Привет! У нас нововведение для тех, кто любит глазами:) Теперь каждый выпуск передачи мы будем расшифровывать и выкладывать здесь и в других наших аккаунтах - FB, VK.
Итак, "Телеком" №7(20) от 24 апреля 2013г.
Тема: «Блогер против журналиста»
Ведущие: Павел Овчинников - блогер, редактор портала «Ижайти», лауреат Всероссийской премии «Блог Рунета -2013» и Алексей Иванов - журналист «Комсомольской Правды», блогер.
Гость программы: Наталия Заболотских - социолог, политолог, начальник отдела информационной политики Администрации Президента и Правительства Удмуртии.
Полный текст - под катом. Enjoy! :)
Алексей Иванов:
- Есть ли война между блогерами и журналистами?
Павел Овчинников:
- Про войну говорить не будем, потому что это жестокое и бескомпромиссное слово. Я предлагаю использовать термин соперничество за аудиторию, за обладание и подачу контента, за заказчика.
Алексей Иванов:
- Вы проводили наблюдения за блогерской сферой, за журналистской деятельностью, которая активно идет в Удмуртии. Какие предварительные выводы можно сделать сейчас?
Наталия Заболотских:
- Если говорить про блог-сообщество в Удмуртии, то очевидно, что люди больше стали в него вовлекаться. Появляется больше активных пользователей. Развивается блогосфера, потому что люди благодаря этим площадкам учатся не только себя презентовать, но и формулировать свою гражданскую позицию. Это на сегодняшний день является важным. Я думаю, что нельзя говорить, что есть война между блогерами и журналистами, потому что функции во многом идентичны. Но блог отличается от журналистского текста тем, что это небольшой пост, насыщенный фотографиями, аудио файлами. Журналистская статья предполагает развернутое представление материала. Так вот, здесь журналист и блогер дополняют друг друга. Сейчас важная функция блогера заключается в том, что он обращает внимание на какое-то значимое в жизни общества событие, явление, он его актуализирует. Возможно, до этого журналист мог не обращать на это внимание. Сила и заключается в этом симбиозе.
Павел Овчинников:
- Если говорить о жанровом разнообразии, которое предлагают блогеры и журналисты, то разницы практически нет, потому что можно найти короткую заметку журналиста, так и огромное развернутое расследование блогера, который по всем законам жанра капает в источниках, делает какие-то выводы. Как блогер, который попробовал и журналистику и блогерство, я бы не искал разницу в жанровом разнообразии.
Наталия Заболотских:
- Если обращаться к терминам, то блог понимается, как короткое сообщение, которое насыщено фотографиями и прочим - дневниковая запись. Мне кажется, что у нас все больше журналисты становятся блогерами, то есть они фиксируют события в своих блогах, а потом уже кто-то дописывает, кто-то не дописывает. И наоборот, блогер возможно перерастает в квалифицированного журналиста
Павел Овчинников:
- Дело в том, что блогер в России больше, чем блогер, об этом говорят уже многие.
Алексей Иванов:
- Павел, последний пост, который ты написал, о чем он был?
Павел Овчинников:
- Я делал сводку новостей в мире удмуртского интернета, опубликовал его в понедельник. Я вообще не типичный блогер. Я блогер, который удачно маскируется под журналиста, потому что я стараюсь использовать журналистские приемы в своей работе, делать анализ. Если искать разницу между текстами блогера и журналиста, то все-таки у блогеров больше эмоций. Я стараюсь минимум эмоций, больше взвешенности использовать.
Алексей Иванов:
- О чем еще любят писать наши блогеры?
Наталия Заболотских:
- Очень любят писать о себе. Особенно это любят делать девушки. Любят писать о близких и знакомых. Описывают повседневные, бытовые дела, взаимоотношения с противоположным полом.
Павел Овчинников:
- Отношения - это вечная тема, как и воспитание детей. А еще у нас в стране любят всех учить, как лечится, и тренировать футбольную команду.
Алексей Иванов:
- Вы организовывали встречи властей с блогерами. Как цель была у этих встреч?
Наталия Заболотских:
- Это не обязательство хочу подчеркнуть. Все прекрасно понимают, что для того, чтобы институты государственной власти продолжали существовать, необходимо быть более открытыми. Если наблюдать за информационной повесткой федеральных средств массовой информации, то сейчас организована просто атака на институты государственной власти. Эта атака не только в интернете. Дело в том, что и федеральные СМИ атакуют и ставят под сомнение само существование институтов государственной власти. Это движение, которое является следствием информационных посылов федеральных СМИ, на сегодняшний день начинает изнутри разрушать саму систему. Давно уже понятно, что если власть не будет открытой, если она не будет принимать поток новой, свежей информации, свежих идей, свежих мыслей, то процессы легитимизации будут неэффективны. С другой стороны это же подпитка своего рода. Такие встречи позволяют услышать то, что происходит на сегодняшний день и получить ответы на вопросы из первых уст. С одной стороны встречаются люди, которые формулируют вопросы, обозначают вызовы, а с другой стороны - люди, которые готовы ответить на эти вопросы. Это обмен, без него на сегодняшний день будет сложно управлять.
Павел Овчинников:
- Чем отличаются встречи блогеров с представителями правительства от встреч журналистом с правительством? Встреча с журналистами называется пресс-конференция. А встреча с блогерами - просто встреча с блогерами. Что дают блогеры, чего не могут дать журналисты? И наоборот?
Наталия Заболотских:
- Сложно говорить про Удмуртию, потому что многие наши журналисты являются блогерами. И как только у нас произошла какая-то встреча, я смотрю, что информация тут же появляется в фейсбуке, в контакте, сразу же появляются фотографии этих встреч. А затем уже идут развернутые посты на те или иные темы. Поведенческая сторона этого процесса отличается тем, что блогеры более открытые. Одно дело, когда работа человека - взаимодействие с органами власти, одно дело, когда он, так или иначе пишет, сталкивается с этими проблемами уже долгое время. Другое дело, когда блогер не связан с журналистикой. Он программист или просто воспитывает детей, работает на предприятии, но ему интересна общественная жизнь с точки зрения актуализации и поиска ответов на свои вопросы. Поэтому эта среда более открыта, она не знает границ.
Павел Овчинников:
- С другой стороны блогер не предсказуем. У журналиста есть профессиональная этика, у него есть правила и нормы, он работает и получает за это деньги. У блогера нет этики, он может написать все, что угодно, он может улыбаться на встрече, а потом сказать, что вы все не правы. И как с этим жить людям. Которые пытаются строить отношения с блогерами.
Наталия Заболотских:
- Это сложно. Но это общество, на каждый роток не накинешь платок, тогда мы просто будем возвращаться в те годы, в которых мы уже жили, с жуткой цензурой в СМИ. Это будет шаг назад. Сейчас органы государственной власти, чиновники должны перестраиваться и адекватно реагировать просто общаясь.
Алексей Иванов:
- За счет появления большого количества блогеров, появляется большое количество мусора в интернете. И если журналисты стараются заботиться о том, чтобы читателю было интересно, чтобы он не запутался в информации, чтобы мы раскрыли ему все факты, то блогеры просто выкидывают свои посты и фотографии, засоряя интернет. Это хорошо или плохо?
Наталия Заболотских:
- Если люди начинают делать из этого бизнес и спекулировать этим в социальной и политической сфере, то тогда это страшно. Это может привести к необратимым последствиям. Таких примеров много, я назову это болезнью.
Павел Овчинников:
- Сейчас у нас расцвет концепции WEB2.0 - это user-generated content, это интернет, который создают его пользователи. Сейчас эта концепция постепенно уходит, приходит концепция WEB 3.0 - экспертный веб, контент и пользователи контента концентрируются вокруг определенных людей - редакторов этого интернета, блогеров интернета, поисковых систем. Мусор, который генерируется пользователями, а он генерируется в основном благодаря социальным сетям. Блогеры или журналисты как раз в такой ситуации санитары леса, которые смогут этот контент упорядочить и подать. В любом случае это будут люди или группы людей, которые будут обладать определенным навыком, профессионализмом работы с информацией. В таком случае блогеры и журналисты войдут в симбиоз, и у нас не будет знаков неравенства.
Алексей Иванов:
- Какую эволюцию журналистов и блогеров видите вы?
Наталия Заболотских:
- В идеале мне хочется, чтобы доверяли органам власти. Тогда, когда информация будет исходить от властных структур не важно кому: блогеру или журналисту, повысится уровень доверия и к ним. Хочу, чтобы снизился уровень критического восприятия действительности. Это не произойдет одномоментно, потому что здесь много факторов, которые влияют на доверие к органам власти, на культуру поведения. Надо признать, что на сегодняшний день нет культуры поведения в интернете. Она ограничивается больше культурой личности. На сегодняшний день нужно думать о том, как этого добиться. Это касается не только блогеров или журналистов, не только интернета, но и самой жизни.
Алексей Иванов:
- Нужно ждать шага, чтобы стали связующей между правительством и людьми, между людьми и людьми, чтобы мы могли приносить полезную информацию и в то же время давать им повод для обсуждения и выражения негативных эмоций.
Наталия Заболотских:
- В любом случае, если говорить об органах власти, то конечно хотелось видеть и в блогерах, и в журналистах некую опору. С одной стороны есть актуализация проблем, а с другой стороны и объективное освещение той деятельности, которая ведется по их разрешению. Чтобы донести информацию до каждого, нам нужны такие люди - блогеры, активные интернет - пользователи, чтобы с одной стороны через эмоции доходила информация, а с другой стороны - через факты. Хочется, чтобы она была объективной и позитивной.
Алексей Иванов:
- Что можно посоветовать людям, которые хотят выйти в интернет и засветить свое имя?
Павел Овчинников:
- Площадок очень много. Используйте то, что вам удобно. Сейчас пишут заметки и обсуждают темы и в контакте, и в одноклассниках, и в фейсбуке, и в твитере, и где угодно. Самое главное, чтобы это не стало «кухней» в том самом негативном смысле, когда люди собираются на кухне, там можно поругать власть. А когда выходим из кухни, то все нормально, все всех любят. Это не должно быть кухней, это должно быть частью вашей активной позиции. Если вы ругаете кого-то в блоге, то делайте что-то в этом направлении.
Наталия Заболотских:
- Действовать и быть ответственными за свои слова.
ФИНАЛ