Историк средневековья должен считаться с тем, что многие вопросы из-за состояния источниковой базы не имеют, и, к сожалению, не могут иметь однозначного решения. Разные гипотезы нередко имеют, в общем, равное право на существование и сделать выбор между ними бывает сложной задачей даже для одного конкретного историка. Вариативность эту всегда приходится держать в голове. И меня недавно посетила мысль о возможном объяснении этнонима «хорваты», которая резко расходится с принятой в моих последних работах гипотезой (обоснованной в работах Л. Гейтлера, Г.А. Ильинского, А. Брюкнера, Т. Лер-Сплавинского и т.д.), рассматривающей имя «хорват» (сhъrvatъ) как славянское развитие индоевропейского *kher- - «резать» и толкующей его как «защитник, вооружённый, храбрый» [1].
Другая популярная этимология имени хорватов рассматривает его как иранское заимствование и объясняет из иранского (fsu-) haurvata - ‘страж скота’ [2]. И в этой связи интересно вот что.
Во франкской «Хронике Фредегара» (ок. 660 г.) в рассказе об аварском иге над славянами и разнообразных унижениях и повинностях, которым подвергались покорённые аварами славяне, в числе прочего говорится: «Виниды [славяне] издавна были “бефульками” гуннов [аваров], ибо, когда гунны шли в поход против какого-либо народа, гунны, собрав своё войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. Если они оказывались в состоянии победить, тогда гунны подходили чтобы захватить добычу. Если же винидов одолевали то, поддержанные гуннами, они вновь обретали силы. “Бефульками” потому называли их гунны, что они шли впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию» (Fred. IV. 48) [3].
Объяснений загадочного термина «бефульки» (befulci) в науке было предложено немало.
Одна из наиболее весомых гипотез состоит в том, что он восходит к славянскому *byvolki («погонщики буйволов», «волопасы»), переосмысленному Фредегаром как латинское bi(s) + fulti («имеющие двойную опору») или как латинско-германское bi(s) + *fulka («двойное войско»).
Если принять обе эти этимологии (хорваты как иранизм «стражи скота», а бефульки как славянское «погонщики буйволов»), то получается, что «хорваты» и «бефульки» - это одно и тоже слово, просто на разных языках: «хорваты» - по-ирански (по-аварски-? - существует гипотеза об ираноязычии аваров или их ядра либо как минимум какой-то части), а «бефульки» - по-славянски.
Тогда получается, что авары называли своих данников-славян (а возможно и не только славян) «хорватами», то есть буквально «стерегущими (или пасущими) наш скот», «подпасками», а славянской калькой этого понятия было *byvolki («бефульки») - «волопасы». На сколько мне известно, такое сближение «хорватов» и «бефульков» ранее не предлагалось.
В связи с предложенной гипотезой интерес представляет вариант объяснения ещё одного загадочного славянского этнонима, - «дулебы», - сформулированный С.В. Назиным: по мысли историка, авары называли подвластных им славян «татами» - «зависимыми земледельцами», что стало у аваров, а затем и венгров, синонимом этнонима словене; прообразом славянского «дулѣбы» могло стать тюркское словосочетание, которое в современном турецком произношении звучало бы как *tatli oba / татлы оба - “татское племя” [4].
Если эта интерпретация верна, то, получается, в принципе, хороший смысловой ряд, в рамках которого авары называют разные группы подчинённого земледельческого (преимущественно славянского) населения разными «техническими» терминами: «таты» (слав. дулѣбы) - «зависимые земледельцы», «хорваты» (слав. *byvolki) - «стражи скота» и т.д.
[1] Жих М.И. 1) Славянский правитель Само и его «держава» (623-658). Источники, локализация, социально-политическая организация, историческое значение. СПб., 2019. С. 86-87; 2) Миграция сербов и хорватов на Балканы в контексте международных отношений 20-30-х годов VII века // От Залмоксис до Кетцалкоатл. Изследвания в чест на 65-годишнината на доц. д-р Стефан Йорданов. Велико Търново, 2020. С. 506.
[2] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987. С. 262.
[3] Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. С. 367.
[4] Назин С.В. Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций. М., 2017. С. 57.