В этой заметке мы пройдёмся по "Геродотовой Скифии". Как известно Геродот приводит 2 легенды: 1. собственно скифскую и 2. эллинскую. Обе говорят о герое-прародителе: 1-я от Таргитае, а 2-я о Геракле; и о трёх сыновьях: 1-я о Липоксае, Арпоксае и Колаксае, 2-я соответственно об Агафирсе, Гелоне и Скифе.
И в той и в другой из трёх сыновей самым доблестным оказывается младший - именно он проходит испытание: в 1-й овладевает пылающими золотыми дарами, упавшими с неба, во 2-й единственный может натянуть лук отца; соответственно в обоих вариантах младший сын становится победителем и царём. Существенной разницей является лишь характер испытания, но разговоры о "земледельческом" и "кочевническом" характере состязания на наш взгляд излишне натянуты: земледелец, как и скотовод, в скифское время в равной степени "должен" был владеть оружием, и лук никак не может "свидетельствовать" о, якобы, каком-то особо кочевническом характере эллинского варианта. Максимум, что мы можем извлечь из состязания сыновей Геракла, это только то, что власть принял удалой Скиф, имевший достаточно силёнок и навыков, чтобы владеть оружием, а значит и царствовать. Вот собственно и всё.
Приглядимся повнимательнее к именам младшего сына Таргитая/Геракла. Геродот собственно и замечает, что скифы получили свою имя от имени царя Колаксая и назвались "сколотами". То, что имя эпического царя и этноним перекликаются видно, но в имени по какой-то причине "потерялся" начальный S-, который однозначно присутствует в этнониме. Это не единичный случай утраты начального S- по-крайней мере в греческой передаче скифских слов; например, παγαιη ("собака по-скифски") явно восходит к др.-ир. *spaka. Скорее всего в широко разошедшемся тексте Геродота была простая ошибка, и царя на самом деле звали элементарно "Скола-ксай", то есть "Скола царь". Имя Скола/Скула у скифов вполне нормально существовало: так, например, звали одного из царей - Скила сына Ариапифа, о котром рассказывает тот же Геродот. Это мы произносим "Скил" (под влиянием византийских норм), а древние греки - Σκύλης, букв. Skulэs, поскольку 'ύ' во времена Геродота произносилась, как краткое U. То есть разница между "Скола" и "Скулэ" (*Skulæ) минимальна: на уровне несущественных искажений в говорах и при иноязычной передаче. Имя Σκύλης, как и этнонимы Σκύθοι и Σκόλοτοι совершенно справедливо возводят к др.-ир. *skuda- лучник, стрелок, с типичным скифским переходом (в совр. иранских лучше всего наблюдается в афганском) d > δ > l, в эллинской версии мы видим раннюю форму, как в имени, так и в этнониме Skuθ-, что давно сопоставили с ассирийским Išqūzai, где межзубный δ передан через z. То есть и Скола-ксай, Скил и Скиф - это фонетические варианты одного и того же имени, только воспроизводящие разные стадии изменений и диалектные вариации в скифском языке.
Мать трёх героев у Геродота: 1. дочь Борисфена, то есть божества реки, 2. женщина со змеями вместо ног. Хтоническая природа персонажей, связанных с водоёмами, для нас не секрет, поэтому на этом останавливаться не будем: оба варианта похоже упоминают об одном и том же персонаже скифской мифологии.
Теперь посмотрим какие племена скифов с чем и как связаны. С паралатами всё ясно, это то же, что авест. paraδāta- первейшие, поставленные во главе. У Геродота есть два (или три, но об этом ниже) варианта передачи скифских этнонимов: собственно, скифо-сколотский, и ещё один "эллинский". В эллинском варианте паралатам явственно соответствуют тн "царские скифы" (басилиды). Любопытно, что от трёх братьев произошли 4 племени, а в "эллинском" перечислении скифоских племен у Геродота также упомянуты 4 вида: царские, кочевники (номады), земледельцы (георгиды) и пахари (аротриды). В эллинском варианте Геродот приводит и кой-какие данные о географическом положении скифских племён, поэтому крайне интересно попытаться сопоставить их с 4 "нелокализованными" племенами из сколотского варианта. Положение паралатов-басилидов примерно в степном Крыму, в низовьях Днепра и возможно по северному побережью Азова-Меотиды (до Дона-Танаиса) особых сомнений не вызывает. Далее: земледельцев-георгидов Геродот локализует вдоль низовий Днепра, а пахарей-аротридов севернее их и алазонов, то есть в верхнем течении Южного Буга ("Гипаниса" у Геродота). Вот именно в веховьях Южного Буга и размещают авхатов (с опорой на Плиния Старшего, который откуда-то у предшественников вычитал, "что Гипанис берёт начало в земле авхетов"). Таким образом местоположение потомков старшего Липаксая (авхатов) более-менее понятно: это самая северная группа скифов. Поэтому и "старшая": оседлые пахари наименее подвижны, а значит скорее всего жили в Скифии задолго до прихода/появления других племён. Потомки среднего брата Арпоксая соответственно и занимают срединное положение. Как и должно быть: раз братец средний, то и земли его потомков расположены посерёдке между пахарями-авхатами и самыми южными скифами - царскими-паралатами: это два оставшихся племени: земледельцы и кочевники. Соответственно от Арпоксая по Геродоту произошли два племени: траспии и катиары. Осталось малое: решить, кто из них номады, а кто георгиды. Тут мы и обратимся к этимологии, и в первую очередь нас заинтересовали траспии (Τράσπιες). Б.А. Рыбаков в своё время без особой уверенности связывал их с Днестром-Тирасом, и в этом есть резон: на наш взгляд начало этнонима содержит тот же корень, что у Тираса, только почему-то утратился корневой гласный (впрочем, краткий звук), весь компонент будет читаться *t(y)r- от др.-ир. *tura- быстрый. Второй компонент этнонима читается ещё проще: asp- к др.-ир. *aspa- лошадь, конь. Всё вместе *t(y)r-aspi- "быстроконные", то есть самый подходящий эпитет для номадов-кочевников, а посему траспиев логичнее локализовать в степях севернее паралатов-басилидов где-то между Днепром и Доном. Катиарам остаётся только Нижнее Поднепровье: тоже севернее паралатов и южнее авхатов, на одной широте с номадами-траспиями, то есть ровно там, где Геродот помещает скифов-герогидов-земледельцев. Этимологий для "катиаров" можно предложить несколько:
1-й компонент:
а. скиф. *kat- копающий, роющий, к др.-ир. *kata- насыпанный, выкопанный, лексикализованное причастие от др.-ир. *kan- рыть, копать, накидывать и тп, ср. осет. дигор. kæt - конюшня, sk'æt - хлев, авест. kata- землянка и тп. То есть некое архаичное (арийское?) причастие с сохранением смысла "копать, рыть" в значении ~ "обрабатывать землю", то есть тот смысл, который и подходит "скифам-земледельцам".
б. скиф. *kāt- славный, почитаемый, к др.-ир. *kāta- почесть, воздаяние - причастие от арийск. *kāy-, ср. осет. kad, kadæ - слава, почесть, авест. kāy- воздавать должное, kāθa- воздаяние, xratu-kāta- прославленный мудростью. Тут, как говоритя, "сам себя не похвалишь - никто не похвалит", а значит катиары не страдали отсуствием племенной гордости.
2-й компонент вероятнее всего выполнял роль форманта деятеля, и восходил к скиф. *ar- мужчина, деятель, ср. у Геродота скиф. εναρεες (вин. п., мн. ч) - женоподобные, немужественные. К основам близким по фонетике и семантике можно добавить др.-ир. *ar- делать, работать (первоначальное значение "пахать") и *arya- арий.
По совокупности реконструируем или *kat-i-ar- земледелец (букв. "копатель, пахарь"), или *kāt-i-ar- славный муж, деятель; арий.
Теперь посмотрим, как с этим стыкуется эллинская версия легенды. Согласно Геродоту от старшего Агафирса произвошли агафирсы, жившие где-то западнее скифов до истоков реки Марис (Муреш). Положение агафирсов, как оно известно, получается рядом с авхатами - в северо-западном углу "скифского квадрата". Или это те же авхаты и есть: от веховий Гипаниса до верховий Мариса. У Плиния Старшего очень интересно описано положение "геродотовых" племен:
"За Тафрами вглубь материка живут аухеты, в чьей земле начинается Гипанис, и невры, у них - Борисфен; гелоны, тиссагеты, будины, басилиды и темноволосые агатирсы. За ними номады, затем антропофаги", то есть назвав отдельно авхатов, он фактически на их месте или чуть южнее называет агафирсов, как западных соседей номадов-кочевников. Поэтому есть подозрение, что "агафирсы" это вариант этнонима "аухаты". Скорее всего от того же *kata-, только с префиксом-превербом *au- (< *abi-?). Ср. осет. ævgænyn, ævgænun - насыпать, нагружать, черпать, при этом причастие ævgæd восходит к др.-ир. *kata-, тж ср. др.-инд. khāta. Тогда, Ἀυχάται от *au-kata- > *au-xata- (с последующим переосмыслением -ta, как показателя множ. ч.), а Ἀγάθυρσοι с добавление *wyr- ~ *ur- (мужчина), играющим примерно ту же роль, что *ar-; соответсвенно реконструируем: *au-kat(a)-wyr- > *ā-γaθ-ur-. То есть они, видимо, тоже копатели-пахатели земли, различия между записанными Геродотом этнонимами опять связаны с разными источниками информации.
Что касается гелонов эллинской легенды, то и они так или иначе территориально близки к номадам-кочевникам, потому что Геродот их располагает в северо-восточном углу "скифского квадрата". И прибавляет к ним других "номадов" - будинов, "исконных жителей". Единственное, что не стыкуется, так это наличие у гелонов большого деревянного города Гелона, вроде бы нехарактерного для "подлинных" кочевников.
В любом случае по Геродоту взаиморасположение племён таково, что агафирсы примыкают непосредственно к авхатам-пахарям, а гелоны к траспиям-кочевникам. Или это одни и те же народы, описанные просто разными информаторами Геродота (самими скифами и ольвийскими греками), как и два варианта одной легенды, и "агафирсы" и "гелоны" это третий вариант наименования авхатов-пахарей и траспиев-кочевников соответственно.