Противодействие беспилотным летательным аппаратам

Oct 09, 2022 15:11


РЕЦЕНЗИЯ
на монографию д.т.н., доцента, профессора АВН С.И. Макаренко
«Противодействие беспилотным летательным аппаратам».
СПб.: Наукоемкие технологии, 2020 г. - 204 с. ISBN 978-5-6044793-6-0


Монография представляет собой имеющий большое практическое значение научный труд, имеющий ценность уже тем, что показывает осознание проблемы противостояния БПЛА в ходе боевых действий нашего времени лучшей частью отечественной военной мысли задолго до начала Специальной военной операции. И, глядя на эпизоды боевых действий начальных этапов СВО, полное и почти полное игнорирование ее худшей - к всеобщему несчастью, значительно более многочисленной.

Структурно, монография состоит из семи глав, где дотошно рассмотрены основные аспекты боевого применения и противодействия беспилотным летательным аппаратам:

1. Назначение и классификация БПЛА. Особенности функционирования БПЛА, значимые для обнаружения и уничтожения
2. Обнаружение БПЛА
3. Противодействие БПЛА средствами огневого поражения ПВО
4. Противодействие БПЛА средствами РЭП
5. Противодействие БПЛА средствами функционального поражения СВЧ излучением
6. Противодействие БПЛА средствами лазерного излучения
7. Другие средства и способы противодействия БПЛА

Несмотря на всю основательность и явственно видимое желание автора рассмотреть тему противодействия БПЛА со всех возможных сторон, внимательное изучение текста требует сделать к нему некоторое количество замечаний. Серьезного значения при наблюдаемом качестве монографии они не имеют и как таковые являются скорее уточнениями текста.

1.) Применительно к содержанию подглавы 1.1 «Назначение, преимущества и недостатки БПЛА» главы 1, стоило бы раскрыть подразумеваемый автором, но прямо не оформленный текстом взгляд на БПЛА как на расходный материал современной войны, принципиально ничем не отличающийся от артиллерийского снаряда или осветительной ракеты. В идеале, даже стоимостью.

К содержанию подглавы 1.2 «Классификация БПЛА», можно высказать более серьезное замечание по необходимости более подробной классификации беспилотных летательных аппаратов по уровню решаемых задач.

Боевая практика показывает необходимость обеспечения войсковых формирований беспилотными летательными аппаратами начиная с уровня взвода.

Несмотря на то, что тактические ниши БПЛА взводного и ротного звена пересекаются друг с другом, что в идеале требует обеспечения управлений взводов и рот однотипными аппаратами с достаточно высокими ТТХ, в целом малопригодные для боевого применения нано-БПЛА (массой до 250 гр.), при фактическом наличии могут быть достаточно эффективно использованы на уровне взвода, разведывательной группы и даже отделения (штурмовой группы). Главными факторами ценности таких БПЛА являются небольшие габаритные размеры и малая цена. Без высоких тактико-технических характеристик в ходе выполнения примитивных задач типа «Заглянуть в окна дома» или «Осмотреть лесопосадку» можно обойтись.

Основным БПЛА взводно-ротного звена должен быть мини-БПЛА вертолетного типа (квадрокоптеры), в идеале оснащенные тепловизионным оборудованием - как минимум в управлениях рот, и системами прицельного сброса грузов до 0,7-1,0 кг массы - как минимум во взводах.

Обеспечение разведывательных взводов, противотанковых взводов, а также минометных батарей батальонов целесообразно вести квадрокоптерами упомянутого выше единого типа. В данном случае модификация с тепловизионной видеоаппаратурой является обязательной. В идеале, каждая из боевых машин разведвзвода должна комплектоваться разведывательным БПЛА.

В описанной выше схеме обеспечения беспилотными аппаратами основным выигрышем видится значительный рост ситуационной осведомленности всех командиров подразделений до командира батальона включительно.

Применительно к разведывательным подразделениям уровня полков, бригад и дивизий наиболее целесообразным является смешанное наличие в них квадрокоптеров и БПЛА самолетного типа, в зависимости от специфики возлагаемых задач.

Разведывательно-корректировочные подразделения артиллерийских частей целесообразно обеспечивать БПЛА самолетного типа.

Примечание к вышеизложенному:
Использование в общевойсковых частях и соединениях на тактических БПЛА офицеров с пятилетним сроком обучения по специальностям:

Применение подразделений и эксплуатация комплексов с БПЛА (оператор управления - командир беспилотного комплекса).
Применение подразделений и эксплуатация наземных средств и систем комплексов с БПЛА (оператор наблюдения - дешифровщик комплекса с БПЛА).
Применение и эксплуатация наземных средств воздушной разведки, (дешифровщик данных воздушной разведки).

смело можно считать местничеством и возможно целенаправленно-преступной растратой ресурсов, негативно отражающейся на боевой эффективности. В подразделениях тактических БПЛА правильнее использовать тактически грамотных офицеров с базовыми общевойсковыми специальностями (войсковые разведчики, мотострелки, танкисты, артиллеристы) прошедших необходимую переподготовку, в первую очередь из числа ограниченно годных для службы в строю. Использование офицеров со специализированным образованием целесообразно только в подразделениях БПЛА оперативного и стратегического уровня.

2.) В главе 2 не отражена роль обнаружения малых разведывательных и ударных БПЛА методом визуального обнаружения. Он неэффективен, но настоящий момент, в большей части подразделений до батальона включительно является основным. В чем решительно ничего хорошего нет.

3.) Применительно к главе 3. «Противодействие БПЛА средствами огневого поражения ПВО», отдавая должное основательности автора, стоит упомянуть что борьба с БПЛА не должна ограничиваться средствами подразделений ПВО, а начинаться с стрелково-пулеметного огня линейных подразделений. При всей ничтожной эффективности огня стрелкового оружия (что бы там не считали авторы рекомендаций МО РФ), в настоящий момент никаких других средств борьбы с применяемыми противником малыми БПЛА, как разведывательными, так и ударными, в взводе-роте нет. Да и в батальоне тоже. А между тем именно находящиеся на линии боевого соприкосновения линейные подразделения являются основными жертвами их деятельности.

Борьба с корректирующими артиллерийский огонь БПЛА противника к настоящему времени является второй по важности задачей подразделений первой линии после окапывания.

В качестве наиболее простого варианта самообороны огневым способом стоит рассмотреть разработку и принятие на вооружение спаренных и счетверенных зенитных пулеметных установок. В перспективе - пулеметов с вращающимся блоком стволов.

В качестве базовых машин для таких ЗПУ можно использовать линейные БМП-1, вплоть до полевых их переделок с использованием поставленных промышленностью машинокомплектов. Для обнаружения беспилотников, средства визуального наблюдения на первых порах целесообразно дополнять устанавливаемыми на ЗПУ модернизированными радиолокационными станциями ближней разведки (с возможностью отключения алгоритма отсечки сигналов от птиц).

Предложения по модернизации в упомянутом плане «Фар», насколько известно за последние полгода выдвигались неоднократно, результатов не наблюдается.

73 мм орудия поднятых с хранения БМП-1П заметной значимостью в современной войне не обладают. В этой связи замена их на ЗПУ с трансформацией безнадежно устаревшей БМП в бронетранспортер огневой поддержки и ПВО приведет к росту боевых возможностей подразделений, а не их падению.

Кроме того, возможно, что определенный эффект в сочетании с использованием для целеуказания тех же РЛС может иметь замена на спарки ПКТ крупнокалиберных пулеметов танковых ЗПУ. Ценность последних как средства ПВО можно оценить еще более низкой чем «Громов» БМП-1 как средства противотанкового.

4.) Использование средств радиоэлектронного противодействия в настоящий момент является самым дешевым и эффективным способом борьбы с БПЛА. Утверждение автора о малой пригодности т.н. «коммерческих систем» к условиям боевых действий является самым слабым местом труда. Боевой опыт показывает, что простыми и относительно дешевыми коммерческими и изготовленными из коммерческих комплектующих комплексами борьбы с БПЛА должна быть обеспечена каждая рота. Отсутствие их в подразделениях ВС РФ на девятом месяце боевых действий является уже не ошибкой, а прямым воинским преступлением высоких ответственных лиц.

В данном плане весьма полезен пример тактической группы «Сурикаты» ОБТФ «Каскад» ДНР.

До формирования группы ежедневные потери на ротном опорном пункте (населенный пункт на Угледарском направлении) бойцов 810 бригады морской пехоты и резервистов мобрезерва ДНР составляли 1-3 ранеными только от сбросов гранат с коптеров противника. Не считая потерь от корректировки огня. К четвертому дню работы группы сбросы прекратились вообще, а прорыв коптера - разведчика стал исключением из правил, а не повседневной реальностью.

К этому можно добавить, что в ходе недавних боев за Лиман, приданная стрелковому батальону БАРС-16 группа по борьбе с БПЛА оказалась одним из главных, возможно главным фактором обеспечения устойчивости его обороны. Используя фактически самодельный (!) комплекс, обеспечивающий обнаружение и борьбу с коптерами DJI Mavic 3 на дистанции до полутора километров, дронобои в короткий срок выбили у противостоящих украинских подразделений все или почти все разведывательные БПЛА, что в значительной степени лишило противника возможностей вести разведку позиций батальона и корректировать огонь артиллерии.

Упомянутые С. И. Макаренко «боевые» комплексы радиоэлектронного противодействия Российской армии, несмотря на несопоставимые ТТХ весьма дороги, уязвимы и главное - малочисленны, что в многих случаях лишает их заметного влияния на ход боя.

В заключение стоит повторить, что рецензируемая монография является обстоятельным и высокопрофессиональным научным трудом, имеющим большое практическое значение для ВПК и Вооруженных сил РФ.

Приложение. Методическое пособие: Мангушев И.Л «Организация противодействия малым БПЛА»







Поддержать  обеспечение подразделений действующей армии дронами и средствами РЭП можно тут:
https://kcpn.info/help/

Локальные конфликты, Украина, Тактика

Previous post Next post
Up