкой, как саблей. Он также внезапно останавливается и замирает как вкопанный.
Перед ним лежит пустая консервная банка. Мальчик изо всех сил лупит по ней. Банка взлетает.

5. Дед быстро поворачивает голову, выплевывает чинарик с хриплым криком:
«А ну, эть!!!»

6. Мальчик, увидев реакцию рыбака, быстро карабкается по обрыву на берег, но останавливается и замирает.
Он смотрит в сторону деда и ждет продолжения.

7. Дед меж тем поворачивает голову обратно и снова вглядывается в водную гладь.
Пауза; дед на берегу и мальчик с обрыва напряженно смотрят на воду.

8. Внезапно метрах в 10 от берега раздается всплеск.
И становится видно, как из воды выныривает огромный эрегированный член с полметра длинной, наклоняется и снова уходит под воду.

9. Дед отчаянно взмахивает рукой и с досадой бросает: «Ушел, сука!»

10. Панорама реки.

Конец.

Фильм восьмой.
«Призрак минувшей войны»
(черно-белый, с сепией)

1. Панорама площади небольшого провинциального городка. Начало осени. Пасмурный день. В центре площади стоит памятник: на постаменте - танк «Т -34».Старое убогое здание, скорей всего, горисполкома с елками у фасада. Убогая архитектура типичной российской провинции, то ли Калуги, то ли Сызрани, Невдалеке тут же два ларька: один «Союзпечать», другой - «Пиво».Небольшая очередь, 4-5 человек у последнего. Через площадь идет какая-то тетка с авоськами, за ней семенит дворовая собачонка. В стороне маячит фигура дворника с метлой.

2. На первом плане на доске с колесиками сидит безногий гармонист: испитое лицо все в морщинах, седые волосы выбиваются из-под кепки, на нем засаленный пиджак, на котором болтаются две медальки. Он старается играть что-то очень трогательное и родное, что-то похожее на «Прощание славянки», но у него ничего не получается , он сильно фальшивит.

3. На заднем плане проезжает грузовик, его облаивает собака.

4. Мимо гармониста ковыляет мешковатая фигура по направлению к пивному ларьку. От нее отделяется горящий окурок и падает на асфальт недалеко от калеки. Тот прерывает каденцию и с трудом подъезжает на своей самодельной инвалидке, поднимает окурок трясущейся рукой и докуривает.

5. Крупным планом лицо курящего: он жадно затягивается, глаза чуть слезятся, в них чудовищная тоска, он смотрит вдаль в сторону памятника. Ветер слегка колышет седые волосы . Пауза.

6. Внезапно танк на пьедестале стреляет. Вдалеке раздается взрыв. Люди у ларька замерли. На лицах испуг, смешанный с удивлением. Танк стреляет снова. Начинается паника. Кто-то падает. Раздается крик. Люди начинают убегать с площади. Какая-то маленькая легковушка, стоявшая невдалеке, ,быстро трогается с места и исчезает. На заднем плане тоже бегущие люди. Танк снова стреляет.

7. Крупный план: лицо калеки медленно светлеет, появляется легкая улыбка. Танк продолжает стрелять. Калека никуда не бежит, а только радостно смотрит на него.
Экран гаснет, но канонада продолжается.

Титры:

.. .только кажется мне - это я не вернулся из боя...
Владимир Высоцкий.

Конец

Фильм девятый.
«Вглубь России»
(цвет)

1. В кадре панорама среднерусского ландшафта: поля, лесополоса, вдалеке село, водонапорная башня, проселочная дорога. Лето, солнечный день, белесые облака. Взгляд с высоты птичьего полета.
Голоса птиц, гудение насекомых.

2. Камера начинает снижаться, ближе становятся кроны деревьев, поле, дорога.

3. Оказывается, что камера как бы фиксирует точку зрения летящей мухи, которая садится на широкую загорелую спину солдата, сидящего у дороги на траве. Он делает безотчетное движение и прогоняет муху. Рядом с сидящим солдатом видна горка земли с брошенными на нее лопатой, киркой, и выцветшей гимнастеркой. Лица так и не видно, только коротко стриженая голова, оттопыренные уши, капельки пота на спине и шее. Солдат сидит и смотрит вдаль дороги.

4. Спустя некоторое время он вдруг выходит из состояния оцепенения, чуть-чуть наклоняется вбок. Видно, как его рука что-то достает из-под гимнастерки. Это бутылка с темной жидкостью. Он берет бутылку. Слышно, как открывает пробку и делает длинный глоток. Замирает и поворачивает голову в сторону ямы, бросает: «Коль, ты пиво будешь?»

5.Камера начинает двигаться в сторону ямы, куда обращен вопрос и доходя до края, смотрит вниз, В кадре оказывается глубочайшая яма, скорее похожая на колодец или на старую шахту, внизу маленькая фигурка копошащегося человека. Он роет.

Конец.

Фильм десятый.
«Вечер в деревне»
(цвет)

1. В кадре - распахнутое окно деревенского дома. За окном чуть не резко палисадник: цветы, высокая трава, низкий старенький забор. Все в янтарном свете заходящего солнца. Полутона. На подоконнике старое зеркальце, чашка, связка сухих цветов, рассыпанные ягоды смородины, серебряная чайная ложка. Камера медленно и внимательно рассматривает все детали.

2. Продолжая любоваться натюрмортом на окне, камера незаметно начинает уходить в глубину комнаты, появляются простенькие занавески, старые обои. И постепенно мы видим край кровати. На кровати кто-то лежит. Медленно в кадре появляется вся кровать. На ней спит голая толстая баба. Она огромна. Поза чем-то напоминает «Венеру» Джордоне, но в русской версии. Она посапывает. Камера некоторое время продолжает наслаждаться этим зрелищем.

3, Постепенно, вначале негромко, потом усиливаясь, слышаться голоса, они доносятся с улицы. Камера движется обратно к окну. За палисадником, невдалеке, видны две фигуры. Два мужика зло дерутся. Слышны восклицания: «Ах ты сука, блядь!», «Говно ебаное!», «Ты мне , падло, ответишь! Ну смотри, гандон! Сраный мудак!Эх! Ух! О! Хуй тебе в жопу ! У-у ! На ! А-а-а-а! Блядь! Получил! На, сука! А-а-а-! Ай-а-а-а! На! На! А-а-а!...» 4. Экран гаснет. Но ругань и крики продолжаются.

Конец.

Фильм одиннадцатый.
«Дело.»
(почти черно-белый, в коричневых тонах)

1. В кадре видна грязь, накрапывает мелкий дождь, чьи-то ноги в сапогах, колесо грузовика буксует в грязи, фигура в мокрой фуфайке, в руке- кувалда. Фрагмент машины: это цистерна, мозолистые грязные руки с трудом поворачивают вентиль. Другая фигура разматывает толстый шланг. Все движения замедленны. Человек колотит кувалдой по рычагу. Другой медленно взбирается на цистерну, фиксирует кран. Вся установка продолжается довольно долго, каждый этап показан подробно и выразительно: напряженные обветренные, суровые лица, натруженные руки, грязь и стекающая вода, крупно - механизмы. За кадром звучит голос: «...» (это должен быть подлинный поэтический текст Роберта Рождественского в авторском исполнении).

2. По мере чтения, действия рабочих завершаются. Установка подключена. Сквозь чтение пробиваются звуки насоса.
Рабочие сидят: один в кабине с открытой дверью и курит,
другой - рядом на железной бочке, устало опустив руки,
иногда посматривая в небо и щурится.

3. Общий план: сортир, рядом стоит машина и качает говно. Рабочие сидят в тех же позах. Голос поэта постепенно перекрывается звуком насоса.

Конец

Фильм двенадцатый.
«Зимний вечер»
(цвет)

1. На экране эпизод из старого французского фильма с Жаном Марэ в главной роли. Плохой звук и очень некачественное, поцарапанное изображение, какие-то белые точки, то ли пух, то ли… На экране: поединок, двое дерутся на шпагах, наконец Жан Марэ закалывает врага и исчезает.

2. Выясняется, что идет снег, а перед нами постепенно вырисовывается такая картина: летний кинотеатр - зимой, небольшой провинциальный городок, поздний вечер. За невысоким забором "можно различить улицу, тускло горят фонари. Деревья, дома в снегу. Скамейки в кинотеатре тоже занесены снегом, зрителей - ни души. Судя по всему киномеханик «гуляет» с компанией: крутит для себя любимый фильм. Между тем на экране любовная сцена: Жан Марэ и очаровательная девушка, они говорят, затем целуются. Но зритель смотрит на них как бы находясь на крыше будки киномеханика.

4. Во время любовной сцены по этой самой крыше медленно идет старый кот. Он замирает перед экраном и закрывает нам происходящее.

5. Камера медленно обходит кота, и мы видим его профиль. Крупный план: кот анемично, бесстрастно взирает на горящий экран и свет от него (экрана) мягко прорисовывает его черты. Это старый матерый кот, много повидавший на своем веку, вся морда в шрамах, пол уха оторвано. Он даже чем-то похож на Жана Марэ, только в кошачьем обличье и весьма потрепанного.

6. Герои фильма тем временем расстаются, она что-то говорит ему про опасность, которая ему угрожает, про то, что любит. Он садится на коня, поправляет шпагу, наклоняется к девушке, целует ее, пришпоривает коня и быстро уносится вскачь по проселочной дороге, превращаясь в маленькую черную точку.

7. Перед нами снова морда кота крупным планом. Она по-прежнему абсолютно бесстрастна. На экране появляется лицо девушки, тоже крупным планом. Оно в слезах, губы что-то шепчут.

8. Неожиданно на улице, за забором кинотеатра в сторону экрана проносится на большой скорости мллицейский «уазик» с включенной мигалкой.

9. Кот испуганно срывается с места и исчезает. На экране; дорога, где маленькой точкой - фигура всадника. Вой удаляющейся милицейской сирены.

Конец.

авторские тексты, Шабельников Юрий, современное искусство, Ростов-Москва, 1998, литература

Previous post Next post
Up