Написанная А.С. Щавелевым для "Российской исторической энциклопедии"
статья "Радимичи" выглядит следующим образом:
"Радимичи - общность славян X-XI вв., место обитания которой неизвестно. Р. названы по имени предка-эпонима Радима (от древнеслав. *raditi - «заботиться», «стараться»). Согласно раннему летописанию, Р. происходили от народа «ляхов», т.е. либо от полян польских, либо, шире, от жителей Польши. Р. были подчинены князьям Киева в 1‑й половине 980‑х. Их победил на р. Пищане воевода князя Владимира Святославича Волчий хвост. Их общность продолжала существовать в XI в., не исключено, что она сохранялась и позже. Распространенная в историографии локализация Р. на р. Сож основана на чтении только «лаврентьевской группы» списков Повести временных лет, и доказать, что указание именно на эту реку было в архетипе ее текста, невозможно. Соответственно, все попытки «привязать» к Р. какие‑либо археологические артефакты Посожья бездоказательны.
Лит.: Щавелев А. С. Еще раз о радимичах и пищанцах: анализ письменных текстов и интерпретация археологических источников // Русский сборник. 2016. № 8. Ч. 2. С. 190-195; Его же. «Белые пятна» имажинарной этногеографии «Повести временных лет»: Методологические и полемические заметки о локализации общностей дулебов, дреговичей, радимичей, тиверцев и хорватов // Историческая география. Т. 4 / Отв. ред. И. Г. Коновалова. М., 2019. С. 167-198. А. С. Щавелев".
Относительно текста, который я выделил курсивом, суть дела состоит в следующем. А.С. Щавелевым в его статьях, на которые он ссылается, было отмечено, что хотя традиционно их принято локализовать на берегах реки Сож, в разных летописных списках название реки, на которой их легендарный прародитель Радим «сел с родом своим», пишется по-разному, из чего сделал вывод, что традиционная локализация этого «племени» ненадёжна и его точная атрибуция вообще не может быть установлена, т.к. неизвестно, какое наименование реки следует считать первоначальным. Мной был проведён критический разбор гипотезы А.С. Щавелева и показано, что в летописях варианты наименования реки, на которой живут радимичи вовсе не хаотичны, а следуют определённой закономерности, которая позволяет установить как его первоначальное чтение, так и его последующие искажения возникшие на разных этапах истории летописания («на Съжю» → «на Ръжю» → «на Рсъжу» / «на Рсьжоу» / «на Рсьжу» → «на Рсьшоу» / «на Рсьшю»), соответственно, попытка А.С. Щавелева «выселить» радимичей с берегов Сожа должна быть признана источниковедчески некорректной и отвергнута (Жих М.И. 1)
Радимичи (локализация, происхождение, социально-политическая история) // Исторический формат. 2017. № 1-2. С. 12-63; 2)
Имажинарная география летописца или воображение современного автора? Рецензия на статью: Щавелев А.С. «Белые пятна» имажинарной этногеографии «Повести временных лет» // Исторический формат. 2021. № 1. С. 145-155).
А.С. Щавелев ничтоже сумняшеся подаёт свои гипотезы как доказанные факты и игнорирует высказанную в их адрес критику, не считая нужным упомянуть ни её, ни вообще работы своего оппонента. И это в энциклопедической статье, которая по определению должна не навязывать читателям точку зрения автора, а максимально полно информировать читателей о предмете статьи и об имеющихся в науке разногласиях на этот предмет.
А.С. Щавелев, впрочем, забыл упомянуть не только своего оппонента, но и вообще какие-либо работы о радимичах, кроме своих собственных. Классические посвящённые им работы Б.А. Рыбакова, Г.Ф. Соловьёвой, В.В. Седова, Е.А. Шинакова, В.В. Богомольникова, О.А. Макушникова и т.д. не удостоились попасть в список литературы.
К сожалению, статья "Радимичи" в "Российской исторической энциклопедии" выглядит не как энциклопедическая статья, а как сеанс самолюбования её автора.