Немного об истории военно-промышленных мафий в СССР
Sep 25, 2024 23:54
Полезно для понимания, на какой глубины фундаментах Минобороны в наше время попыталось монополизировать поставки ФПВ-дронов в ВС РФ. Где основная претензия к монополисту со стороны войск - подача дронов с намертво закрытыми РЭБ противника частотами управления, в общем-то даже и не вина производителя. Частоты ВТ-40 были установлены договором с МО, без согласования с заказчиком предприятие не могло их изменить. Большой привет т. Криворучко и Генштабовским изучателям опыта боевых действий.
Копнем в самую что ни на есть глубь, рассмотрим легендарный Ил-2 и "Илюшинскую мафию", которая его продвигала. В области масс-медиа в том числе.
Начнем с фактов. Ил-2, что одноместный, что двухместный был весьма посредственным боевым самолетом. Который не очень хорошо летал, обладал безнадежно недостаточной для самолета поля боя вертикальной маневренностью, по техническим причинам скверно стрелял из стрелково-пушечного вооружения, еще хуже кидал бомбы, почти всегда не попадал куда надо реактивными снарядами и при этом нес бронецитадель, которая вообще никак не защищала от самых распостраненных штатных средств ПВО Вермахта. 20 мм флаки проламывали броню Илов даже осколочными снарядами (ср. размер пробоин 10х20 см). А потом это все умножалось на еще более посредственных летчиков. Ну и да - самолетом поля боя часами висевшим над ЛБС, Ил-2 был только в дешевых байках. Из личного просмотра десятков ЖБД и отчетов штурмовой авиации вывод следует ровно обратный - как раз над полем боя Ил-2 действовал нечасто. Знали ли это Сергей Владимирович Ильюшин и его группа поддержки в Главкомате ВВС КА? Лучше всех. И я даже могу это доказать.
Доказательной базой выдвинутого выше тезиса станет документация 245 шап, привлеченного в качестве эталонного фронтового полка к знаменитым испытаниям Илов в НИП АВ ВВС КА зимой-весной 1942 г. Полученная в которых информация с момента первой публикации в монографии Растренина и по сей день жжет пятые точки патриотов. На что есть некоторые основания:
«...Так, во время проведения в НИП АВ ВВС КА полигонных испытаний стрелково-пушечного вооружения Ил-2 применительно к укоренившемуся в штурмовых авиаполках действующей армии способу атак немецких мотомеханизированных колонн стало ясно, что при атаке колонны, состоящей из танков, автомашин и пехоты общей длиной около 600 м, три летчика 245-го шап, имевшие боевой опыт, в полигонных условиях, то есть в отсутствии противодействия истребителей и зенитной артиллерии противника, смогли добиться всего 9 (!) пулевых попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1290 патронов к пулеметам ШКАС. Стрельба с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны в тех же условиях атак обеспечила в трех вылетах при общем расходе 553 снарядов 20 попаданий в колонну танков, из них 6 попаданий в танк точки наводки, остальные - в другие танки из состава колонны. ...
В соответствии с результатами стрельб с воздуха с самолета Ил-2 по немецким танкам специалистами НИП АВ ВВС КА были определены и оптимальные, по их мнению, способы атак танковых и мотомеханизированных колонн. Наилучшие результаты получились при атаке колонны сзади вдоль или сбоку при угле планирования 30" с высот 500-700 м, дальность начала прицеливания порядка 800 м, а ведения огня - до 200-300 м, прицеливание производилось по отдельному танку или автомашине из состава колонны. Атака должна была проводиться в нескольких заходах. Причем в первом заходе удар наносился по голове колонны сначала стрельбой РСа-ми (дистанции пуска - 600-700 м), а затем стрельбой из пушек. В последующих заходах сбрасывались авиабомбы и велся огонь из пулеметов и пушек. Применительно к такому способу атаки в 12 самолето-вылетах средний процент попадания из пушек ВЯ в танк точки наводки составил 7%, а в колонну танков - 7,5% (общий расход снарядов 426 шт.). При этом летчик с лучшей стрелковой подготовкой (ведущий летчик-испытатель НИП АВ м-р Н.И.Звонарев) обеспечивал 7,4% попаданий в отдельный танк (или танк точки наводки) и 9,5% попаданий в колонну танков, тогда как летчики с удовлетворительной подготовкой (строевые летчики из 245-го шап) имели гораздо худший результат. Средний процент попадания в танк точки наводки фронтовых летчиков не превысил 4,2% (разброс от 1,5% до 6%), хотя процент попадания в колонну танков был выше - 12,6% (разброс от 6% до 20%). ...»
Таблицы взял у Воеводы:
Ну а теперь лезем в документацию 245 шап и замираем от восхищения. Методикам искажения в нужном направлении результатов полигонных испытаний предков учить было не надо. Махинаторов Казанского танкового училища, перед СВО практически "доказавших" что танки непригодны для ведения огня с закрытых огневых позиций, они бы сами могли многому научить.
Первое, на что нужно обратить внимание в нижеприведенной таблице, с датировкой не позднее мая 1942 г. (вероятнее февралем), это звания летного состава полка. Из двадцати летчиков (управление полка и две авиаэскадрильи по девять человек, всего двадцать, совпадает с штатом машин) в полку только четверо были сержантами. Тогда как по штату, даже без учета командира звена сержанта Костенко (не успевшего к моменту составления ведомости получить звание мл. лейтенанта) сержантов должно было быть десять. Средним командиром летчик ВВС КА того периода становился только на должности командира звена и выше.
Вторым ярким моментом является налет этих двадцати летчиков. Где особое внимание нужно обратить на количество летных часов некоторых лейтенантов и мл. лейтенантов, находящихся на должностях пилотов полка. Лейтенант Парлов И.И. в моменту составления ведомости налетал 1126 летных часов ( где-то снова выпали глаза Файтербомбера), мл. лейтенант В.П. Гудим-Левкович - 714, а мл. лейтенант А.Л. Назаров жалкие на их фоне 300.
Двух из четырех сержантов едва державшимися в воздухе недоучками тоже не назовешь, особенно О.В. Вечерина с 443 часами летной практики.
Общий налет менее ста часов из двадцати человек летного состава 245 шап имели только четверо: мл. лейтенант А.Д. Яцков (89), мл. воентехник Д.И. Смирнов (79), сержант А.Ф. Еремин (83) и сержант Н.Г. Никонов (76). Налет на Ил-2 у данной четверки был близок среднему по рядовому составу полка и колебался от 10 до 17 часов.
Из сказанного следует вывод: перед привлечением к испытаниям в НИП АВ ВВС КА в качестве типичного фронтового полка, 245 шап был укомплектован нетипично для такого полка хорошо подготовленным летным составом. В процессе чего, управлявшие балетом люди не по гнушались заполнить лейтенантами сержантские должности. В процессе полигонных испытаний игры сокрытием средней температуры по больнице продолжились.Мл. лейтенанта Назарова, ст. лейтенанта Конюко и капитана Яшанова по цифрам ведомости средними пилотами назвать никак нельзя. Из чего следует, что данные НИП АВ ВВС КА по среднему проценту попаданий в танк - точку наводки в полигонных условиях, релевантными для фронтовых пилотов не являются. Они стреляли и бомбили хуже, много хуже. Но не в реляциях
Данный тезис хорошо проиллюстрирует более подробная ведомость налета часов л/с 245 шап, составленная перед его третьим туром боевых действий (так в ЖБД). Из двадцати человек первой ведомости, в строю полка осталось шестеро. Из которых ни одного недоучки (общий налет/Ил-2): Курников(1916.33 / 72.05), Шаронов (1503.40 / 67-40), Быков(668.13 / 81.00), Лещев (254.41 / 67.39), Вечерин (463.23 / 22.18 с УИЛ-2) и Яртыбаш (170.04 / 38.34 с УИЛ-2). Отдельно стоит отметить, что если исключить командира и штурмана полка, то в оставшейся четверке везучий Яртыбаш переученный пилот СБ крестьянского выпуска 1940 г, а Лещев и Быков летчики-истребители с серьезным налетом на строгом в пилотировании И-16.
Ни одного лейтенанта на должности пилота в июльской ведомости полка уже не было.
Завершим тред документальными данными о боевой работе специально отобранного личного состава 245 штурмового авиационного полка в ходе его второго боевого тура, в мае месяце 1942 г..
Данные ЖБД с ведомостью среднего количества боевых вылетов за 1941-1942 гг не совпадают на 14 боевых вылетов.
Количество уничтоженных немецких танков, конечно же, не идет ни в какое сравнение с 74 шап на год ранее, но тоже немалое. А потом смотришь на эти цифры и гадаешь, можно ли называть оперирующие этими цифрами военные научные работы ... научными. Все, что было в них достоверного, забито в нижеприведенную ведомость. Другими словами, ошибаться можно - врать нельзя.