Очень серьёзная тема. Стратегическое идеологическое оружие и его западные носители. Сбиваю :
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль всё чаще
звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чём прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но всё равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы... И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Ещё один наскок на РПЦ.
- Что я вижу последние 4 года, что я тут живу, - сам себя спросил Марк Помар и себе же ответил. - Первый канал или канал «Россия» начинают вечерние новости с проповеди патриарха Кирилла.
ИА REX:
Так совместимы ли православие и либерализм? Лев Вершинин, политолог:
Комментарий к интервью Помара, конечно, не назовёшь взвешенным. Он жёсток и напорист, даже, пожалуй, на грани агрессии. Но, думаю, в данном случае, это совершенно оправданно. От себя же хотелось бы сказать пару слов насчёт тезиса о «несовместимости православия и либерализма». В чем-то это, действительно, так. Но сформулировано неверно. А значит, искажено. Дело в том, что все ортодоксальные аврамические религии, - иудаизм, ислам и оба направления «классического» христианства, - ставят своей целью упорядочить жизнь общины на неких иррациональных, данных свыше раз и навсегда указаниях. По отношению к чужакам можно многое, а вот среди своих, уж извини, - не солги, не укради, не убий, не прелюбодействуй и так далее. И никаких видимых критериев. Вот сказано, и делай. А вот в протестантизме, - реформированном «снизу» варианте, - то есть, как ни верти, а всё же ереси, - видимый критерий дан, и название ему успех. Если ты сыт, богат, влиятелен, - значит, угоден Господу, а уж какой ценой, неважно. Хоть лги, хоть кради, хоть убивай: если в итоге видимое благополучие, значит, прав. И только если по пути оступился и рухнул, тогда пеняй на себя: раз успеха нет, значит, грешен, а раз грешен, будешь наказан и здесь, и после. Таким образом, Помар передёргивает. Православие (коль скоро речь идёт о нём) не отрицает либерализм. Оно его в наморднике. Чтобы не покусал.
В этом плане интересно мнение известного западного социолога Бергера. Дело в том, что
Питер Бергер - не просто очень уважаемый (и вполне по заслугам) социолог. Он принадлежит к не слишком большому кругу теоретиков, разрабатывающих, скажем так, идеостратегическое оружие крупного калибра, предназначенное определить, во что и как следует верить виду Homo Sapiens Sapiens в будущем, чтобы это не противоречило Новому Мировому Порядку, но наоборот, подкрепляло его. И если принять за основу, что теоретические разработки Бергера и его коллег берутся за основу суровыми практиками, становится понятным очень многое. Как насчет «Что?», «Откуда?» и «Зачем?», так и в плане чего «настоящей проблеме», раскинувшейся от Камчатки до Чопа, ждать дальше. Так вои сей стратег считает, что «
признанные религии не могут больше считать само собой разумеющимся, что определённая группа населения признаёт их авторитет. Необходимо дать начало своего рода религиозному рынку... Протестантизм и католицизм - религии, наиболее приспособленные к условиям либеральной демократии и религиозного рынка. А вот Восточное христианство является самой настоящей проблемой для распространения либерализма и рыночной экономики... Православие... православная идея симфонии - гармоничного единства общества, государства и религии - представляет явную проблему для принятия либеральной демократии. А православная идея общественной солидарности (соборности) осложняет принятие капитализма, потому что конкуренция и индивидуальное предпринимательство считаются морально отталкивающим проявлением жестокости и алчности».
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Можно считать, что эту мысль высказал враг России, и на этом успокоиться. Однако не стоит забывать, что этот оппонент - профессиональный пропагандист, нащупавший одно из самых слабых мест главной российской конфессии, которая действительно несовместима с либерально-демократической системой. Дело не только в том, что демократия подразумевает толерантность по отношению к секс-меньшинствам и тому подобные детали - просто при этой политической системе, где всё продаётся и покупается по определению, православие автоматически становится одной из ниш шоу-бизнеса, которая вынуждена зарабатывать на жизнь, как и остальные её коллеги.
Православие стоит намного ближе к коммунизму, чем к либерализму, о чём не устаёт напоминать Геннадий Зюганов, постоянно сверяя Нагорную проповедь с Кодексом строителя коммунизма. При либерализме, как сегодня может убедиться каждый, всё наоборот: убей, укради, перепродай, прелюбодействуй.
Русское православие никогда не жило в такой агрессивной общественно-политической среде как российский либерализм, которому от роду 20 лет. Сегодня эта среда не так сильно влияет на православие, так как оно находится под крылом государства и лично президента страны, ментально связанного с более духовными временами. Но завтра и послезавтра в стране будут другие президенты со своей собственной политикой, и тогда этой конфессии придётся приложить массу усилий для того, чтобы просто существовать. Никто не будет сбивать с храмов купола, однако жизнь церкви станет предельно сложной, похожей на ежедневную борьбу за существование миллионов простых россиян. Не исключено, что храмы будут сдаваться в аренду - и вообще эта сфера перейдёт на полную самоокупаемость.
Запад всегда очень остро чувствовал место и роль религии в жизни России - хоть советской, хоть демократической. Многие почему-то не желают вспоминать, что на протяжении десятков советских лет Америка бережно культивировала православие в мозгах жителей СССР, на соответствующих радиоголосах шли регулярные передачи на эту тему. Сегодняшним российским патриотам вспоминать этот факт просто опасно, так как в таком случае придётся признать, что Запад не враг, а друг православия, который поддерживал его, как мог, в самые мрачные большевистские годы.
Чтобы православие могло выдерживать профессиональные пропагандистские удары с Запада, и уж тем более быть готовым к возможным трудностям завтрашнего дня, руководство РПЦ уже сегодня должно нанять грамотных контрпропагандистов, чтобы они смогли найти точную линию противодействия, с учётом всех факторов. Организации, продвигающие формальные ценности «русского мира», в таких тонких делах не помогут. Ради такого случая, уже сегодня надо пожертвовать парой-тройкой дорогих машин для конфессиональных руководителей, так как завтра цена выживания вырастет на несколько порядков.
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
С точки зрения реализации своих интересов они действуют абсолютно правильно. Россия в качестве сверхдержавы - неудобный партнёр. Двум медведям в одной берлоге тесно. Россия достаточно уязвима в идеологическом плане. После дискредитации и фактической гибели комуннистической идеологии ничто более не объединяет её население в ценностном плане. Кроме православия. С ролью государственной идеологии, не отрицающей существование других религий, православие справлялось до 1917 года. Поскольку оно пережило и кризис начала двадцатого века, и десятилетия официального атеизма, а сейчас наращивает своё влияние в обществе, понятно, что оно может вновь восстановить свои позиции, как учения, объединяющего Россию на ценностном уровне, фактически идеологии. Хоть клир от этого и открещивается (православие чётко разделяет идеологию и религию), но в реальном, а не в идеальном мире многие прихожане уже сейчас, сами того не понимая, рассматривают церковь не столько как наставника в вере, сколько как идеологическую опору, позволяющую опереться на понятные, не входящие в противоречие с прошлыми взглядами, базисные ценности.
Россию, как СССР, нельзя победить в войне (у неё слишком много ядерных боеголовок). Но без идеологической опоры государство слабеет, разлагается изнутри и становится лёгкой добычей. Поэтому удар по православию, по руководству церкви будет только усиливаться. Кстати, пока в СССР у власти был атеистический режим, США не замечали тех недостатков православия, о которых сейчас трубят со всех трибун. В годы перестройки и в первые годы после развала СССР любой верующий преподносился едва ли не как святой. По одной простой причине: православие на тот момент ещё не укоренилось вновь в душах людей, а коммунистическая идеология не была окончательно вытравлена. Коммунизм был опасен, он ещё мог теоретически претендовать на реванш и реставрацию СССР. Вот и поддерживали православие. Теперь поддерживают против православия уже не только коммунистов, но и троцкистов, «право-левых» национал-большевиков, скалькировавших своё название с НСДАП, а символику - с её символики. Ну а российские «либералы», утверждая себя верующими православными, выступают против церкви и пытаются учить Патриарха основам веры, что для верующего невозможно в принципе. Это как если бы аятолла заявил, что Пророк был не прав и Коран требует новой редакции в связи с изменившимися временами.
Леонид Пайдиев, эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив, кандидат экономических наук:
С современным либерализмом несовместимы ни одна аврамическая религия. Даже протестанты, не говоря о католицизме и исламе. Православие тут не выделяется никак. Обычно выделяют отрицание ссудного процента. Современным миром правят финансовые ТНК, их цель максимизация краткосрочной цены финансовых активов. Это не соответствует идеям даже кальвинизма: человек есть образ Божий, он живёт ради высшего, богатство лишь доказательство того, что человек избран Богом. Про православие или католицизм и речи нет. Там есть в понятии святого и сакрального. Дискуссии эти шли давно. Начались они ещё по поводу того, хорошо ли заниматься работорговлей. В итог даже протестанты признали, что плохо. Теперь они начались снова. И цель их понятна: снова вернуть мальтузианство из запретного в допустимое: ТНК не нужно много рабов.
Павел Шипилин, журналист:
Либерализм, об отсутствии которого в России сокрушается Марк Помар, предполагает защиту интересов меньшинств, в отличие от демократии, при которой культивируется власть большинства. Именно поэтому такой древний демократический институт, как Русская православная церковь, со своими традициями и историей, для американского либерала просто кость в горле.
Наша «власть большинства» испокон веку была толерантна по отношению к социальным, религиозным, национальным меньшинствам - то есть, образованиям естественным. А вот искусственные меньшинства, порожденные либо распущенностью, либо экспериментами над собственным организмом, не приветствовала.
Запад не просто предлагает нам расширить категорию греха - он воинственно на этом настаивает. Например, объясняет гомосексуальность врождёнными отклонениями. Но не отвечает на простой вопрос: а где кончается терпимость к врождённым отклонениям - на педофилии? А почему не на маниакальной страсти к убийствам? Почему в одном случае людям с врожденными отклонениями мы разрешаем проводить свои парады и усыновлять детей, а во всех других запрещаем?
А главное, почему Запад настаивает на том, чтобы христианская церковь признала его, мягко говоря, заблуждения?
И тут мы опять сталкиваемся с двойными стандартами.
Марк Помар не понимает, как такое количество вроде бы цивилизованных людей может приходить к святому источнику в Покровском-Стрешневе. Он поражается паломничеству сотен тысяч православных к Поясу Богородицы, которое многие наблюдали в прошлом году. Но, как, ни странно, для него это вовсе не факт, с которым нужно просто смириться. Марк Помар собирается работать, засучив рукава, - отучить русских людей от «мракобесия». Мысль о том, что даже по либеральным меркам права меньшинств (а в масштабах мира население России - это меньшинство) должны быть защищены, ему просто не приходит в голову. Ведь либеральные ценности распространяются только на избранных.
Надо сказать, американский гастролёр не одинок в своем рвении внедрить у нас либеральную идею. Хватает и своих, доморощенных. Я хорошо помню, как либерал Сергей Алексашенко назвал своим самым большим разочарованием прошлого года то огромное количество людей, которые пришли поклониться Поясу Богородицы. Он был поражен, как много «мракобесия» сохранилось в России.
Тем и другим мешает привить нам ошибочные ценности только Русская православная церковь. Значит, надо сломать ей хребет.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Православие со всем совместимо, как сказано, что Богу богово, а кесарю кесарево. В США православие существует, развивается и растёт в либеральной среде, среди множества религиозных конфессий и различных православных юрисдикций. Причём в более либеральных частях США, как Нью-Йорк православные тоже куда более активны, чем в консервативных штатах «Библейского пояса», хотя и там имеются храмы, приходы и монастыри. Ссылка ведёт на сатирический фельетон, который нет смысла обсуждать, но и там на самом деле цитата звучит, что «православие является противовесом либерализму», что, в общем-то, верно. Это правильно, если в обществе есть баланс сил, конкуренция идей.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Как следует из текста, у этих...«компетентов по стандартам США» - нет никаких претензий к буддистам, исмаилитам, пятидесятникам, лютеранам, сторонникам культа вуду и шаманизму во всех вариациях.
Православие их тяготит. Хотелось бы их направить по стопам Бжезинского к салафитам-ваххабитам и пусть они там и проповедуют либерализм и смирение одновременно, а заодно и посмотрят, не прячут ли от них в Коранах пособия по управлению «Боингами».
А теперь - хотелось бы выяснить с ними отношения стратегически, на всё последующее тысячелетие, с рождества, между прочим, Христова, уважаемого православной церковью настолько, что на Западе её называют «ортодоксальной»...
Так вот, само явление либерализма, как предмет и метод, создал Иеримия Бентам, за что его и мумифицировали задолго до Ленина. Копнув биографию Бентама - обнаруживаем, что он творил... и в России. У родного брата. А брат - имел стабильный доход в качестве русского офицера и вероятно подкармливал Бентама-либерала, как Энгельс Маркса.
Мы не знаем, сколько именно средств перекочевало из русской казны на питание создателя либерализма, но мы точно знаем, что в России никто Бентаму творить не мешал. Ни попы, ни раввины, ни муллы, ни пасторы. И это было тем самым либерализмом на практике, до того, как Бентам убедил Запад в верности своей теории. Само наличие в России и попов, и раввинов и мулл и пасторов и ксёндзов - и было тем самым либерализмом той самой Русской Православной Церкви.