Телеком №13(26) Бизнес в "облаках". Кому это выгодно?

Jul 19, 2013 09:16



Привет! В очередной радиопередаче «Телеком. О связи и телекоммуникациях» мы говорили про «Облачные сервисы для малого и среднего бизнеса».

Гости эфира:

- Андрей Казаков - ведущий специалист департамента по работе с корпоративными клиентами макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком (по телефону из Нижнего Новгорода);

- Всеволод Дидковский - программист-разработчик, блогер. Он рассказал нам, как съездил на Иннопром-2013 в Екатеринбург.

под катом - текст расшифровки передачи и фото.

а здесь - передачу можно, как обычно, послушать.

enjoy! ваш Ростелеком ;)





Алексей - Андрей, вы занимаетесь разработкой облачных сервисов компании «Ростелеком».

Андрей - Я скорее курирую вопросы внедрения и продвижения этих продуктов на территории Приволжского федерального округа.

Алексей - Что такое облачные сервисы?

Андрей - Для того, чтобы дать корректное определение облачным сервисам, можно обратиться к самому простому примеру - практически каждый пользователь сети интернет имеет свой электронный почтовый ящик.

Этот почтовый ящик физически размещается на серверах компаний, предоставляющих его. Пользователь имеет возможность проверить свою почту или написать письмо с любого устройства, которое имеет подключение к интернету. Обработка данных происходит на серверах поставщика, который может находиться в любой географической точке мира. Потребитель в готовом виде получает результат этой обработки, и ему не важно, где находится сервер и какое оборудование используется.

Фактически мы формируем некий запрос и получаем результат. Часть нашей пользовательской задачи от запроса до результата от нас скрыта. На схемах такую часть задачи принято обозначать в виде облака. Отсюда и возникло понятие «облачный сервис».

Облачные сервисы - некая модель предоставления пользователю необходимых ему вычислительных мощностей посредством сетевого доступа.

Алексей - Какие самые популярные сервису существуют сейчас?



Андрей - Если мы хотим отправить крупный файл, который прикрепить к сообщению электронной почты невозможно, то мы пользуемся такими сервисами, как http://rusfolder.ru. На этот сервис мы можем загрузить нужный файл, получить ссылку и отправить ее другому человеку, который перейдя по ссылке, скачает информацию.

Сейчас становятся популярными такие сервисы, как Яндекс диск или Dropbox. Они позволяют пользователю хранить данные на серверах поставщика сервиса. Для того чтобы иметь под рукой необходимую информацию, мне необходимо брать с собой ноутбук, планшет или хотя бы флешку. А эти сервисы работаю по принципу - моя флешка всегда со мной в любом месте, где есть интернет.

Алексей - Облачные сервисы вошли в бизнес. Востребованы ли облачные сервисы среди бизнесменов и компаний?

Андрей - О тенденциях, которые сейчас наблюдаются на бизнес рынке в части облачных сервисов, лучше всего свидетельствуют цифры, по которым аналитики оценивают этот рынок. Если в 2009 году рынок публичных облачных сервисов в России оценивался суммой порядка 5 миллионов долларов, то в 2012 году объем рынка оценивается в 466 миллионов. Темпы роста колоссальные. По прогнозам аналитиков, к 2015 году эта цифра составит порядка 1 миллиарда долларов.

Бизнес все больше обращает внимание на облачные продукты, потому что они позволяют потребителю существенно сэкономить на капитальных затратах на организации аппаратной инфраструктуры, которые неизбежно есть в любой компании, если компания внедряет какой-то стационарный продукт. Масштабирование облачного сервиса не приведет к увеличению капитальных затрат. Также компании переходят на IT- аутсорсинг, когда обслуживание IT-инфраструктуры передается внешнему подрядчику. Многие предприятия среднего и малого бизнеса сейчас зачастую отказываются от содержания, например, собственного системного администратора.

Облачные сервисы полностью отвечают и этой тенденции рынка.



Алексей - Ростелеком является компанией-посредником между облачным сервисом и потребителем.

Андрей - В какой-то степени да. Ростелеком выступает поставщиком облачных сервисов. Потребитель, выбирая облачные сервисы нашей компании, заключает договор не с тем, кто когда-то придумал этот сервис, а с нами. Всю ответственность за функционирование данного сервиса несет компания Ростелеком.

Алексей - С национальной облачной платформой О7 вы начали работать в марте 2011 года.

Андрей - Национальная облачная платформа - комплекс информационных систем, реализующих парадигму облачных вычислений. В этой парадигме три пункта: выделение вычислительных мощностей, разработка и развертывание приложений на базе этих вычислительных мощностей и ведение учета потребленных ресурсов.
Платформа развернута на базе собственных дата-центров Ростелекома, расположенных по всей территории РФ. На базе национальной облачной платформы предоставляются специализированные облачные сервисы для государственных компаний и коммерческих корпоративных заказчиков. Национальная платформа - это не собственно сервис, это площадка, с которой реализуются сервисы.

Алексей - По каким принципам выбирались направления платформы?

Андрей - При разработке национальной облачной платформы Ростелеком руководствовался существующей государственной программой «Информационное общество».
Первоначально платформа создавалась для обеспечения реализации этой программы. Предполагалось предоставление услуг исключительно для государственного сегмента в соответствии с государственным заказом. В процессе реализации мы поняли, что ресурсов национальной платформы более чем достаточно для того, чтобы обеспечивать нужды не только госсектора, но и корпоративных заказчиков.



Алексей - После этого и началась разработка разных направлений?

Андрей - Сначала были сформированы требования госсектора: информатизация в сфере образования, медицины и т. д. В дальнейшем мы, основываясь на исследованиях, пришли к осознанию того, что нам как современному оператору связи необходимо постоянно расширять перечень предоставляемых услуг. Было принято решение о выходе на рынок облачных услуг.

Алексей - Для чего компании могут использовать облачный сервис? Что они должны уметь, чтобы работать в подобной системе?

Андрей - Рынок облачных сервисов развивается в соответствии с теми запросами, которые формируют клиенты. Спрос рождает предложение. Внедрение облачных продуктов происходит с учетом требований пользователей.

Различными компаниями были проведены масштабные исследования, в результате которых был сформирован некий перечень услуг, которые были бы интересны заказчикам.



Сюда можно отнести системы бухгалтерского учета, систему учета и управления складскими запасами, системы учета и управления взаимоотношениями с клиентами (продажи, обслуживание). Такие системы востребованы у различных сервисных, торговых компаний, у которых большое количество потребителей. Для того чтобы спланировать и централизованно проводить целенаправленную политику в отношении клиентов, им необходимо иметь достаточно информации для анализа.

Большой популярностью пользуются облачные продукты компании Microsoft.

Ростелеком предоставляет корпоративным заказчикам услуги веб- и видеоконференций.

Алексей - С помощью продуктов Microsoft на площадке облачного сервиса можно спокойно заполнять документы из любой программы?

Андрей - У Microsoft есть отдельный облачный сервис «Office 365», который предоставляет набор привычных программ пакета Microsoft Office. Тот комплекс, который предоставляем мы, более сложный и масштабный. В него входит корпоративная электронная почта, корпоративный портал с интегрированными в него приложениями Microsoft Office. Если компания имеет сетевую структуру, ее сотрудники находятся в разных подразделениях, они могут вести совместную работу на этом портале.

Алексей - Всеволод, какие облачные сервисы используешь ты?

Всеволод - Пользуюсь почтой, это классика, Яндекс диском, iCloud от Apple, Google Docs.



Алексей - Насколько в таких приложениях защищена информация?

Андрей - Вопрос безопасности по большому счету является камнем преткновения при принятии компанией решения использовать облачные сервисы.

Эту проблему стоит рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это безопасность самого сервиса, а с другой - безопасность трансляции информации на устройства пользователя. Ростелеком гарантирует наивысшие параметры надежности и безопасности данных, потому что все сервисы предоставляются с собственных дата-центров компании. Архитектура данных устроена таким образом, что даже наши администраторы, которые сопровождают работу дата-центров, не имеют доступа к клиентской информации, они видят некий массив данных.

Другой момент связан с передачей данных. Облачные сервисы хороши тем, что доступ к ним возможен с любой точки мира с любого компьютера, на котором есть интернет. Но в интернете чего только нет, данные воруют часто. Ростелеком предлагает соединение по защищенному каналу с использованием средств шифрования.

Каждый пользователь имеет некие авторизационные данные: логин и пароль. За канальную часть, по сути,
отвечает сам пользователь: в случае, если он передает кому-то свои учетные данные, мы не можем гарантировать безопасность.



Алексей - Есть ли дозволенный объем работы для бизнеса и других клиентов?

Андрей - Для каждого сервиса разработаны различные тарифные планы, учитывающие количество пользователей, которые будут работать с этим сервисом, и максимально возможные объемы данных. Каждый тарифный план включает различные объемы данных в зависимости от потребностей клиента. Объем данных, который может хранить клиент у нас, наглядно показали веб-выборов президента РФ - в СМИ долгое время ходила информация о том, что видеозаписей отснято на 500 лет. Все эти данные хранятся на серверах Ростелекома.

Алексей - Каковы перспективы развития этого направления?

Андрей - В самых общих чертах мы с вами сегодня обозначили этот момент, когда оценили, что к 2015 году объем рынка существенно вырастет.

Я убежден, что развитие всего рынка облачных технологи будет четко следовать тем запросам, которые будут формировать клиенты. Так, когда-то возникла потребность в облачных системах бухгалтерского учета, сегодня этот «заказ» уже реализован. Чем чаще клиенты будут обращаться к облачным сервисам, тем быстрее придет осознание того, что большое количества бизнес-процессов может быть передано на аутсорсинг.



Ключевое отличие облачного сервиса, с точки зрения пользователя, будет заключаться не в том, на каком компьютере находятся его данные, а в том, что открывается отдельное окно с программой или же эта программа доступна через отдельное окно браузера. Каждый пользователь понимает, что у него на компьютере установлено большое количество разнообразного софта. У нас есть возможность перенести практически весь софт на облачную платформу. У нас есть смартфоны и планшеты, которые используют операционную систему, основанную на облачных принципах. Получается, что устройство представляет собой только терминал, а хранение данных происходит на «облаке» компании.

Алексей - Есть ли еще какие-то плюсы использования именно вашего продукта?

Андрей - Можно обозначить три ключевых момента.

Первый - безопасность.

Второй - принцип одного окна. Ростелеком - одним из наиболее крупных операторов по количеству предоставляемых юридическим лицам сервисов. В нашем прейскуранте более 500 позиций. Поэтому пользователь, обращаясь в нашу компанию, может получить весь комплекс услуг для своего бизнеса. Это удобно для пользователей. Мы заметили, что первыми нашими клиентами по облачным сервисам стали клиенты, пользующиеся нашими фиксированными услугами.

Третий - ценовой фактор. За счет масштаба деятельности компании мы готовы предоставлять наши сервисы и услуги по доступным ценам. Все облачные услуги, которые мы предоставляем на базе национальной облачной платформы, имеют срок бесплатного пользования. Каждая компания, желающая использовать облачные сервисы, но не готовая выкладывать за это деньги (так как пока не знает, что это такое), может оставить нам заявку. Мы предоставим сервис в бесплатное пользование на месяц.



Всеволод - Есть ли сервисы для частных лиц?

Андрей - На данный момент я не могу дать однозначный ответ по поводу физических лиц. Общая тенденция такова, что интерес к этому есть и в массовом сегменте. Думаю, одной из реакций на запрос станет, например, предоставление интерактивного телевидения по модели облачного сервиса.

Всеволод - Сколько должно быть обращений потенциальных клиентов, чтобы создать новый облачный сервис, например, фотошоп?

Андрей - В любой компании решения принимаются на основании некоего анализа. Просто так создать продукт, не оценив его перспектив, невозможно. Прежде чем разрабатывать облачный фотошоп, необходимо провести исследование рынка, оценить, насколько продукт будет востребован. Пример фотошопа пока показывает печальные результаты - в России больше половины продаж фотошопа, согласно данным этих исследований, осуществляется нелегально.



Всеволод - Например, у меня есть готовое решение какого-то сервиса, который может стать облачным. Сложно ли мне будет внедрить свой сервис вам?

Андрей - Я не вижу существенных сложностей. Решение относительно внедрения того или иного облачного сервиса принимаются на уровне корпоративного центра в Москве. Рассматриваются любые предложения, я сам принимал несколько предложений на территории Приволжского федерального округа и транслировал их в центр. Ростелеком открыт для диалога, мы готовы рассматривать любые проекты, которые смогут позволить нам обеспечить своих клиентов нужными сервисами и расширить перечень предоставляемых услуг.

Всеволод - Я могу обратиться как физическое лицо?

Андрей - Если у вас есть патент на какое-то продукт, и вы готовы реализовывать его через нашу компанию, то условия сотрудничества могут обсуждаться.

Алексей - Алексей, ты пользуешься облачными сервисами? Какие видишь перспективы их развития?

Алексей Пентегов - У меня есть минимальный джентльменский облачный набор. Он включает в себя почту Google и несколько облачных дисков, на которых я храню свои документы. Это удобно - из дома можно пользоваться документами так, как если бы я в это время находился на работе.

Алексей - Я воспользовался сервисом Dropbox, оказывается это очень удобно, потому что все фотографии автоматически сохраняются на жестком диске моего компьютера - теперь при потере телефона, я не боюсь потерять вместе с ним хранящуюся на нем информацию.

Алексей Пентегов - Если говорить об основном векторе развития этого направления, думаю, и физические, и юридические лица будут получать больше возможностей для того, чтобы автоматизировать, оптимизировать свою работу с помощью облачных технологий. Появится все больше сервисов, позволяющих решать ваши бизнес задачи, даже если вы находитесь, например, в Индии.

Всеволод - Я вижу перспективу в возможности оплачивать только того, чем вы пользуетесь. Не каждый вольный дизайнер может позволить себе купить набор фотошоп, корел. Было бы неплохо, если бы эти продукты были доступны в облачном сервисе за небольшую плату. В этом случае можно было бы спокойно организовать рабочее место, все контролировать и зарабатывать деньги.

Алексей - В Екатеринбурге прошла международная промышленная выставка «ИННОПРОМ - 2013». Что, Всеволод, ты там увидел?

Всеволод - Направление этой выставки было немного не мое. Конечно, были интересные моменты, меня удивил танцующий робот, потому что я не знал, что такие существуют в России.



Мне понравился выставочный стенд и презентация с дополненной реальностью. Стенд был оснащен наушниками, которые можно было надеть и услышать то, что через iPad сотрудник компании рассказывал о самой компании.

Я послушал несколько интересных докладов, в частности о влиянии промышленности на развитие сообществ.
Увидел стенд Ростелекома. Он оказался одним из самых внушительных. Я смог посмотреть трансляцию основного пленарного заседания, на котором выступал премьер и на которое меня не пустили.

Алексей - Ты видел, что сейчас придумывают компании. То, что они представляют - это пока перспектива или уже реальность? Есть что-то, что можно отметить для себя?

Всеволод - Был забавный робот Сбербанка, представляющий собой подвижный терминал.
Но, если не вдаваться в промышленность и механизмы, то я не заметил ничего, на мой взгляд, выдающегося и нового.

Есть перспективные разработки. Тот же облачный сервис на стенде Ростелекома - это будущее, но эта разработка внедрена уже сейчас.

Это касается и роботов. Они уже есть, в дальнейшем они просто будут становиться сложнее и интереснее.
Возможно, нашу границу будут охранять гигантские человекоподобные роботы. Вопрос о возможности такой перспективы, кстати, был самым популярным среди тех, что задавали Медведеву.

Алексей - Меня это все пугает, потому что меня могут заменить роботом, и я стану не нужен.
Какой был итог выставки? Ты почерпнул что-то для себя?



Всеволод - Мне понравилась идея презентации с дополненной реальностью, я попробую сделать что-нибудь подобное.

С помощью такой презентации можно демонстрировать практически все. Не обязательно ставить людей (как было на выставке), достаточно поместить визуальный маркер, на который наводится практически любой планшет. Так можно делать все, что угодно - хоть машинки гонять, хоть роботов показывать.

Там было замечательное 3D, у меня есть видео, на котором посетитель выставки стоит в очках виртуальной реальности и красит машину.

На выставке я воспользовался услугами связи от Ростелекома, был приятно удивлен, что в Екатеринбурге 3G работает очень хорошо.

Всеволод - На сайте облачной продукции Ростелекома увидел продукт, который называется Бокс - это гибрид интернет-телевидения и облачных сервисов, к нему подключается еще и умный дом.

Алексей - Мы уже не первую программу обсуждаем тенденции развития интернет-услуг, в итоге приходим к тому, что с головой уходим в интернет.

радио, Иннопром-2013, облачные сервисы, Ростелеком, КП, Андрей Казаков, Ижевск, Удмуртия, Алексей Пентегов, Алексей Иванов, Всеволод Дидковский, облака, телеком

Previous post Next post
Up