"Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всей россыпью кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды.
С этих строк Пастернака начинался спектакль "Гроза". В работе над ним мы проверяли, что такое для нас живая классика. Мы стремились сделать этих людей живыми, а не ходульными.
Катерину играла Марина Буримова, выдающееся дарование. Она с лету поступила в Ленинграде на тот курс, с которым потом Лев Додин сделал спектакль "Братья и сестры". Рядом со Скляром, Бехтеревым, Власовым, Акимовой она была лучшей. Год проучилась, уехала в Москву и тоже с лету поступила в Щуку. ...
художник Степан Зограбян
В Катерине она была невероятно обаятельна, женственна, не монашка, не жертва. В Кабанихе - Любе Волошиновой не было ничего звериного; у нее была своя правда, правда матери. Саша Коняхин дерзко и озорно играл Дикого, Наташа Бобылева - Варвару. Какая же это была обаятельная Варвара!
В этом спектакле я впервые поставил любовную сцену. С поцелуем! Мы вообще все были друг в друга влюблены, вспыхивали бесконечные романы...
Осуществилась моя мечта сделать репертуарный театр. В отличие от драматических кружков, где год репетировали "Ревизора", а потом раз шесть играли - сначала для пап и мам, а потом для старушек из окрестных домов, и на том спектакль переставал существовать, мы постоянно играли свои четыре спектакля. Четвертый назывался "Я, Марина Цветаева", ее имя только-только стало выходить из-под запрета. Это был спектакль о призвании и о жертвенности во имя этого призвания. Монологи начинались так: "Я, Александр Блок...", "Я, Борис Пастернак...", "Я - Александр Пушкин..."
Театр "Синий троллейбус" определил жизненный выбор каждого из нас. Многих из нас. Мой - точно, Степин - тоже. Поверьте, мне не часто являлось такое чувство в профессиональном театре: я шел из дома на спектакль, от Московской до Темерницкой, с ощущением выполнения важнейшей миссии!
Татьяна Батырова (бывшая студийка "Синего троллейбуса"): Студия сформировала наше отношение к жизни. И к театру. И если, в отличие от Гены, мы, остальные студийцы, не стали заниматься театром профессионально, способность на уровне подсознания чувствовать подлинность мы приобрели. ...
Володя Шкрылев и Татьяна Батырова
Людмила Фрейдлин: Геннадий Рафаилович! "Синий троллейбус" просуществовал два года, был невероятно популярен. Но почему он жил так мало?
Геннадий Тростянецкий: Для нас это было много. За два года мы поставили четыре спектакля. И то, что в Ростове возникло после нас: театр Кирилла Серебренникова, театр Юры Соловьева, - смею думать, несло какой-то отголосок наших беспокойных спектаклей.
Людмила Фрейдлин: Студии ушли безвозвратно. Исключением на Дону является таганрогский театр Нонны Малыгиной".
Геннадий Тростянецкий: Сейчас у молодежи другие потребности. Не в театре.
Татьяна Батырова: Другая эпоха, и другие потребности надо уловить. Мы с вами их не знаем, а кто-то знает. Есть мощный пласт компьютерной культуры, и там, наверняка, есть некие течения, к которым мы не имеем никакого отношения и не ведаем, что там происходит.
Геннадий Тростянецкий: 30-40 лет назад мы осознавали себя людьми общественными, которые могут - более того, которые призваны - изменить мир к лучшему. Вероятно, то осознание было иллюзорным. Точнее, нашей энергией заблуждения. Но эта энергия давала нам энергию жизни. А нашу жизнь целиком и полностью захватило дело, которое тогда, в те юношеские ростовские годы, мы впервые познали и полюбили. Захватило целиком и полностью. Хорошо это или плохо? Не знаю. Быть может в этом наша драма. А может быть - счастье.
Татьяна Батырова: сейчас люди ощущают себя частью другого общества. Это общество - Интернет. Закрытая культура. где человек один на один со всем миром. И весь мир - с ним. В интернете есть какие-то государства, жилые образования, есть группы, которые за что-то борются...
Геннадий Тростянецкий: ... стремятся доставить себе удовольствие, прожить в радости. А радость, пусть даже виртуальная, - разве это плохо?"
Из книги Людмилы Фрейдлин "Театр с главного входа"