Про современное военное кино

Nov 23, 2021 01:05

"Нам с вами всем вместе предстоит вернуть культуру с панели, донести до сознания власти простую абсолютно мысль, что культура и рынок - понятия несовместимые."
Депутат Государственной Думы РФ, Первый заместитель председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Николай Петрович Бурляев




"Я не слышал ни одного отклика кинокритиков по поводу «Спасти рядового Райана», чего не было ни разу в истории, фэнтези 100% [ о-о-о... м-м-м...???], но классно сделано, с полным американским патриотизмом. А себя показать мы, значит, не должны? Мне кажется, что здесь надо поднимать флаг, держать флаг и историкам вместе, и деятелям культуры, и нашим продюсерам, режиссерам и зрителям."
Министр Культуры РФ, Владимир Ростиславович Мединский.

Я позавчера все таки посмотрел "Битву при Чосинском водохранилище" и, пользуясь случаем, не могу не расшифровать, что хотел сказать выпадом касательно кассовости отечественного кино:

"...Если в АП есть хоть один человек в кураторах кинотусовочки, кто ей не куплен, то ему давно пора зарубить на носу - военное кино на хуй не нужно зрителю и соответственно убыточно, только если скверно снято. А скверно снято оно в отечественных реалиях по трем причинам:

- Внутри тусовочки приличных сценаристов по пальцам можно посчитать.
- С режиссерами дела обстоят слегка получше, однако с умеющими в военное кино все равно беда
- На фильмах зарабатывают не в прокате, а на производстве..."

Но сначала о впечатлениях по "Битве при Чосинском водохранилище". Тема мне была немного знакома еще со времен сбора материалов к "Первалу", так что официальную китайскую точку зрения  через призму важнейшего из искусств  рассматривал с интересом.

Но момент обращения к Кинопоиску фильм собрал в прокате КНР и Сингапура 885 миллионов долларов, при официальном бюджете в 200. Без учета расходов на рекламную компанию, вероятнее всего очень невысоких, ибо  "Битва при Чосинском водохранилище" очень понравился руководству КПК, на каждый вложенный юань фильм уже сейчас принес 3,4 юаня чистыми.

[Прерываемся на пятиминутку ненависти к тусовочке]

Теперь перейдем к его качеству, как военного фильма, так и вообще. Голосование на китайском аналоге IMDB - Доубане дает "Битве при Чосинском водохранилище" оценку в 7,5 из 10, что я считаю полностью объективным показателем. Сильно большей оценки он не стоит, меньшей тоже. Чтобы было понятнее, это примерный уровень зрительских симпатий к "Повелителю Бури" (The Hurt Locker) Кэтрин Бигелоу, который, если кто ни помнит собрал 6 (шесть) Оскаров, в том числе, бгг, в номинациях: Лучший фильм; Лучший режиссер; Лучший сценарий. Все три последних, на мой взгляд незаслуженно, и особенно касательно сценария. "Спасение рядового Райана" если кто помнит, получил всего лишь пять. Со сценарием, применительно к бою на пляже ФАКТИЧЕСКИ ДОСЛОВНО сшитом из воспоминаний ветеранов 2nd RBn и  документов, Голливуд Роберта Родата прокатил просто эпически :).

Однако, вернемся к китайской картине. Главный ее недостаток - персонажи плоские если не как картон, то где-то вроде того. Сценарий,  конечно, пытался их раскрыть, но не слишком удачно. Складывается впечатление что тандем из Хуана Цзяньсиня и Лань Сяолуна в китайской армии не служил, да и о жизни простонародья что тех времен, что современности информацию, вероятнее всего, имеет довольно смутную. Но писать для соотечественников соавторы умеют, при попытке вслушаться в диалоги картины меня постоянно пробивало на дежавю. К середине вспомнил откуда откуда оно взялось - из "Задачи трех тел" Лю Цысиня. По неприкормленным российским меркам довольно посредственного фантастического романа с совершенно непростительными сюжетными ляпами, тем ни менее, по ряду причин бешено зашедшего китайской аудитории, в результате чего переведенного на английский язык (в США удостоен премий Хьюго и Небьюла) и уже с него на русский. Оба перевода сопровождались диким количеством бреда жырных теток с филфаков об образцовой научной фантастике. Бедняга Майкл Крайтон вертелся в гробу.

Трио режиссеров ситуации не выправило, вместо раскрытия людей предпочтя увлечься экшеном, пыщ-пыщ и масштабнейшей компьютерной графикой. В принципе, учитывая висящий над Чэнем Кайгэ, Данте Ламом и Цуем Харком политзаказ трудно их за это винить, даже без учета возможной изначальной заточки под определенную целевую аудиторию. "Битва при Чосинском водохранилище" на интеллектуалов вполне вероятно вообще не рассчитывалась, ее ЦА китайская деревня и низшие страты городов, в первую очередь имеющие минимум перспектив в высочайшей конкуренции китайского рынка молодые люди  призывного возраста. Ну и понятно тинейджеры. Просмотренный мной летом "Восемь сотен" в плане фильма о людях заметно удачнее, не говоря о прямо снятом для интеллектуалов жутковатом "Нанкине".

В общем, стоит ли "Битва при Чосинском водохранилище" своих денег при просмотре в кинотеатре? Несмотря на то, что это нишевый фильм, снятый китайцами для китайцев и здорово перебирающий по идиотизму постановки заметной части боевых сцен, скорее  да, чем нет. Гонки на Паттонах по склону и промышленное закидывание гранат в люки, на фоне "Ярости" с его пытающихся заколоть одинокий Шерман штыками эсесовцами, не особенный перебор. Фильм просто длиннее и соответственно, такого рода сцен больше ( Фьюри мне, кстати, понравился, даже несмотря на то, что режиссура эпической битвы в конце фильма чертовски здорово качеству картины подкозлила).

Ну и в завершение, вернемся к теме кассовости хорошего военного кино. Мне страшно ставить под сомнение авторитет Николая Петровича Бурляева, но в мире презренного чистогана при одинаковой цене билета люди ВСЕГДА предпочитают более качественную продукцию. Да, случаются флюктуации, но в общей статистике ситуация именно такова. Другими словами говоря, если в Российском кинематографе ладно бы кассово успешный, так отбивший себя в прокате фильм это событие, виноват в этом  вовсе не низкокультурный народишко, не сумевший оценить высококультурный авангард, а  профессиональная несостоятельность самоназначенных культуртрегеров.

Для освещения последней точки зрения не поленился свести в таблицу знаковые фильмы из Топа Кинопоиска и ряда других рейтингов и сравнив их по критерию Box office (кассовых сборов) с отечественным продуктом. По рабам маммоны выборку делал по заметным фильмам  периода 1981-2019 гг , по российским 2000-2019 г. Фильмы с неясным бюджетом исключены.В связи с неполнотой статистики рекламные расходы не учитываются, однако стоит помнить, что у части фильмов они включены в  бюджет. По виденному, в зависимости от картины, при выделении маркетинга в отдельную строку, он высасывает из прибыли плюс 10-50% бюджета.

Ремарка касательно "Взвода": Я знал что фильм  добровольно вступившего в ряды Армии США ветерана Вьетнама Оливера Стоуна был коммерчески успешен, но даже близко не подозревал, насколько. Разница между вложениями и сборами в 23 раза. Блять-Блядь-Блядь!!!

Наша глыба, Никита Сергеевич Михалков отличился немного в ином ключе. "Утомленные солнцем 2: Цитадель"  собрал 1,62 млн долларов сборов при 45 млн бюджета. Разница даже больше, 27 раз. Вот только с обратным знаком. О-О-О!!!

Теперь, касательно самого Стоуна. Человек, вступивший в армию своей страны добровольцем и дважды проливший за нее кровь, имеет право на какие угодно политические убеждения, если они не нарушают ее законов. В том числе и на левизну.



Ошибка таблицы: Падение Черного Ястреба - 2001 г.

В заключение сведем баланс попавших в таблицу  фильмов периода 2010-2021 гг.:
Команда рабов Маммоны выставила 11 фильмов (Снайпер; Восемь Сотен; Дюнкерк; По соображения совести;  Битва при Чосинском водохранилище; Уцелевший; 1917; Повелитель Бури; Ярость; 13 Часов;  Мидуэй) с общим бюджетом в 851 миллион долларов и общими кассовыми сборами в 3,6 МИЛЛИАРДА.

Команда возвращателей культуры с панели ответила 15-ю (Т-34; 28 Панфиловцев; Сталинград; Битва за Севастополь;  Балканский рубеж; Батальонъ; спасти Ленинград; Несокрушимый; Танки; Белый Тигр;  Брестская крепость; Рубеж; два Утомленных солнцем; Братство) с общим бюджетом в 183,5 миллиона долларов и общими кассовыми сборами в 165,9.

Доля кинотеатров в сборах  45-50 %, дистрибьюторов 7,5-15% и, соответственно, 35-40% отходят создателям картины.
За рубежом ситуация.примерно такая же




Делаем еще одну таблицу:



Так как все эти фильмы спонсировались Фондом Кино, будет логичным считать, что убытки в размере 117,2 млн долларов применительно к  теоретически весьма высокоприбыльной отрасли понесла только Российская Государственная Казна. Это не считая того, что телевидение у нас государственное, и  соответственно, закупка государственным телеканалом высокоубыточного фильма ложится дополнительным бременем на все ту же казну. :)

Вот так и живем...  Поднимаем культуру с панели, делом доказываем власти что культура и рынок несовместимы..

Кино, Кинокритика

Previous post Next post
Up