Мы хотим отметить важную вещь. А именно, то, что именослов ранних Рюриковичей, в рамках которого, незначительное число не славянских (или не совсем понятных) форм чередуются с явно славянскими именами - этим чередованием, весьма напоминает перечень имён правителей одного из королевств балтийских славян. А конкретно ободритов. Самое большое число реальных имён ранней балтийско-славянской знати - князей и герцогов, почерпнутых из общепризнанных источников, имеющееся в распоряжении историков, принадлежит именно ободритам. Поэтому сравнить их имена с именами русских князей достаточно просто.
Давайте сопоставим именослов ранних Рюриковичей с известными именами Ободритских королей. На наш взгляд, это довольно интересно.
Итак, вот перечень Рюриковичей, побывавших верховными правителями Руси в 9-12 веках, многочисленные побочные линии удельных князей этого же рода рассматривать не будем:
Рюрик - умер 879, сын: Игорь; братья: Синеус, Трувор
Олег (Вещий) - умер 912, генетически Рюриковичем не являлся, возможно, был сводным родственником в результате династического брака.
Игорь - 878-945, дети: Святослав, Володислав, Предслава
Ольга - 915-969, генетически к Рюриковичам не относилась.
Святослав - 942-972, дети: Ярополк, Олег, Владимир, Воислава
Ярополк - 955-978, дети: предположительно, Святополк
Владимир (Святой) - 978-1015, дети: Вышеслав, Изяслав, Святополк (возможно, был на самом деле его племянником), Ярослав, Борис, Глеб, Святослав, Всеволод, Мстислав, Позвизд, Станислав, Судислав, Предслава, Премислава, Мстислава, Добронега-Мария,
Святополк - ок. 979-1019, дети неизвестны, наследников не оставил
Ярослав (Мудрый) - ок. 978-1054, дети: Владимир, Анастасия, Изяслав, Елизавета, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав, Анна
Владимир - 1020-1052, дети: Ростислав
Изяслав - 1024-1078, дети: Ярополк, Святополк, Мстислав
Всеволод - 1030-1093, дети: Владимир, Анна, Ростислав, Евпраксия, Екатерина, Мария
Владимир (Мономах) - 1053-1125, дети: Мстислав, Изяслав, Святослав, Роман, Ярополк, Вячеслав, Юрий (Долгорукий), Андрей, Мария, Евдоксия, Евфимия, Агафья.
Мстислав - 1076-1132, дети: Всеволод, Изяслав, Ростислав, Святополк, Владимир
Ярополк - 1082-1138, дети: Василько
Вячеслав - 1083-1154, дети: Михаил
Всеволод - ок. 1094-1146, дети: Святослав, Ярослав, Анна, Звенислава (Анастасия)
Игорь - умер 1147, принял монашество, детей не имел. Был дядей черниговского князя Игоря, героя Слова о полку Игоревом. В честь которого тот и получил своё имя.
Изяслав - ок. 1097 - 1154, дети: Мстислав, Ярослав, Ярополк
Юрий (Долгорукий) - 1090-ые-1157, дети: Ростислав, Андрей (Боголюбский), Иван, Глеб, Борис, Елена, Мария, Ольга. Василько, Мстислав, Ярослав, Святослав, Михаил, Всеволод (Большое Гнездо).
На этом, пожалуй, прервём перечисление ранних Рюриковичей, ибо привели уже достаточно примеров. Далее картина сильно не меняется, разве что происходит постепенное вытеснение славянских имён и практически полный переход на христианские. Что уже очень хорошо видно после Батыева нашествия. Как видим (и это отмечалось не раз) - всего лишь у сына Рюрика, Игоря дети уже носят чисто славянские имена. Затем представители династии именуются в основном только по-славянски. И лишь изредка их имена перемежаются вариантами типа Глеб, Игорь, Олег, а в боковых линиях, иногда появляются и Рюрики, которых, впрочем, очень мало. После принятия христианства, языческие славянские имена представителей династии совмещаются с крестильными, христианскими формами. Все Рюриковичи, начиная с Владимира - носят какие-то христианские имена (в его случае это было Василий). Позже наступает период, когда христианские имена становятся единственными, а славянские практически выходят из употребления. За довольно редкими исключениями. То есть, если поверить в “скандинавскость” имён Рюрик и Игорь - переход правящей семьи от “скандинавских” имён к “местным” произошёл практически молниеносно (никаких подобных примеров, история не знает, в том числе и в случае с настоящими норманнскими династиями, коих известно в Европе некоторое количество). А переход от славянских языческих к христианским, даже после официально принятия христианства, почему-то затянулся на несколько веков. Эти странные “скандинавы” не особенно дорожили своими скандинавскими именами, но зато очень упорно держались за славянские языческие!
На самом деле, наблюдаемая картина напоминает то, что мы видим на примере ободритских королей. Давайте рассмотрим перечень имён достоверно известных представителей высшей ободритской знати, почерпнутых из франкских и саксонских анналов, а также сочинений знаменитых средневековых авторов, таких как Гельмольд из Бозау, Адам Бременский, Титмар Мерзебургский, Саксон Грамматик.
Последний бой ободритского короля Никлота.
Итак, вот полный перечень всех упоминаемых в немецких источниках ободритских правителей с 8 по начало 13 века, составленный Андреем Паулем, из Любека:
Витцан (или Витцин) - упоминается в 789 году, умер в 795 году.
Годлаиб - умер в 808 году, тот самый, предлагаемый на роль отца Рюрика и его братьев, король, или герцог ободритов.
Дражко (записан был как Траско/Трасико) - упоминается в 804 и 808 гг., умер в 809 году.
Славомир - упоминается в 817 году, умер в 821 году. Правил после Дражко, между 809 и 817 гг. С 817 по 821 находился в изгнании, в плену у франков.
Чедраг - упоминается в 817 и 821 гг. Правил, возможно, и позднее тоже.
Гостомысл - умер в 844 году, вполне реально упоминаемая в немецких хрониках личность, ободритский король.
Табомысл - умер в 862 году.
Након (имя было записано на латыни как Нако) - упоминается в 955 и в некий неопределённый период скорее всего 960-х (964 или 967), правил по крайней мере между этими датами.
Мстивой (был записан как Мистуи) - упоминается между 964 или 967 гг. и 984 г. много раз. вероятно имел второе имя Биллуг.
Биллуг - скорее всего, то же самое лицо, что и Мстивой, это вытекает из совпадений их описаний.
Стоигнев - умер в 955 году.
Селибур (возможно Желибор) - свергнут в 964 или 967 годах.
Мечислав - упоминается перед 984 г.
Годика (женское имя) - упоминается перед 984 г.
Тове (женское имя) - упоминается без точной датировки во второй половине 10 века, дочь Мстивоя.
Астрид (женское имя) - первая половина 11 века.
Мечидраг - упоминается в 984 году или около 1000 года, возможно, тот же деятель, что и Мечислав.
Мстислав - свергнут в 1017 году.
Седерик (Седерих) - упоминается в 1020-ых годах.
Уто - упоминается в 1020-х, умер в 1028 году, имел второе имя Прибыгнев
Прибыгнев - тот же самый человек, что и Уто.
Анатрог - упоминается в 1020-х годах.
Гнев - упоминается в 1020-х годах.
Ратибор - умер в 1043 году.
Готшальк - упоминается в 1028, правил примерно с 1043/1044 г., умер в 1066 году.
Круто - упоминается в 1066 году и в дальнейшем без датировки, в конце 11 века, по некоторым сообщениям, будучи выходцем с Рюгена, стал, правителем ободритов. Возглавил языческий бунт и, захватив власть, отказался от христианства в королевстве, вернувшись обратно к язычеству.
Славина (женское имя) - упоминается в конце 11 века. Жена Круто, предавшая его и помогшая Генриху его убить.
Генрих (Ободритский) - упоминается в 1066 году и в конце 11 века, дата смерти точно неизвестна (путаница у Гельмольда), предположительно умер в 1027 году.
Бутуи (вероятно, Будивой) - упоминается в 1066 и несколько позже во второй половине 11 века.
Мстивой - упоминается в первой трети 12 века, видимо, имя означает просто “мстивый”, “мстящий”. Распространённое у балтийских славян имя. Ещё недавно русские прилагательные типа долгий, толстый, быстрый и т.д. записывались как долгой, толстой, быстрой.
Святополк - упоминается в 1127-1129 годах.
Кнут - упоминается в 1127-1129 годах, ободритский король, племянник датского короля Кнуда Лаварда, который, кстати, и сам некоторое время правил ободритами в качестве короля, так как был родственником Генриха Ободритского.
Звенике - упоминается в 1127-1129 годах. Вероятно, его имя Звенко, Звенек - это краткая форма от Звенислав.
Вальдемар - упоминается в первой трети 12 века (ободритский Владимир, или возможно, в оригинале, Волдимер/Волдимир). Ещё одним ободритским Вальдемаром был сын Генриха Ободритского, убитый рюгенцами в отместку за смерть Круто.
Прибыслав - упоминается с 1129 и до примерно 1146 года, первоначально союзничал с Никлотом в его борьбе с немцами и датчанами.
Тешемир - упоминается в середине 12 века, был мелким князем в районе Старигарда.
Никлот - упоминается с 1129 года, умер в 1160 году, последний языческий король ободритов, который очень долго и упорно воевал с немцами, погиб в глубоко преклонном возрасте в ходе лично возглавляемой атаки на немецкий обоз.
Любомир - упоминается в 1160 году, брат Никлота.
Прислав - упоминается в 1160 году, сын Никлота, предавший его.
Кнуд - упоминается в конце 12 - начале 13 веков, сын Прислава
Вартислав - упоминается с 1160 года, умер в 1164 г., сын Никлота, после его смерти возглавил войну против немцев, пока сам не погиб.
Прибыслав - упоминается с 1160 г., умер в 1178 году, сын Никлота, воевал против немцев вместе с отцом и братом, но после гибели обоих, пошёл с ними на мировую и признал себя вассалом саксонца Генриха Льва. Стал основателем Мекленбургского княжеского рода. Герцогов Мекленбурга, правивших этой землёй до 1918 года.
Генрих Борвин (Бурви) - правил в 1178-1227 годах, внук Никлота, возможно, его имя произносилось как Буривой. Однако после него было известно ещё несколько Борвинов, Барвинов, или Бурвинов, так что, может быть - это правильная форма его имени. Даже современного, ныне здравствующего мекленбургского герцога (правда, уже, разумеется, не правящего своим княжеством) зовут именно Борвин.
Генрих Борвин поклялся восстановить разрушенный язычниками монастырь там, где у него случится удачная охота. Подстрелив прекрасного оленя в болотистой местности он засомневался в выборе, тогда из камышей вылетел лебедь, который закричал: "dobre, dobre". В результате были основан монастырь Добрань. Ныне известный по-немецки, как Доберан. В котором позже была организована усыпальница мекленбургских князей и герцогов, потомков Никлота и Прибыслава.
Далее следуют многочисленные князья и герцоги Мекленбурга, в составе немецкой “Священной Римской империи”, все они были потомками Никлота и его сыновей, в первую очередь - Прибыслава.
Все эти имена ободритов принадлежат представителям разных династий, некоторые из них являлись родственниками друг другу, другие - нет. Более того, некоторые из представленных имён носили как раз те, на ком и заканчивалась их династия. Они были убиты, или смещены и поэтому об этом было упомянуто в источнике. По этой причине повторяемость одних и тех же имён в этом перечне ниже, чем у ранних Рюриковичей, являвшихся одной семьёй. Кроме того, с уверенностью можно сказать, что это далеко не полный список всех ободритских королей и князей за более чем 400 летний период - с 8 века по начало 13. Это только те личности, упоминания которых дошли до нас в сохранившихся древних немецких источниках. Меньше всего имён ободритских правителей известно в период со второй половины 9 века по первую половину 10. За сто лет между 850 и 950 годами, мы знаем только одно имя - Табомысл. Также можно выделить примерно полтора века, когда об истории ободритов неизвестно почти ничего: это 821-955 годы. Причём наиболее полный пробел продолжается с конца 9 века и по 30-е годы 10-ого - в этот период о событиях в Ободритском королевстве не сообщается практически ничего. Интересно, что примерно этот период как раз и является временем призвания трёх братьев на Русь. Однако немцы именно об этом периоде существования Ободритского государства хранят полную тишину. Надо иметь в виду, что летописанием Ободритского королевства до полного его присоединения к немецкой империи - немецкие хронисты специально не занимались, сообщая только о тех личностях, которые были важны с точки зрения описываемой ими немецкой истории. Видимо в указанные эпохи - ободриты и немцы не очень сильно взаимодействовали друг с другом, и по этой причине, немецкие летописцы интереса к ним не проявляли. После присоединения к империи ободритских земель в качестве Гольштейна и Мекленбурга, упоминания их правителей (ставших герцогами Немецкой империи) в источниках становятся регулярными. В итоге нам известны десятки более поздних представителей рода, возглавившего Мекленбургское герцогство. Возможно, в этот период в Мекленбурге также появились какие-то ныне утраченные документы, более подробно записывавшие раннюю историю ободритских королей, в том числе, их участие в призвании князей на Русь. Которые лежат в основе Мекленбургских генеалогий Рюрика. На один из таковых, вероятно ссылается Иоганн фон Хемниц.
Можно отметить, что после окончательного крещения бывших ободритских земель - их правители с исконного именослова довольно быстро переходят на христианский. В их случае, на западные варианты христианских имён, часто имевших немецкое происхождение. В их поздней, уже герцогской династии, лишь несколько раз упоминаются новые Прибыславы и Вальдемары с Борвинами. Также поначалу некоторое время встречаются Никлоты, которых, правда уже трактуют одновременно и как Николаев. А позже в именослове этой семьи закрепляются только настоящие Николаи. Которых в данной династии было известно довольно много.
Тем не менее, даже об имеющемся в нашем распоряжении, подобном усечённом перечне ободритских королей можно сделать какие-то выводы относительно качественного состава их имён. Мы вправе сказать, что при явном преобладании славянских форм в нём встречаются и определённо неславянские, или неявно славянские. И это: Годлаиб, Након, Биллуг, Сидерик, Уто, Анатрог, Готшальк, Круто, Генрих, Кнут, Никлот, Борвин. Кроме того, некоторые их правители носят одновременно и славянское и неславянское имя: Биллуг-Мстивой, Уто-Прибыгнев, Генрих-Борвин (хотя второе его имя также не имеет явно понятного славянского происхождения).
При этом Биллуг, Уто (упоминается дважды), Готшальк, Генрих (повторяется дважды) - имеют достаточно простое и очевидное объяснение. Они совпадают с именами, распространёнными в это же время среди саксонской знати (такие имена часто носят различные саксонские графы и священнослужители из немецких хроник). В 10 веке тогдашняя ободритская правящая семья приняла христианство и поначалу её представители носили двойные имена: славянское и саксонское-христианское. Последнее давалось при крещении. Позже эта династия была смещена в результате антихристианского восстания и заменена на языческую. Которая христианских имён не носила.
Касательно саксонского имени Мстивоя-Биллуга, можно отметить, что тот мог получить его в результате признания вассалитета по отношению к саксонскому маркграфу “Ободритской марки” Генриху, известному также, по имени своего отца как Биллунг. Был у немцев в тот период такой деятель, который являлся представителем немецкого императора в ободритских землях и пытался выполнять обязанности немецкого правителя ободритских земель (которые немцы даже рассматривали как “Марку Биллунгов”). В средневековье - это было обычным делом, когда властитель, принудивший язычников креститься - передавал им и своё христианское имя. Например, когда немецкий император Оттон Великий завоевал Ютландию, заставив датского короля Харальда Синезубого признать себя вассалом и креститься - тот вынужден был дать своему сыну Свену второе имя Оттон. Однако этот саксонский Генрих - “Биллунг” не отметился сам никакими особенными успехами в войнах с ободритами. У него не получалось успешно оборонять от их походов даже свои собственные саксонские уделы. О чём ясно повествуют хроники. К тому же, Мстивой-Биллуг и так был представителем семьи христианских ободритских правителей, и ему незачем было принимать имя христианского сюзерена. Так что, вероятней всего, его саксонское имя связано с саксонским священником Биллигом, упоминающимся в хрониках примерно в то же время и имевшим влияние в тогдашнем немецком обществе. Который мог крестить либо ещё отца Мстивоя (вероятно Накона) либо его самого. Это также вполне укладывается в нормы средневекового общества, когда крестивший священник передавал важному крестнику своё имя. Формы Биллунг-Биллуг-Биллиг являются видимо разными передачами какого-то саксонского имени 10 века. Из-за того, что общепринятой грамматики в то время не существовало, подобная погрешность написаний была вполне обычной.
Имя Уто - это, скорее всего саксонское имя Удо. Во времена Уто-Прибыгнева в Саксонии, в источниках фиксируется знатный род Удон(ов). Ободриты ему никогда не подчинялись. Но саксонская светская знать в то время не очень отличалась от духовной и имела общие корни. Часто один сын какого-то графа становился графом, а другой - епископом. В то время это были примерно сопоставимые по статусу титулы. Возможно, какой-то саксонский священник Удо, представитель семейства Удонов, с которым был дружен Прибыгнев - опять же при крещении, передал тому своё имя.
Что касается принятия подобных двойных имён, надо понимать, что для семьи, прибегавшей в то время к подобному шагу - это было не просто данью моде. Это являлось политическим шагом, сродни династическому браку. И было декларацией о союзе с нёсшими христианство саксонцами. Принимая эти имена - они заявляли о своём приобщении к предлагавшимся немцами, новым правилам, со строгой иерархией общества, основанного на принятии новой религии и жёсткого подчинения единой верховной власти.
Памятник Никлоту в замке Шверина (Зверина).
Имя Кнут однозначно имеет скандинавское происхождение. Первому известному ободритскому Кнуту оно было дано в честь датского короля Кнуда Лаварда, приходившегося ему в результате династических связей, дядей. Кнуд Лавард и сам некоторое время правил Ободритским королевством в качестве короля - как раз перед Кнутом Ободритским, так как по женской линии приходился двоюродным братом Генриху Ободритскому, но сам ободритом, при этом он не являлся. Его прозвище Лавард - является славянской передачей слова “лорд”, то есть “правитель”. Кнуд Лавард был отцом датского короля Вальдемара I Великого, будучи женатым на внучке Владимира Мономаха Ингеборге Мстиславне. Лавард относительно успешно воевал с Никлотом и Прибыславом, пока не был убит у себя на родине. Ещё один ободритский Кнут (или Кнуд) - был сыном Прислава, то есть внуком Никлота. Прислав предал своего отца и перешёл на службу к данам, после чего женился на сестре Вальдемара Великого. А также сам участвовал в походах на Никлота и Прибислава. За что в Дании был наделён земельными владениями на юге страны. Его сын Кнуд, являясь одновременно потомком и Никлота, и Кнуда Лаварда - владел небольшим островом между ободритами и Ютландией и двумя крепостями на другом датском островке.
С ободритом Готшальком, который воспитывался в юности в Люнебургском монастыре (а тот являлся столицей удела Барденгау), есть все основания связать действовавшего в то же время в Барденгау знаменитого священника Готтшалька. Видимо и наделившего его этим именем при крещении.
Имя Седерик обычно объясняют из "древнескандинавского" исходного. Но, по реально имеющимся источникам, Седерик Ободритский упоминается намного раньше, чем носители схожих скандинавских имён. Примерно в одно время с Седериком ободритским правил датский Сигерик. Но каждый из этих деятелей, упоминается у Адама Бременского по два раза, и каждый раз, они были записаны по-своему: Седерих/Сигерих.
При этом несколько ободритских имён убедительно этимологизировать, вообще не получается: Нако(н), Никлот, Круто(н), Бурви(н), Анатрог. Вторую часть имени Анатрог источник упрямо записывает через "о": “-трог”, подчёркнуто отличая его этим от попадающихся в немецких хрониках типичных для балтийских славян, имён, заканчивающихся на “-драг”. Славянская этимология имени Траско/Трасико также не очевидна. Если это был Дражко, тогда возможно полным его именем было Драговит (а эта форма известна у балтийских славян, например, у лютичей). Но это мог быть и, например, какой-нибудь Траскон. Возможно, эти имена, или часть из них, представляют собой остатки древнего, ещё дославянского местного именослова. Опять же в свою очередь, состоявшего из имён имевших разную историю.
Однозначно неславянское происхождение имеет имя дочери Мстивоя Тове. Видимо, оно датское, потому что она была женой датского короля Харальда Синезубого, Скорее всего, то же самое относится и к Астрид, которая была женой шведского короля (и заодно матерью жены Ярослава Мудрого Ингегерды). Возможно, у обоих были и обычные славянские имена, сменённые после того, как те вышли замуж за скандинавов.
Если резюмировать - известные нам по источникам имена ободритских правителей включают в себя не совсем понятные примеры, происходящие из неизвестных языков, а также полученные в результате династических связей явно скандинавские формы. Кроме того, христианские имена, восходящие к саксонским, или франкским именам, полученные также в результате брачных связей, а равно и принятия христианства, которого придерживались представители нескольких линий ободритских правителей, включая, в конце концов, и Никлотовичей, окончательно присоединивших земли ободритов к средневековому христианскому немецкому миру в конце 12 века. При этом все эти имена - легко чередуются с многочисленными славянскими формами. И этим простым переходом с неславянских форм на славянские - наблюдаемая картина явно близка тому, что мы видим у Рюриковичей.
В свете этого, также весьма любопытным является имя Рюрик. Как мы показали выше - наиболее близкими вариантами к этому русскому имени являются формы, зафиксированные в позднеримской и раннефранской Галлии. А также во Франкском государстве и ранней Священной Римской империи. И принадлежали они там, в том числе, местным святым. Если Рюрик был ободритским королевичем - подобное его имя вполне укладывается в наблюдаемую у ободритских правителей картину и может свидетельствовать о династических связях каких-то ободритских правителей ещё с ранними франками. Это также может быть признаком и очень ранних случаев крещения, вероятно имевших место у каких-то представителей ободритской знати, ещё под влиянием контактов с франками. Дополнительным аргументом в пользу связи Рюриковичей с ободритскими королями является наличие в числе ободритских королей личности по имени Готлиб. А это имя, во времена Владимира проявляется и у Рюриковичей - в форме Глеб. При этом указанный ободритский Готлиб, целым рядом исследователей, рассматривается именно в качестве отца нашего Рюрика и его братьев. Предания о первопредке их рода, носившем имя Глеб, вполне могли сохраняться у Рюриковичей и во времена Владимира. К тому же, он сам провёл некоторую часть своей жизни у варягов (возможно, как раз на Южной Балтике), где мог познакомиться с деталями предыстории своей семьи и поэтому назвал одного из своих сыновей Глебом.
В общем, в привязке к наблюдаемой картине вполне вероятным выглядит ободритский княжич Рюрик, носивший известное у франков имя, по причине дружбы его предков с франками. Который, лишившись прав на престол у себя на родине, ушёл на восток. Вместе со своими родственниками, в том числе, возможно, сводным имевшим иноплеменное происхождение - Олегом. Он также мог иметь связи и с рюгенцами - то есть, с балтийской русью. И по этой причине, мог отправиться на восток во главе русской (рюгенской) дружины. В результате - основав у нас новую династию, а заодно и новое государство. Представители его династии, позже пользовались в основном славянскими именами. Но изредка чередовали их с именами, полученными вследствие династических связей как самого Рюрика, так и его непосредственных предшественников, ещё на прародине. А позже иноязычные имена его местных потомков объясняются уже их собственными брачными связями. Ну и конечно крещением - принесшим в их семью огромное количество южных средиземноморских, по происхождению, христианских имён.