Этнографическое описание Руси в источниках 9 века.

Jan 30, 2022 11:02


В 9 веке о Руси упоминают многие источники, но конкретную этнографическую информацию дают только два:

"Книга путей и стран" авторства ибн-Хордадбеха, известное в двух кратких авторских редакциях примерно 840-х и 880-х гг. и так называемая "Анонимная записка о народах Восточной Европы" - сочинение, созданное примерно между 840-ми и 870-ми годами, цитаты и пересказы из неё приводят многие авторы с начала 10 века (самый ранний ибн-Русте) и позднее. То есть оба сочинения созданы примерно в одно время, но информация о народе русь (ар-рус) в них различна и на первый взгляд "противоречива". На самом деле оба автора описывают просто два вида людей, которых в 9 веке объединяет общее наименовние "русь", что скорее всего связано с реальным политическим объединением, которое согласно источникам возглавляет русский каган. То есть речь идёт о двух разновидностях жителей Русского каганата, что и следует учитывать при анализе источников и попытке локализации описанного народа по известным данным археологии.

Анонимная записка описывает один вид народа ар-рус:

1. знать хоронят в "подземных домах" с посмертными жёнами.

2. клинки у них сулеймановы - палаши или сабли (оружие всадников).

3. воюют, но практически не торгуют (пленников сбывают тут же рядом в Булгар и Хазарию)

Ибн-Хордадбех описывает второй вид народа ар-рус:

1. контактируют с отдалёнными славянами, сами - славяне, и в Халифате переводят им евнухи из славян.

2. клинки у них франкские - мечи (оружие пехоты)***



3. много торгуют, пушнину везут аж до Багдада.

Первый вид ар-рус археологически хорошо соответствует аланскому населению салтовско-маяцкой культуры лесостепного варианта, возникшему на основе смешения местного населения с пришлыми аланами в кон. 7 - 1-й пол. 8 вв. Этноним "русь" по-видимому достался смешанному народу от более древнего местного народа, который ранее упоминается авторами 6 века (Иордан, Псевдо-Захарий и неизвестный автор схолии к Аристотелю, писавший ранее 7 - 8 вв.). Описания тупоположения в подземных домах, с закрываемым входом, а также посмертного брака, и отсуствие курганной насыпи, идеально совпадают с синхронными парными захоронениями в катакомбных могильниках. Несмотря на то, что более 2/3 захороненных в катакомбах представляли оседлое пешее население, было немало и всадников, также и палаши и ранние сабли (то есть "сулеймановы клинки") для алано-русского населения вполне обычны.

Второй вид ар-рус археологически соответствует славянскому населению, оставившему волынцевскую/роменскую культуру. Подавляющее большинство славяно-русского населения оседло проживало в лесной зоне и в военном отношении было пехотой. Поэтому из клинкового оружия славяне использовали именно мечи, что и отмечено ибн-Хордадбехом - богатые славяно-русские купцы носили при себе "франкские клинки" (могли они себе позволить импортные мечи, или заказывали их аналоги у местных кузнецов - в данном случае неважно). На западе и севере славяне волынцевской и роменской культур непосредственно соседствовали с другими славянскими племена, и естественно вели с ними торговлю, что также отмечает ибн-Хордадбех - "везут товары от отдалённых славян", с северной лесной зоны поступала та самая пушнина, которую славяно-русские купцы везли вплоть до Багдада.

Важным маркером наличия некоего единого сообщества славян-роменцев и алан-салтовцев является хождение у них общей денежной единицы - подражаний дирхемам одного типа. За пределами лесного-лесостепного региона эти монеты не употреблялись, поэтому сомнительно, что в состав Русского каганата входили степные «протоболгары» Нижнего Дона.

Также надо отметить, что в конфликтах пешие славяне-русы вместе с пешими аланами передвигались на лодках, поэтому описание их набегов на соседей в Анонимной записке вполне соответствует ситуации.

О проникновении роменцев к северо-западным соседям (с торговлей или даже войной) можно судить по распространению роменской керамики 9 века, например на Верхнем Днепре.

Необходимое дополнение.

Но тут мы немного уточним относительно источников Анонимной записки. На первый взгляд кажется необычным сочетание сулеймановых клинков (оружия всадников) и титула "каган" с рассказом об острове, лесах и набегах на соседей на кораблях. Конечно, это можно объяснить сочетанием разных сведений о двух компонентах Русского каганата, но есть и источник, который судя по всему повлиял на автора Анонимной записки: сочинение, содержащее стихи ал-Газала посланника Абд-ар-Рахмана 2-го к некоему царю маджусов («магов-язычников»). До нас дошли только фрагменты стихов и прозаический "сопроводительный" рассказ о путешествии с кратким описанием острова маджусов в пересказе автора 13 века. Посольство к маджусам источник связывает с набегом на Севилью (в 844 году), но нигде в сохранившихся прозаическом рассказе и стихах не упоминается собственное наименование маджусов. О том, куда путешествовал ал-Газал есть несколько предположений из них самое правдоподобное, что в Данию. Действительно: в 844 году Дания организовала масштабный набег на Франкию, который перекинулся на Испанию, причём нападавших на Севилью, ближайший по времени автор ал-Йа'куби мимоходом называет "ал-маджус, которых именуют ар-рус". Учитывая, что в 839 году произошёл инцендент с задержкой послов во Франкии, очень правдоподобно предположение, что участие русских войск в набеге данов на Франкию - это ответная акция. Вобщем есть основания считать, что в набеге на Севилью засветились именно люди из Русского каганата. А это могло повлиять и на включение автором Анонимной записки описания острова маджусов в описание страны русов.

Характерные черты, вероятно, заимствованные у ал-Газала (впрочем судить приходится по прозаическому сопровождающему пересказу 13 века, стихи Газала с описанием острова до нас не дошли):

1. остров с непересыхающими реками: "это большой остров в океане, на котором непрерывные (то есть непересыхающие) потоки и сады... На нем обитает бесчисленное множество маджусов. Рядом есть множество островов, малых и больших"

2. "три дня пути" ("от материка до острова три дня")

3. набеги на соседей на кораблях: рассказывая о христианстве маджусов, автор сообщает, что рядом есть острова населённые другими маджусами, "сохранившими старую религию", и что маджусы-христиане нападают на них и обращают в рабство.

*** Примечание: как верно заметили у ибн-Хордадбеха нет эпитета, характеризующего русские клинки. Автор заметки ошибочно (по памяти) взял этот эпитет («франкские») из комментария к одной из публикаций. У самого ибн-Хордадбеха только указывается, что русские купцы вывозят клинки вместе с пушниной из отдалённых славянских земель, что позволяет предполагать (не более), что описанные русские купцы торговали именно клинками «франкского» типа.

этнография, источники, начало Руси, археология, славяне, аланы, заметки

Previous post Next post
Up