"Стрелковое оружие в современном бою ничего не решает"

Jun 08, 2020 05:25


Этот совершенно анекдотичный если разобраться слоган очень любило использовать советское офицерство, современное российское его унаследовало. Если кто вспоминает "Майора Ветра", то  не он один это твердит.

Обосновывается эта безумная херня статистикой потерь, в которой мало того что не все могут увидеть содержание, так и достоверна она  только применительно к Чеченским компаниям и может быть Афганистану (я не знаю, проводилась ли  там аутопсия касательно хотя бы 70-80% от общего числа погибших военнослужащих).



Военнослужащие Специальных сил ВС США на учебных стрельбах. База Ат Танф, Сирия 30 мая 2020 г.

Таблица из "Раневой баллистики" Л.Б. Озерецковского. Иконографика распределения ранений по данным ХППГ №4167.





Касательно таблицы, в ходе боевых действий ВОВ вскрытие погибших бойцов и командиров не то что в значимых, но и заметных в микроскоп масштабах не производилось, максимум представители военной медицины изредка осматривали тела и выводили какую-то обрывочную статистику в отдельные дни отдельных операций. Если этим кто-то занимался вообще,  поскольку в ходе хоть сколько-то масштабных боевых действий советские медроты и медсанбаты мгновенно тонули в раненых и военным медикам банально некогда было тратить на это время. Статистика причин смерти военнослужащих в боях не может соответствовать статистике раненых ни при каких условиях - "ошибка выжившего" в нее заложена по определению. Оценить распределение можно только сплошной (или близкой к сплошной) выборкой за достаточно большие промежутки времени с аутопсиеей или как минимум осмотром ран погибших.

Касательно же иконографики ХППГ №4167 все еще интереснее, ибо опрос раненых это еще более недостоверный источник чем отписки отписки измученных медиков с передовой. Если общее соотношение (59,9:40,1) несомненно достоверно , тут искажать статистику  негде и незачем, то распределение по виду оружия крайне странно.  45,8% ранений осколками мин в период 1943-1945 гг мягко говоря совершенно не бьются с расходом вермахтом артиллерийских боеприпасов. Применительно к 1943 это  6 828 тысяч  5 см, 11 781 тысяч 8 см и 207,5 тысяч 12 см мин. Что даже все вместе, 18 816,5 тысяч выстрелов значительно меньше расхода одного только 10 см калибра легких полевых гаубиц, снарядов которых немецкие дивизионные leFH18 в 1943 израсходовали более 26 миллионов шт (26 034 тысяч).  В 1944 соотношение настрела с основным калибром дивизионной артиллерии  немного выровнялось, за этот год 105 мм гаубицы израсходовали 31 105 тысяч выстрелов, в то время как минометы всех калибров 31 071 ( 5 см - 3904, 8 см - 24183, 12 см - 2984), но общее превосходство в настреле нарезной артиллерии никуда не делось. Как при такой разнице цифр можно было получить жалкие 9,3% ранений осколками снарядов нарезной артиллерии я даже не представляю. По идее одни только  танковая, самоходная и противотанковая артиллерия вермахта должны были давать близкие цифры.

Так что в том, что для советской военно-медицинской статистики использовалась статистика  раненых , с округлением ее в ту или иную сторону  для категории  убитые по принципу палец-попа-потолок, можно быть увереным.

Немцы во всяком случае гораздо менее смелы в заявлениях и признаются в этом прямо. Сомневающимся читать великолепно фундированное исследование Кристофа Расса  - "Человеческий материал. Немецкие солдаты на Восточном фронте" с невероятно подробными статистическими данными по 253-й пехотной дивизии. 253 пд воевала достаточно интенсивно, но всю войну ей немного везло - ей удавалось избегать сильно смазывающих статистику  разгромных боев  с потерями значительного количества документации. В итоге, на странице 153 данного труда можно найти распределение ранений и заболеваний по 2291 персоналиям случайной выборки военнослужащих (согласно данных их личных документов, читай статистика выводилась именно по раненым): это 37% осколочных ранений, 25% пулевых, 7,5% неидентифицированных (я полагаю в данной категории помимо самих неидентефицированных ранений учтены минно-взрывные травмы, контузии, ожоги и ранения пулями шрапнели) и 23% болезней, из которых 19% отнесены к инфекционным и 4% к обморожениям. Оставшиеся 7,5% это военнослужащие на долю которых ранений и болезней не досталось.

За войну из 2291 участвовавшего в выборочной проверке 1261 солдат один или более раз был ранен или перенес болезнь, требовавшую медицинского вмешательства. На этих солдат приходится в целом 2231 ранение или заболевание; за период пребывания в 253-й пехотной дивизии примерно у 1105 солдат было 1853 случая ранений или заболеваний. В обеих группах наблюдается весьма сходная картина распределения количества ранений среди солдат. Примерно 57 % были ранены один раз, 23 % - дважды, 13 % солдат были ранены трижды и лишь 7 % свыше трех раз, причем около 3 % - были ранены пять и более раз. Подавляющее большинство обратившихся за медицинской помощью, то есть 93 % солдат, обращались по поводу ранений или заболеваний от одного до трех раз.

По выборке боевых ранений распределение будет следующим: осколочные ранения 53%, пулевые ранения 36% и неидентифицированные (где вероятно учтены и все прочие) 11%.

Стрелковое оружие при немецком подходе к ведению боевых действий занимало (и занимает) важнейшую нишу, в которой тезисам, выдвигаемым непонятно чему наученными лейтенантами и подполковниками с обязанностями и кругозором сержанта развитых западных государств, банально нет места.

Роль стрелкового оружия в бою по немецки - "вязать" противника, создавая этим максимально благоприятные условия для его уничтожения огнем артиллерии и минометов. Там, где стрелковые подразделения эту роль не выполняли, ни артиллерия ни минометы НИКОГДА никаких заметных успехов не демонстрировали. Ни у них, ни у нас. Если более подробно, то основную роль в подзадаче "остановить противника" играли пулеметы (особенно станковые), про это у нас еще помнят... удивляясь однако  как дети подзадаче стрелков - не очень обще "вести разведку и уничтожать живую силу и не бронированные средства противника на дальностях 500-300 м", а всесторонне обеспечивать беспрерывную боевую работу пулеметов, в первую очередь уничтожением  одиночек и групп  военнослужащих противника в непростреливаемых пулеметами зонах, до собственных траншей включительно. Ну и при добивании противника в том числе.

Не могу сказать что Вооруженным  Силами  НАТО эти принципы повсеместно приняты как аксиома, но многие про это помнят. С кругозором и общеобразовательным уровнем там в целом неплохо. Во всяком случае в США грамотные пехотные офицеры определяют цели и задачи стрелковых подразделений в общевойсковом бою громкой как звон клинка фразой: TO FIND - TO FIX - TO KILL (НАЙТИ - СВЯЗАТЬ - ДОБИТЬ). Так что преподавателей огневой подготовки, которые между рассуждениями о педерастии и рассказами как на западе негров вешают, мало того что повторяют вслед за хуй пойми кем что стрелковое оружие в современном бою ничего не решает, так еще и добавляют к ним  уже свои размышления,  типа - " с коллиматорным прицелом невозможно никуда попасть", там смотрят если не как на неучей, то на идиотов.

В этой связи крайне любопытно что "Майор Ветер" и его товарищи-специалисты  скажут о принятии на вооружение пока что только спецподразделений ВС США компьютезированных прицелов. О том что у антиподов тот же КМП  принял основным прицелом ВСЕГО стрелкового оружия стрелковых подразделений четырехкратную оптику с коллиматорной насадкой еще в 2008, он в ходе написания своих книг во всяком случае не знал. И я вовсе не уверен, что знает сейчас, не говоря уж о причинах этого решения. Как и  его соратники. Во всяком случае 99% из них.

Сокращенный перевод.
Специальные операторы в Сирии - первое американское подразделение, которое использует компьютеризированные прицелы на своих винтовках

Усовершенствованная прицельная система фиксирует цели, сообщает стрелку, куда нужно прицелиться, и даже может выстрелить в нужный момент.

ДЖОЗЕФ ТРЕВИТИК 1 ИЮНЯ 2020 Г.



Появились фотографии, показывающие, что специальные операторы США обучаются использовать передовую оптическую систему прицела для своих карабинов, в том числе против целей, имитирующих малые дроны , в стратегическом гарнизоне У Танф на юге Сирии. Этот «умный прицел» помогает идентифицировать цели и затем показывает стрелку, куда нужно целиться, увеличивая его шанс попасть первым же выстрелом, даже когда он находится в состоянии стресса и усталости.

Объединенная Оперативная Группа Специальных Операций, участвующая в операции «Причастное решение» (SOJTF-OIR), кампании против ИГИЛ в Ираке и Сирии, 30 мая сего года разместила  на веб-сайте Службы распространения визуальной информации военных сил США несколько фотографий.  На фотографиях изображено несколько людей, одетых в обмундирование с с американскими флагами на шевронах, но без видимых знаков различия, знакомящихся с карабинами M4A1, оснащенными израильской прицельной системой Smart Shooter SMASH 2000.

image Click to view


Подписи к фотографиям гласят « Прицельные устройства нулевого уровня "Умный Стрелок" Коалиционных Сил в ходе ознакомительных занятий вблизи гарнизона Ат-Танф, Сирия, 30 мая 2020 года»; «Силы коалиции и ее партнеров регулярно тренируются с различными системами оружия в совместных усилиях по созданию условий для прочного поражения сил ИГИЛ в Сирии ».

Система SMASH 2000 состоит из оптической прицельной системы (компьютеризированного прицела), который монтируется на стрелковом оружии на стандартной планке, а также специальной пистолетной рукоятки с клавишей "фиксации цели". Прицеливание такое же, как если бы стрелок использовал любой обычный коллиматорный прицел без оптического увеличения.

Основное отличие SMASH 2000 в том, что когда стрелок совмещает перекрестие с целью, он может нажать на кнопку на рукоятке, чтобы ее «зафиксировать». После этого программа с помощью камеры и лазерного дальномера рассчитает оптимальную точку прицеливания даже если цель движется. При этом также будут учитываться и собственные движения стрелка, которые он может невольно совершать  из-за усталости или стресса.

Затем стрелок может поразить цель, просто вручную совместив перекрестие с назначенной компьютером точкой прицеливания, которую SMASH 2000 проецирует в поле зрения. Он  также может переключиться в «заблокированный» режим, в котором система будет  стрелять, только когда обнаружит, что оружие направлено в нужное место. Smart Shooter говорит, что этот режим ведения огня также помогает уменьшить вероятность непреднамеренной  стрельбы по посторонним лицам, а также значительно повышает вероятность попадания при ведении огня. Точность первого выстрела часто очень важно даже само по себе, учитывая, что цель может укрыться или иным образом предупредить других врагов, если пуля не попададет в цель.

SMASH 2000 также может записывать с камеры видео или  фотографии для последующего анализа. Это полезно в учебных целях, помогает войскам выяснить, как они могут улучшить свою огневую подготовку, а также дает системе некоторые возможности вторичного наблюдения. Smart Shooter говорит, что прицелы подключены к сети, но их точные возможности беспроводной передачи данных неясны.

Неясно, приняли ли какие-либо подразделения специальных операций в США систему SMASH 2000 или это обучение является частью полевых испытаний или других демонстраций. На снимках показаны специальные операторы из Ат Танф, стреляющие в коробку, подвешенную под небольшим беспилотником типа квадрокоптера, что демонстрируюет способность системы обнаруживать и отслеживать воздушные цели подобного типа.

Это тип угрозы, которая в последние годы стала очень реальной опасностью для американских войск, особенно в Ираке и Сирии. В марте появились сообщения о том, что американские войска в северо-восточной Сирии подверглись нападению небольших беспилотных летательных аппаратов, сбрасывающих минометные мины.

Военные США исследовали широкий спектр систем борьбы с беспилотными летательными аппаратами, часто отправляя некоторое их число подразделениям в   зонах боевых действий для оценки. Установка прицелов SMASH 2000 даже на небольшое  число единиц оружия в подразделении специальных операций, как впрочем и обычным, может дать им еще одну возможность быстрого поражения этих целей, при появлении.

В целом, Командование специальных операций США (SOCOM) уже давно  интересовалось передовой оптикой и системами управления огнем стрелкового оружия для повышения эффективности своих операторов на местах, также как армия США с Корпусом морской пехоты. Интерес SOCOM к передовым прицельным системам, особенно для снайперских винтовок, берет свое начало как минимум в 1990-х годах . В период с 2008 по 2015 год Агентство по перспективным исследовательским проектам в области обороны (DARPA) также экспериментировало с управляемой пулей калибра .50, подходя к вопросу  с этого направления, как части программы Артиллерийского Высокоточного Вооружения (EXACTO)

image Click to view



В 2013 году компания TrackingPoint представила снайперскую винтовку XS1 и ее компьютеризированный прицел, который имеет много функций, аналогичных продукту Smart Shooter, но предназначен для точной стрельбы на большие расстояния. Впоследствии компания разработала винтовки на основе семейства AR-15 / M16 с уменьшенной по габаритам версией своей прицельной системы.

image Click to view



Спецоператоры США в Сирии, похоже, стали первыми американскими военнослужащими, которые получили системы "Умного Оружия" в зоне боевых действий. Их опыт, скорее всего, поможет дать надлежащие оценки при принятии армией решения приобретать ли больше таких прицелов, и выдавать их войскам их на более широкой основе, что может кардинально изменить ход боевых действий для американских солдат.

Снайперы, Восхитительное в современности, История ВОВ, Военная медицина, Переводы, Писательское, Германия, Тактика, Оружие, США, Интересное, Военная История

Previous post Next post
Up