программа "Телеком" №11(24) от 03.07.2013

Jul 09, 2013 13:03



привет! очередной выпуск программы "Телеком. О связи и телекоммуникациях" можно прочитать и послушать:)

С Даниилом Силантьевым (IT-Eburg, Инбокс-маркетинг), Алексеем Ивановым и Павлом Овчинниковым мы говорили о влиянии интернета на журналистику и в целом на масс-медиа.

получилось довольно емко и информативно, с массой примеров и полезными выводами.

А еще есть небольшой кусочек видео. Это все, что запечатлела камера в студии, но Даниила было слышно только в радиоформате, поскольку он выходил в прямой эфир по телефону из Санкт-Петербурга, сразу после окончания чемпионата мира по программированию и об этом событии мы, кстати, поговорили тоже.

под катом - текст расшифровки эфира

enjoy! ваш Ростелеком ;)



«Телеком. О связи и телекоммуникациях» №11(24) от 3 июля 2013г.

Интернет и масс-медиа. Как одно влияет на другое?

Алексей - стоит ли разделять понятия интернет и масс-медиа?

Даниил - Я апологет новых современных медиа, поэтому я не совсем беспристрастен. Разделять интернет и масс-медиа, мне кажется, последние 10 лет не правильно. Если ограничиться терминологически, что есть медиа - институты, которые обеспечивают коммуникацию общества и есть каналы, по которым эти коммуникации проходят. Когда-то этим каналом была печатная пресса, еще раньше - предания, слухи, переговоры. Потом появилось радио и телевидение. Сейчас самым быстрорастущим, одним из самых популярных каналов является интернет. С этой точки зрения противопоставлять интернет и масс-медиа неправильно.

В современных условиях, когда большая часть населения Земли, так или иначе, с интернетом взаимодействует, думать о том, что какое-то современное медиа может себе позволить обходиться без такого канала общения со своими читателями, потребителями неправильно. Это данность, которая существует, не смотря на то, как мы относимся к интернету как к каналу. Не признавать его влияния, присутствия его сил просто невозможно.

Алексей - в Удмуртии есть деревни, село, которые еще не видели высокоскоростного интернета, которым мы пользуемся в городе. Это скоро изменится, но пока что этого нет

Даниил - в данном случае речь идет о таком понятии, как цифровое неравенство. Действительно, далеко не все люди, которые живут в современных цивилизациях имеют равный доступ к интернет-технологиям.

Буквально 5-7 лет назад каждый мегабайт стоил денег, перед тем, как скачать коротенький ролик, нужно было посчитать, во сколько это обойдется. Сейчас подобные препоны практически полностью сняты в городах с населением больше 10 000. Со временем все это дойдет до самых отдаленных деревень.

У меня есть отличный этому пример из Африки. Сейчас там несколько стран, в том числе Камерун и Нигерия, первые преодолели барьер половины всего интернет трафика сгенерированного в стране в мобильных устройствах. Мобильные устройства сейчас основной двигатель и драйвер развития. Этот трафик там появился потому, что африканским крестьянам в руки стали попадать смартфоны, и они стали активно ими пользоваться. Можно же скачать приложение, которое будет помогать управлять урожайностью, предсказывает погоду, говорит о сельскохозяйственных циклах. Этот маленьких дешевый смартфон с простым приложением, которые помогает еще и торговать товарами на рынке, становится необходимым бизнес - инструментом в руках каждого крестьянина.

Поэтому говорить о том, что существующее цифровое неравенство будет существовать вечно неправильно. Оно есть, но, я думаю, что это вопрос нескольких лет, когда в каждой деревне будет высокопроизводительный интернет.

Несколько лет назад на одном из своих проектов мы проводили конкурс фантастического рассказа о связи.

Мои друзья рассказали мне о своей идее фантастического рассказа: в глухой тайге 7 суток по лесу идет мужчина и вдруг его телефон ловит интернет. На это я им ответил, что через пять лет будет так, что в пути на оленях 10 суток идет мужчина и вдруг у него телефон теряет wi-fi.

Представление о том, какие технологии нас окружают, меняется очень стремительно. Революция происходит практически каждый день. Это футурошок, то есть невозможность предсказывать будущее на основе своего прошлого - это то, с чем мы взаимодействуем каждый день.

К сожалению, большая часть традиционной прессы и медиа в состоянии этого футурошока находится последние 10 лет. Не очень понятно, как бороться с этой реальностью. Из-за этого возникают интеллектуальные костыли: а давайте посмотрим, что не до всех дотянется интернет. Это всего лишь фикция, не имеющая ничего общего с тем, как будут развиваться технологии в дальнейшем.

Павел - ты преподаешь интернет-журналистику. Насколько это помогает подготовить сознание людей, к тому, что происходит сегодня с интернетом, с медиа и т.д.? Насколько долго продлится прострация в головах у прессы? Современный студент готов воспринимать интернет, как поле своей работы?

Даниил - проблемы есть с людьми старшего поколения журналистов. У меня есть опыт, когда я консультировал крупные газеты в Екатеринбурге, Челябинске, даже в Казахстане. Если в редакции средний возраст сотрудников 30-40+, то объяснять журналистам и руководителям изданий, что такое интернет и чем отличается производство новостей, статей, репортажей для этой среды тяжеловато.

Со студентами другая история. Сейчас в университетах учатся люди, которые всю свою сознательную жизнь общаются в интернете. Но они с ним общаются немного не так, как это делаю, например, я. Когда я выходил в интернет, он был несколько другим, нежели сейчас: не был социальных сетей, поисковые технологии находились на самом начальном этапе развития. Для того чтобы ориентироваться в интернете и работать с огромным количеством информации требовалось прикладывать усилия.

Для современного поколения интернет предстал уже в развитом виде, они не понимают, как он может быть без контакта, как яндекс не может найти им нужный документ в доли секунды. Когда они выходят в интернет с профессиональной точки зрения, они не понимают, что к общению в интернет-пространстве, к работе в нем нужно прикладывать немного больше мозгов, чем они привыкли тратить в контакте. Проблема в этом.

Павел - чем интернет-журналистика отличается от обычной? В ней такие же законы, такая же профессиональная этика.

Алексей - для меня понятие отдельного журналиста на радио, интернет, газету стерлось, ты работаешь одновременно на все площадки, которые придуманы сейчас для СМИ. Интернет - это онлайн поток. Если газета печаталась, например, раз в сутки, то ты мог за это время спокойно сделать материал.

И в этом случае невозможно было опередить конкурентов, потому что они печатались точно также. В интернете же идет погоня за посетителями, за скоростью, за оперативной информацией, это главное отличие.

Павел - речь идет об администрировании площадки и о смене парадигмы работы редакции. А что меняется для журналиста? - он как готовил материал, так его и готовит.

Даниил - вы говорите о том, как интернет влияет на процесс производства новостей. При этом вы ни разу не упомянули о том, как интернет влияет на процесс потребления новостей, сюжетов, статей. А в этом главное отличие. Дело в том, что интернет до безумия обостряет конкуренцию за каждую толику внимания читателя и пользователя.

Чтение газеты в привычном понимании предполагает сидение на диване или стуле, с кружкой кофе или чая и спокойное чтение от корки до корки. Это нормальный сценарий потребления газетных и журнальных материалов. В интернете все по-другому: перед вами монитор и каждую секунду от новостного материала вас отвлекает тысяча разных вещей (вам стучат в скайп или в аську, вам приходит почта, что-то новое происходит в контакте или в фейсбуке).

Это очень большая конкуренция. Поэтому специфика интернет-журналистики это не вопрос этики, это вопрос конкуренции со всем миром. Когда вы пишете в газету, то вы конкурируете с другой газетой, когда вы пишете на сайт, вы конкурируете с гуглом, контактом, фейсбуком и всем остальным миром за внимание пользователя.

Эту конкуренцию выдерживать крайне тяжело. Обобщенная статистика того, на что тратят люди время в интернете, показывает, что большую часть занимают социальные сети, общение, фильмы, знакомства, покупки, просмотр погоды и т.д.

Некоторые аналитики утверждают, что среднестатистический пользователь тратит на новости 5-7 минут в день. Поэтому нужно сильно извернуться, чтобы эти 5 минут в день потратились на нас.

Алексей - государство теряет сотни миллиардов из-за того, что сотрудники сидят в социальных сетях. 2012 - государство потеряло 281 млрд. рублей. Сотрудники тратят примерно 27 минут в день на социальные сети.

Даниил - мне кажется, что эта статистика немного лукавая. У нас любят смотреть на то, сколько люди тратят на социальные сети и во сколько это обошлось государству. Но никто не считает, во сколько обошлось государству щелканье семечек на заднем дворе или перекуры. Это несравнимые вещи.

Продуктивность работы сотрудника не зависит от того, сколько он сидит в социальных сетях. Если человек хочет потратить время на общение, он потратит его с интернетом или без него. В некоторых случаях социальные сети даже могут помочь ему продуктивно работать.

Павел - если 3-4 года назад в компаниях блокировали доступ к социальным сетям, то сейчас доступ открыт практически у всех.

Даниил - я согласен с тем, что есть такая тенденция. Я горжусь, что в Екатеринбурге живет и работает первый банк, который разрешил сотрудникам общаться в твиттере. Для банковского сообщества это было странным явлением. Банк от этого только выиграл, потому что любая публикация клиента в твиттере тут же получает ответ сотрудника банка.

Алексей - 5-7 лет назад интернет нам не позволял делать те вещи, которые позволяет сейчас. Не топчемся ли мы сейчас на месте из-за отсутствия новых технологий, быстрой эволюции всего, в том числе и нас самих? Что сейчас ждать от масс-медиа, от интернета?

Даниил - технологическая революция происходит и сейчас. Это мобилизация интернета. Если посмотреть на индустрию планшетов, которую создал Стив Джобс: буквально три года назад понятия интернет-планшета не существовало. Сейчас в каждом мало-мальски приличном городе есть 2-3 издания, которые выходят только на iPad.

В нашем проекте доля мобильных пользователей больше, чем у окружающих нас СМИ, потому что мы ориентированы на IT-шников, а они более технологичны. Мобильный трафик за год увеличивается вдвое. А что будет через год - два. В Британии уже сейчас есть электронные газеты, которые каждый второй пользователь читает с мобильного устройства.

Вопрос, который мы должны себе задать после прослушивания этой информации: что мы сделали для своих мобильных пользователей на сайте своего издания. Большая часть российских СМИ пока что в этом направлении ничего не сделали. Если они об этом не задумаются, то найдутся те, кто у них отберет читателей и мобильный трафик.

Сейчас модно обсуждать гаджет от гугла - гугл глаз: очки со встроенным проектором, которые подсказывают нам новости, происходящие здесь и сейчас. Все это выглядит пока что очень футуристично, хотя рабочие концепции есть, они розданы сотрудникам, которые пишут приложения, в том числе и новостные. Но как эта тенденция будет распространяться и будет ли у каждого человека гугл глаз, пока сложно сказать. Но это та технология, к которой стоит присмотреться - вдруг это следующая революция.

Алексей - за 2012 год было продано 120 млн. планшетов Apple, это на 40% больше, чем в 2011.

Даниил - к этому еще можно прибавить планшеты на андроиде, которых больше, потому что они дешевле. В результате получится величина бедствия для печатной прессы.

Павел - планшеты и переносные компьютеры были придуманы не вчера, а несколько лет назад, просто они свернулись за несколько лет до того, как с аналог вышел Стив Джобс. Была придумана и виртуальная реальность, а сейчас у нас весь интернет кишит информацией об очках виртуальной реальности, которые позволяют играть с невероятными ощущениями. Наверняка у нас сейчас в поле зрения есть то, что еще не выстрелило, но выстрелит через пару лет.

Даниил - в современном море к счастью, или к сожалению, количество идей просто не поддается подсчету. Мы не можем себе позволить отслеживать их все и вынуждены ориентироваться на идеи на этапе взлета. Когда мы уже видим, что они начинают массово привлекать к себе внимание.

Павел - интернет позволяет сделать из медиа некий сервис, который выходит за рамки простой подачи информации. Насколько важна сервисная часть издания в интернете? Может ли она стать важнее информационной части?

Даниил - подход традиционных и современных СМИ различается тем, что традиционные делают продукт. Журналист написал статью, ее опубликовали и все, продукт выдан, и он живет своей жизнью.
В интернете же у каждой новости начало где-то в прошлом, а конец где-то в будущем от того момента. Мы практически подходим к философскому осознанию того, что мы делаем не продукт, а сервисную услугу информирования нашего пользователя о новостях. Получается, что современный интернет-портал - сам по себе сервис.

Как только мы понимаем, что делаем не продукт, а сервис, мы должны начать менять характеристики качества этого сервиса: своевременность, качество, стоимость, уникальность и т.д. Так же, как вы сравниваете между собой автомастерские, так же можно сравнивать и порталы. Кто-то делает быстро, но не качественно, кто-то наоборот - медленно, но вдумчивее.

Павел - что важнее: баланс, скорость или контент? Что произойдет в будущем, куда денутся серьезные мужчины и женщины, пишущие аналитические статьи? Их заменять короткие новости и твиты?

Алексей - в Британии во время футбольных матчей пробовали вводить робота-журналиста. Сообщения были не эмоциональны, робот мог показать картинку, но он не мог анализировать. Аналитика все-таки остается только за журналистами. Изменения могут происходить только в его голове.

Даниил - серебряной пули, которая всех убивает и приносит абсолютное счастье, не существует. Прелесть современной интернет-журналистики в том, что мы практически каждого своего читателя можем знать в лицо. Мы можем опознать его по техническим характеристикам, с которыми он заходит на наш сайт, может отслеживать его поведение и т.д.

Интерактивная журналистика не может существовать в вакууме, у нее всегда есть читатели. Что важнее: скорость или вдумчивость зависит от тех читателей, которых мы хотим получить или от тех, которые у нас уже есть. Понять то, чего они хотят с помощью современных средств интерактива не сложно.

Будут СМИ, которые формируются практически автоматически. Есть несколько сервисов, формирующие новостную картину дня в автоматическом режиме. У них миллионы пользователей. Эти сервисы видят профиль социальной сети пользователя, видят его друзей, их интересы, исходя из этих параметров, они подбирают новости из разных СМИ и показывают ему.

Есть люди, которые не удовлетворяются этой подборкой. Им нужно, чтобы за них выполнили подборку самого интересного. Человек в таком случае делегирует редакции, журналистам, экспертам мониторинг внешнего мира и представления интересного уже в поясненном виде. Этот процесс никуда не исчезнет. Всегда пользователю будет тяжело выполнять работу по переработке информационного шлака лично. Всегда будут востребованы специалисты, которые собирают информацию воедино и выдают ее в обработанном виде.

Получается, что журналистике ничего не угрожает. Другой вопрос, что она не сможет остаться законсервированной, находиться на уровне 19-20 века. Сейчас мы в процессе познания того, какие у нее будут тенденции в 21 веке.

Алексей - что сейчас делать молодому специалисту, который хочет быть популярным, работать в интернете и приносить пользу людям.

Даниил - смысл поста сводился к тому, что Советскому Союзу не хватало мощного средства популяризации простого труда, которым является канал Discovery и журнал «Юный техник» ни разу ему не конкурент. Это вопрос даже не получения информации о профориентации, кто, чем и когда должен ориентировать наших школьников. У современного образования явно с этим большие проблемы. У меня нет готового ответа на вопрос, как этим надо заниматься. Эта функция принадлежит, в том числе, и современным медиа, а не только сообществу группы в контакте.

Павел - на курсе интернет журналистики, который ты ведешь, какое основное сообщение ты до студентов доносишь?

Даниил - я пытаюсь выдернуть людей из зоны комфорта и научить их следить за читателем, отслеживать его потребности, налаживать обратную связь, понимать, что делать с тем ресурсом, которым они управляют в данный момент. Для меня в свое время было откровением, что журналисты не всегда читают комментарии, которые оставляют пользователи к их материалу.

Работать нужно с любыми формами обратной связи, заканчивая статистикой. Журналист должен уметь оперировать цифрами, в том числе и статистическими, цифрами роста своего ресурса. Он должен понимать, откуда люди приходят на его материалы, зачем они туда приходят, сколько по времени проводят, чего хотят, выполняются ли их информационные запросы и т.д.

Алексей Пентегов - исходя из разговора, уже сейчас можно сделать вывод, о том, что интернет приучает журналиста как профессионала быть более клиентоориентированным и стремиться к получению обратной связи. Не информационный сайт является актуальной и популярной точкой доступа, а скорее контент должен следовать за человеком.

Даниил - журналист должен уметь превращать СМИ в медиа. СМИ - это средство массовой информации - взял рупор и вещаешь на толпу, что думает толпа, как правило, никого не волнует. Это модель 20 века: я издатель, а остальные дураки, я имею телевышку, а вы меня слушайте как большого брата. Медиа отличается от СМИ так же как поставленный танец в театре от хоровода. Невозможно организовать хоровод, не участвуя в нем.

Идеальное медиа - и есть хоровод, в котором каждый играет свою роль и каждый связан с каждым. Журналист в новой эпохе должен стать организатором внутреннего коммуникационного пространства со своей аудиторией, а не просто что-то сверху опускать на нее.

Для того чтобы уметь организовывать настоящие медиа нужен набор знаний, умений и навыков, которым на журфаках не учат.

Алексей - работа журналиста не меняется, он как писал, так и продолжает это делать. Меняется работа редакции, которая пытается сделать материал журналиста удобным для пользователя.

Даниил - вы правильно уловили мою мысль, которую я пытался донести. Действительно суть журналисткой работы остается прежней: нужно накопать интересной информации, правильно и красиво ее упаковать и предоставить ее пользователю, желательно попасть в сферу его информационных интересов, быть для него важным и востребованным.

В идеале мы должны не только кормить его разными информационными вкусностями, а вообще стать элементом его жизни. Мы должны направлять, рассказывать о том, как живет общество вокруг него, что важное происходит, откуда ждать опасности, куда пойти.

Тогда мы встраиваем в некий виртуальный хоровод жизни наших пользователей, тогда исключить такое медиа из своей жизни становится для человека невероятно сложно. Представьте себе маленькое СМИ, которое является исключительным поставщиком информации о том, что происходит, например, в университете. Очень тяжело жить в университете и не знать, что в нем происходит, у такого СМИ всегда будет своя маленькая ниша.

Мой собственный проект IT-Eburg живет в такой же логике. Мы помогаем нашему сообществу IT-шников жить немного лучше. Мы подсказывает самые интересные мероприятия, рассказывает новости, которые произошли в этой сфере, кто какие проекты внедрил, кто и как поменял работу, где есть самые интересные предложения.

Несмотря на то, что глубине подачи материала, по скорости зачастую мы проигрываем многим федеральным СМИ, наш пользователь нас никогда не бросит. Потому что та важная информация, которую мы предоставляем о его повседневной жизни, ни в каких других источниках не содержится.

Свою историю мы считаем с 2007 года - годf появления первого маленького новостного блога, который потом превратился в то, что мы имеем сейчас. На коммерческие и более или менее регулярные рельсы, когда у нас появились первые сотрудники и достойное оформление мы встали примерно 2,5-3 года назад.

Мы в отличие от других порталов узко таргетированы, мы проводим такую политику при которой знаем практически каждого нашего пользователя поименно. Это достигается многими средствами: через подписки в социальных сетях, личное общение, e-mail подписки. Мы работаем на несколько тысяч человек. Поэтому сравнивать нас со СМИ, работающими на широкую аудиторию не корректно. Логичнее нас сравнивать с другими бизнес СМИ.

Алексей - в Санкт-Петербурге закрытие чемпионата мира по программированию, на котором ты находишься. Хочется узнать итоги чемпионата.

Даниил - это самое большое мероприятие в сфере спортивного программирования в мире. В нем, так или иначе, задействовано около 90 стран, 1000 университетов. На финал съезжается 100-120 команд, которые представляют все континенты. В спортивном программировании самыми сильными странами традиционно являются Россия, Китай, Польша. Заметны команды из США, но стоит отметить, что в 21 веке они ни разу не выигрывали золотой медали. В этом году сильно рванула вперед Япония, на прошедшем фестивале японцы взяли одну из золотых медалей.

Ижевск традиционно пробивается в финал, в этом году Ижевский университет занял хорошее место в середине таблицы. Ижевчане, правда, остались без медалей, но надо понимать, что сам факт попадания в финал - это уже большое достижение. На финале абсолютными чемпионами стал Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт информационных технологий механики и оптики. Если я не ошибаюсь, это их 4-е золото.

На чемпионате вручается 4 золотых медали. Сейчас 3 медали уехали в Азию: Шанхай, Токио и Тайвань.
Мне очень понравилась фраза одного из тренеров о том, что Россия - это последний бастион европейской цивилизации перед интеллектуальным наступлением китайской стены.

Алексей - мы в прошлой программе обсуждали вопрос, что из Удмуртии, из России мозги утекают. Молодые специалисты показывают хорошие результаты и другие города и страны переманивают их себе.

Павел - можно сузить вопрос до талантливых журналистов и сотрудников масс-медиа.

Даниил - я патриот Екатеринбурга и никуда отсюда уезжать не собираюсь. Я считаю, что Екатеринбург - лучшее место для жизни на Земле. Оно заслуживает того, чтобы хорошие люди вкладывали все силы в его развитие. Я думаю, что в каждом городе найдутся такие люди, которые за свою малую родину болеют.

Действительно проблема утечки мозгов есть, для информационных технологий она конечно больная, но не глобальная. Дело в том, что сама отрасль очень космополитичная, можно быть востребованным мировым специалистом при этом жить в Саратове, и делать сервисы и проекты мирового масштаба. Есть такие примеры и в Саратове и в других городах, которые относятся к глубинке, но при этом заметны на мировом IT- рынке.

Если раньше человек, который дорастал до определенного уровня и у него был только один вариант развития - уехать в Европу, то сейчас прямо скажем, что у высококвалифицированных программистов зарплаты в Новосибирске, Екатеринбурге и в Силиконовой долине отличаются не принципиально. При этом, что такое комфортная жизнь, все представляют по-своему.

радио, Даниил Силантьев, Ростелеком, КП, Ижевск, Удмуртия, Павел Овчинников, Алексей Иванов

Previous post Next post
Up