Вы зададитесь вопросом: "Что же такого видела Викторовна, что не смогла промолчать, а почувствовала стойкое и непреодолимое желание поделиться своим драгоценнейшим с любимыми читателями?" А я вам отвечу, что видела я ни много ни мало, а местами прекрасные, местами посредственные экспонаты выставки ICONS от галериста Всея Руси Марата Гельмана
maratguelman.
Для тех моих читателей, чей круг интересов ограничивается засолкой огурцов, оттенками содержимого детских подгузников и подробностями интимной жизни Жанны Фриске, и кто слово "культура" видит только в сочетании со словом "дворец" на фасаде больших уродливых зданий, в которых проводятся новогодние утренники, я хочу сказать: не печальтесь о том, что не знакомы с современным искусством, ваша жизнь гораздо искреннее и насыщеннее, чем у большинства представителей псевдоинтеллигенции (к числу которой и относится ваша покорная слуга, как ясно из названия журнала), создающей видимость своего интеллектуального превосходства унылыми посещениями модных выставок и генерацией вот таких вот неудобочитаемых огромных предложений. Честно, я чертовски завидую вашим памперсам, потому что у меня их нет, а вот у вас есть я, которая расскажет вам о том, что ныне зовется искусством.
Под катом ну очень много букв и ссылки на картинки. Рекомендую запастись терпением для прочтения.
Если вам хочется почитать высокопарные/остроумные/патетические/разгромные отзывы о выставке, то их полно на просторах интернета. Многие симпатичные тексты представлены непосредственно в журнале Марата Гельмана. Я же на роль критика-искусствоведа претендую в наименьшей степени, поэтому поделюсь просто своими впечатлениями.
В любом другом случае мероприятие с названием "Иконы" я обошла бы стороной, как зверь лесной охотничью заимку. Но здесь сыграло простое человеческое любопытство: что же такого парадоксального собрал куратор, что вызвало массу протестов на Кубани, попытки задушить в зародыше выставку у нас в Питере, а после - положительные отзывы от тех же, кто изначально ратовал за смертную казнь предотвращение "богохульства" и "святотатства". Если честно, то ожидала я увидеть что-то в духе
Андрея Кеззина, но ничего подобного в "Ткачах" нет. А я ждала. А там нет. Ни единого откровенно провокативного материала.
Напротив, художники, экспонирующие свои работы, предстали передо мной гораздо более верующими, именно глубинно, почтительно верующими, чем показушно набожные церковники, стремящиеся загнать на Голгофу всех, кто пытается осмыслить религиозные догматы, а не слепо им подчиняется. (Вот, кстати, интересное наблюдение: истинный христианин по логике должен сам стремиться быть распятым, лишь бы облегчить страдания рода людского, а на деле вся история церкви - это непрерывный вопль "да будет распят", начало которому положили иудеи 1980 лет назад, и вместо смирения и всепрощения как минимум -- презрение к инакомыслящим, как максимум -- свирепая ненависть. На эту тему я могу распространяться долго и мучительно, кто желает - велкам в теологический диспут.)
А здесь я за культур-мультур продолжу. Если после Питера ICONS окажутся в вашем городе, то сходите, не бойтесь. Независимо от вероисповедания и степени атеизма. Сходите посмотреть не столько на религиозные артефакты, сколько на действительные произведения искусства, которые там есть.
Здесь я просто обязана уточнить, что лично я понимаю под громким званием "произведение искусства". Картинки, нарисованные, простите, жопой, вымазанной в краске, полароидные снимки отправления нужд, каляки-маляки Сая Твомбля, цветовые пятна Элсворта Келли и прочий примитивизм - это хуйня шлак чистой воды. И не надо мне вчесывать о том, что хотел сказать художник плевком неопределенного цвета на куске картона, ничего он не хотел этим говорить, кроме того, что он мудак и хочет заработать денег на вашей глупости. И можете меня растерзать за богохульство, но Малевич просто постебался над потомками своим гениальным квадратом, стоящим сейчас охуелиарды денег. Ржет укуренным конем небось до сих пор в царстве Аида над тем, как малахольные умники с пеною у рта ищут потаенный смысл в его супрематизме. Отдадим ему должное наравне с Дэмианом Херстом, сторговавшим труп акулы в рассоле за гребаную кучу денег, если кто не знает. Снимем шляпы перед талантливейшими аферистами двадцатого века. И вычеркнем их имена навсегда из одной строчки со словом "искусство".
Я считаю, что почетных званий достойны лишь те деятели, которые вкладывают душу, пот, кровь, сердце и прочий ливер в каждый штрих, которые много учатся, а потом так же много впахивают над своими творениями. Сейчас все, кому не лень, называют себя художниками, дизайнерами, писателями только потому что им под запрещенным веществом средней паршивости пришло в голову, что какашка, скатанная в шарик, символизирует духовное разложение мира / экологическую катастрофу / начало всего сущего / добавить свой вариант. Это, конечно, забавное наблюдение, и даже могущее заинтересовать широкую публику. Но лишь мастерство, приобретаемое годами, и упорный труд позволяют создать нечто действительно уникальное. Только ювелирная точность придает ценность и звание произведения искусства.
На выставке ICONS вы не найдете откровенной профанации, что выгодно отличает ее от большинства современных демонстраций примитивизма разной степени паршивости. Правда, в самом дальнем углу притаился вышеупомянутый Херст. Вот как раз его радиальная диаграмма, поделенная на три части, и символизирующая Святую Троицу, пожалуй, самый унылый экспонат. Но я не удивлюсь, если самый дорогой. Вообще, я считаю, что вольные интерпретации на тему божественного триединства, самые легковоспроизводимые. Делим яблоко на три части и дополняем тему Триипостасности отсылом к Старому Завету и греховности попытки познания. Расчленяем манекен на три одинаковые по весу кучки, выкладываем в чаши и устанавливаем на баланс -- вот вам и история о гармоничности и божественном присутствии в каждом человеке. Я сейчас могу массу гораздо более неординарных вариантов предложить, чем нарисованная в ворде диаграмма. Но товарища афериста мы уже опустили ниже плинтуса, туда ему и дорога. Не понимаю, зачем умному человеку Гельману понадобилось разбавлять прекрасные работы нищенским плакатиком. Фотографировать я эту ерунду не стала, нарисуйте себе сами: один сегмент белый, один красный, один черный. Все, примите поздравления, вы - великий художник.
И еще, пожалуй, одна подборка меня разочаровала. Своим названием, подходящим под заголовок сочинения школьника младших классов. "Золотая осень". Оригинальность названия полностью продолжена в исполнении. Колодец, гнилой домишко, колея, укутанные золотой фольгой. Идея, по сути, неплохая. Золото как символ ценности. Но уж слишком топорно и банально выполнена задумка. Вот если бы авторы Елена Суховеева и Виктор Хмель поднапряглись, и кропотливо вызолотили поталью каждый заинтересовавший их предмет, оставляя родную текстуру, тогда, бесспорно получили бы звание молодцов. А так - они как во время детских игр условно обозначили, мол, чур, оно золотое. Не верю!(с)
Почему-то каждый рецензент считает своим святым долгом наполнить пост дурного качества фотографиями. У меня тоже есть парочка снимков, но я решила вам их не показывать. Во-первых, идите и сами смотрите. Во-вторых, даже мой любимый Гоген на дилетантском фото выглядит мазней, где уж вам отличить зерна от плевел среди снимков спорных современных творений. И может получиться так, что откровенно порицаемые мной работы покажутся вам шедевральными. А поистине великолепные произведения из-за какой-нибудь мелочи вроде неудачно упавшего света потеряют бОльшую часть своей прелести.
Но пора и о прекрасном, которое тоже имеет место быть на данной выставке. Множество споров и активную критику вызвали фотографии Рауфа Мамедова, на которых люди с синдромом Дауна собрались на Тайную вечерю. Но они великолепны! Не верьте никому, они просто ссут того, чего не понимают. Это же страшно - люди с врожденной аномалией. Кто они? Как они вообще появились, для чего и как они живут? Блаженные и юродивые, с навсегда детским сознанием. Иногда мне кажется, что это отдельная раса людская, рождаемая для того, чтобы мы, хомо сапиенсы с нормальным количеством хромосом, не забывали о главных христианских заветах -- милосердии, любви к ближнему, помощи нуждающимся. И работы Мамедова еще раз вам об этом напоминают. Апостолы были людьми из плоти и крови, как и мы, как и те, кто нуждается в нашей заботе.
Вот здесь обязательно посмотрите в хорошем качестве его пронзительные работы. И "Молчание Марии" на выставке тоже представлено. И тоже исключительно положительные впечатления у меня. Работы качественные, подход нестандартный - выше всяких похвал.
Кстати, омерзительный дал комментарий этим фоторгафиям некий поп с применением словосочетания "обожравшиеся дебилы". Пусть это и прозвучало как "это же мы с вами - обожравшиеся дебилы", но от этого самоуничижения звучание фразы в контексте не становится менее отвратительным. Это то, о чем я выше писала, хрЕново церковное разделение: есть мы хорошие, у кто от нас отличается - противен. Именно поэтому я, верующий человек, не хожу в церкви после того, как на меня правильная религиозная бабка один раз напиздела, мол, не так стоишь, не так пишешь, шо ты тут вообще, кобыла малолетняя, забыла. Мне много раз объяснять не нужно, больше в тот клуб анонимных алкоголиков по интересам я не ходок.
Я снова отвлеклась. Самое вкусное я приберегла для вас напоследок. Конечно, шедевр выставки - это проект "Предстояние" Константина Худякова. Нет, не так надо. ШЕДЕВР - вот так будет вернее. Это такая громадная работа, проведенная с более чем ювелирной скрупулезностью, что восторгу моему не было предела. Я как кот вокруг сметаны навернула множество кругов рядом с этими картинами-фотографиями, даже не знаю, как назвать портреты, собранные из 60 000 снимков. Колоссальные усилия потребовались для претворения этой идеи в жизнь, зато в результате каждый миллиметр изображения выверен и присутствует исключительно на ему положенном месте. И это прекрасно! Проект, кстати, не ограничен визуальным рядом, в нем присутствует и вербальная составляющая, с которой вы пойдете знакомиться, изучать и восхищаться
вот сюда. Сама там закопалась так, что чуть не забыла вам этот пост написать.
Конечно же, это лишь малая толика увиденного. На выставке еще много чего есть посмотреть и проникнуться. Но это же сугубо личный отчет, вот я вам о тех, кто наиболее привлек мое внимание и рассказала. Краткое резюме: работа Худякова - это бриллиант чистой воды, это настоящее современное искусство. А всякие чучелоторговцы имеют к творчеству такое же отношение как узбек, крутящий шаверму на базарчике села Малые Подсосенки, к мишленовским звездам, как Пусси Риот к музыке, как Центр-обувь к Лабутену, продолжите сами ряд аналогий. Не все то золото, о чем шумят в СМИ, учитесь отделять мух от котлет. На этом все. Обзор окончил.