В одной статье мне попалась интересная мысль: сохранение православия - выдумка Екатерины, что-то вроде реванша за собственное изменение вероисповедания, она ведь первоначально была лютеранкой
Мне эта мысль представляется немного странной, потому что Екатерина II вообще-то не происходит впечатление человека, для которого смена религии - моральная травма. Если судить по ее собственным рассказам, с какой охотой она приняла православие - и в то же время видно по другим ее записям, что священного трепета перед православием она не испытывает. Она ведь была ученица просветителей, с Вольтерам переписывалась, а у них к религии было другое отношение...
Я не имела в виду моральный аспект. Скорее подразумевала, что смена вероисповедания подчеркнула разницу в первоначальном и последующем статусе Екатерины: т.е. она была мелкой немецкой принцессой, а стала второй (и впоследствии первой) дамой огромной империи. Вряд ли ей понравилось столь жесткое условие: сменишь веру - станешь весьма высокопоставленной особой, не сменишь - так и останешься почти никем, хотя она его и выполнила. Сильные люди любят подчинять, а не подчиняться.
Да, но я думаю, что перемена вероисповедания самой Екатериной - этот тот случай, когда самые сильные люди уступают, чтобы победить. А со Швецией - случай, когда сочли необходимым настаивать. А аргумент дважды один и тот же: авторитет в русском обществе может иметь только православный монарх. Каково бы ни было личное мнение Екатерины, она это усвоила и применяла.
Они другие выгоды боялись упустить. Они с детства получали религиозное воспитание, Бибилию читали, а там сказано: "Какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душу свою потеряет?" (С) Если человек верующий, это имеет большое значение. Хотя у меня лично создалось впечатление, что для Екатерины II настоящей регилией была философия Просвещения - недаром же она говорила, что "Дух законов" Монтескье - ее молитвенник. Она в таких вопросах была более цинична, чем, скажем, многие россияне -ее современники. Поэтому, например, когда она объясняла, почему не любит Москву, подтрунивала над московскими православными святынями.Зато, поскольку ей было важно, чтоб ее в этой стране приняли как свою, в своих "Записках" рассказала, как она с детства "греческой церкви" симпатизировала, потому что из христианских церквей она древнейшая и т.п. Если ей было нужно на публику показать свое православное благочестие - она его показывала
( ... )
История очень трогательная, и, хотя печальная, но красивая. Похожа на сюжет старинной легенды какой-то рыцарской "О двух королевах: прекрасной невестке и злой свекрови, которая хотела ее извести", что-то такое. Можно такой финал придумать: об умершей невестке сложили песню, которая дожила до наших дней... Но меня позабавила бабушка-Екатерина, которая старательно заносит своих новых внуков и внучек в записную книжку. :-)))
Reply
Reply
Reply
Вряд ли ей понравилось столь жесткое условие: сменишь веру - станешь весьма высокопоставленной особой, не сменишь - так и останешься почти никем, хотя она его и выполнила.
Сильные люди любят подчинять, а не подчиняться.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но меня позабавила бабушка-Екатерина, которая старательно заносит своих новых внуков и внучек в записную книжку. :-)))
Reply
Leave a comment