s.Pz.B. 41. История одного боя

Aug 14, 2016 03:29



На Варспоте выложили неплохой обзор «2,8 cm schwere Panzerbüchse 41». Я в свое время постил выкопировку из хронологии Родионова касательно отчета 49 полка   28 егерской дивизии о случае самого успешного  боевого применения данного противотанкового ружья. Проверить успех по нашим документам я не надеялся - всего лишь через   месяц произошла Крымская катастрофа, превратившая в призраки все участвовавшие в бою части вместе со всеми их документами, однако последняя выкладка на Подвиге уцелевших документов Крымфронта позволила все таки кое что найти.

Начнем пожалуй, опять с немцев с иллюстрацией обстановки по выкопировке из карты 44 Армии (полностью весит 121 мег)




ОТЧЕТ О БОЕВЫХ УСПЕХАХ В БОРЬБЕ С РУССКИМИ ТАНКАМИ ОБЕРЕФРЕЙТОРА КЦЕРНЕК И ЕФРЕЙТОРА РЕКЦЮГЕЛЬ 10 РОТЫ 49 ЕГЕРСКОГО ПОЛКА, ВООРУЖЕННЫХ ТЯЖЕЛЫМ ПРОТИВОТАНКОВЫМ РУЖЬЕМ
  • Во время атаки русских танков 9.4.1942 г. и 11.4.1942 г. танки основной массой прорвались к главному полю боя на южном берегу озера, расположенного южнее Коя-Ассан. С наблюдательного пункта танки вначале не могли быть замечены, так как они подходили по лощине. В массе танки были замечены, когда они находились слева, позади противотанкового ружья и, частично, когда они двигались на обратном пути с командного пункта батальона к своим позициям. Все танки были обстреляны не в лоб, а с флангов или большей частью сзади.
  • Действие тяжелого противотанкового ружья 41.
  • Были уничтожены следующие типы танков:
  • 09.4.1942 г. - 9 Т-26 С ( из них 7 оберефрейтором Кцернек, 2 ефрейтором Рекцюгель). 2 БТ-(7) ( из них 1 оберефрейтором Кцернек, 1 ефрейтором Рекцюгель).
  • 11.4.1942 г. - 4 Т-60 (все ефрейтором Рекцюгель, так как оберефрейтор Кцернек, будучи наводчиком № 1 9.4.1942 г. получил выстрел в руку и не мог стрелять).
  • Танки были поражены со следующих дистанций и приблизительным расходом боеприпасов:
  • 1 Т-26 С с дистанции около 40 м приблизительно 3 выстрела;
  • 3 Т-26 С с дистанции около 100 м по 3 выстрела на каждый;
  • 2 Т-26 С с дистанции около 150 м первый 1 выстрелом, второй - 5 выстрелами;
  • 1 БТ-(7) с дистанции около 400 м приблизительно 9 выстрелами;
  • 2 Т-60 на расстоянии около 250 м приблизительно 4 выстрелами каждый;
  • 2 Т-60 на расстоянии около 550 м приблизительно 6 выстрелами каждый;
  • 3 Т-26 С на расстоянии около 600 м приблизительно 10 выстрелами каждый;
  • 1 БТ-(7) на расстоянии около 600 м приблизительно 10 выстрелами каждый.
  • Кроме трех танков, все остальные сгорели. 9 апреля около вечера появился сзади усиленный 44-тонный танк КВ-1, который уже в течение дня был много раз безуспешно обстрелян и на обрат¬ном пути, на расстоянии около 50 м был снова обстрелян 12 выстрелами. Со столбом дыма на корме он проехал обратно к своей линии и исчез.
  • 11 мая сзади подошел горящий танк Т-60, из которого экипаж после двух выстрелов по танку вы¬скочил. Танк остался лежать горящим. 10 рота не сообщила об уничтожение или о повреждение этих двух танков.
  • (Перевод с немецкого)
  • ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 651. Л. 36.(Цитирован по Хроникам Родионова)
Как видно по карте, Коя-Асанский выступ штурмовали части 44 армии (линия разграничения  - Ж/Д линия) масштаб карты 1 км ( сторона квадрата 2 км), а документы   Армии немного освещают ход данных боев.

Для начала при помощи документов АБТУ 44 армии и Крымфронта привяжем части к которым могли принадлежать уничтоженные данным расчетом танки. Обзорная справка замкомандующего Крымфронта по АБТУ ген.майора Вольского вполне красноречива,чтобы ограничить перечень  возможных жертв расчета Кцернека  9 апреля 56 отбр и 124, 126 отдельными танковыми батальонами.  Среди которых только 56 танковая бригада имела танки КВ, один из которых данный расчет в тот день многократно обстрелял. Дам небольшой спойлер - судя по общему массиву документации, в привязанном немцами районе именно она и действовала, поддерживая части 157 сд наступающей южнее Коя-Асан. 276 сд поддерживала 39 тбр, 404 горнострелковую - 126 танковый батальон. В принципе, непосредственно берег озера-болота южнее Коя-Ассан можно привязать и к нему но как уже говорилось в нем не было КВ, да и потери в данных боях невысоки. Вариант что расчет Кцернека в течении дня долбил танки 56 тбр и 126 отб также вполне допустим.




Поздние справки частично уточняют, частично запутывают  картину, тем ни менее позволяя отделить потери 9 апреля от потерь 11 и разделить потери на эти даты, в том числе безвозвратные ( 10 числа активных боевых действий не велось)
















Как мы выяснили из справки АБТУ фронта на 14 апреля, к  времени  ее составления из 60 боеготовых на 9 число танков 56 танковой бригады, на ходу оставалось 12 Т-26. Все остальные танки бригады сгорели или были подбиты, причем 36 из них оставались неэвакуированными.  Справки  на 22 часа 11 марта уменьшают цифру боеготовых танков  9 апреля до 46, однако хорошо бьются с более поздней по количеству исправных Т-26 -11 шт против 12. Один Т-26 за трое суток вполне реально было починить. Однако с цифрой танков оставшихся на поле боя опять возникают непонятки, поскольку их показано только 17 а не 36, причем 1 КВ оставленным на поле боя не числится.

В данной ситуации можно предположить типичную болезнь с временным замазыванием потерь за счет показа ремонтными стоящих на нейтральной полосе подбитых  машин  с высокими возможностями к эвакуации и исправлению повреждений на месте, что фронт вычислил  по паралельным донесениям технарей о наличии техники на СПАМах.

Еще одна справка ценна показом дневных потерь  за 11 апреля 1942 года. Применительно к 56 бригаде это 6 сгоревших Т-26, а также подбитый КВ и  6 подбитых Т-60. Если не усложнять данный КВ и КВ из справки Вольского это он и есть. Коли Т-60 остались неэвакуироваными, эвакуировать последний КВ бригады тем более было нечем.

Данные цифры позволяют оценить потери 56 отбр безвозвратно уничтоженными и подбитыми машинами  за 9 апреля  в 7 КВ ( из 8) , 18 Т-26 ( из 36) и 10 Т-60 (из 16) по цифрам Вольского либо 7 КВ, 14 Т-26 и 10 Т-60 по справкам 44 Армии, баланс которых не бьется с фронтовым на 4 машины.  Цифры танков "оставшихся на поле боя" из данных 44 армии можно смело принимать за машины сгоревшие и оставшиеся на территории противника, эвакуация которых не планировалась. Таковых там показано 17 штук.

Заявка на успех у немецкого расчета рисуется грандиозной -  9 Т-26С ( так немцы определяли машины с конической башней) и 2 БТ (видимо ошибочно опознанные они же)  дают  11 машин из 18(14) потерянных бригадой в этот день Т-26 и 4(5) потеряннных 11 марта Т-60, из 6.

Исходя из данного ниже доклада Военного Совета 44 Армии можно предположить что данный  расчет 9 апреля претендует на отбитую практически в одиночку атаку одного из танковых батальонов блуканувшей в тумане 56 бригады.

Кадровые танкисты которой сбившись с маршрута напоролись на мины, оставили там часть танков, но продолжили упорно идти вперед, причем судя по немецкому донесению неплохо применяясь к местности, коли неожиданно для врага выскочили практически к командному пункту немецкого батальона. К несчастью прикрытого тяжелым противотанковым ружьем обр. 1941 года, егеря расчета которого взяли ... и не зассали.

Успех 11 апреля тоже в общем не такой уж невероятный. Лощинка, в районе которой Кцернек и Рекцюгель перестреляли своих двадцать шестых показала себя хорошим местом для танковой атаки, вполне логично попытаться повторить успех приняв меры по нейтрализации ПТО простреливающих выезд . Вот только противник тоже был не дурак и явно умел менять позиции для противотанковых засад против "слепых" танков противника.

И еще один вывод. Как неоднократно утверждалось, мной в том числе, выпуск СССР таких  сонмов легкобронированных танков, 15 мм брони которых пробивались не только всем спектром ПТС любого сколько то развитого противника но и бронебойными пулями немецких винтовок и пулеметов  с 200 метров и ближе , был преступен начиная как минимум 36, максимум 37 годов. Это танки для войны с противником без каких либо противотанковых средств вовсе. Т-60 которые ныне называют чудом которое якобы подпирало пехоту в сценарии  лучше потерять танк чем  стрелковый взвод  , в суровой реальности теряя  танк вместе с  стрелковым взводом (а то и ротой, которая на такие  танки в планировании что то расчитывала) - от Т-26 как видим ушел не слишком.

Причем, что особенно умиляет, броня Т-60 к  броне БМП-1/2 местами и помощнее будет - а ПТС за 70 лет развития от панцербюхсе наоборот, ой как далеко ушли. Но все это конечно ничто, сравнительно с умением БМП плавать, очень вдохновляющем рисуя стрелки на пятикилометровке - а в то что стрелки не получились конечно же всегда окажутся виноваты подчиненные . Да, кстати, на БМП после сброса пехоты, когда она превращается в легкий танк НПП, даже экипаж - тоже 2 человека. Наводчик оператор как на Т-60/70 как впрочем и Т-26 должен вести постоянное наблюдение и поражать обнаруженные цели в одно рыло. Ну а потенциальный противник изучать вермахтовские методички с рекомендациями ни в коем случае не маячить с фронта.





























История ВОВ, Вермахт, Военная История, Война без маски, Танки, ВМВ

Previous post Next post
Up