Дробушевский А.И. Зарубинецкая культура и культура Ясторф // Европа от Латена до Средневековья: варварский мир и рождение славянских культур / Раннеславянский мир. Вып. 19. М., 2017 Таким образом, «ясторфские» элементы в зарубинецкой культуре присутствуют в значительно меньшей степени, чем в других латенизированных общностях (пшеворской, оксывской и Поянешти-Лукашевка). Большинство их являются межрегиональными или принадлежат к позднелатенскому периоду. Отсутствие достоверно ясторфского компонента в ранних зарубинецких комплексах исключает непосредственное участие древнегерманского (ясторфского) населения в формировании зарубинецких традиций. Конкретные механизмы процесса латенизации культур Центральной и Восточной Европы все еще остаются объектом дискуссии. Оснований говорить о каком-то особом «ясторфском пути» латенизации зарубинецкой общности нет оснований, так как население Поэльбья, Дании, Южной Скандинавии и Поднепровья во второй половине I тыс. до н.э. находилось примерно на одном уровне социально-экономического развития. Этот процесс в Поднепровье шел иначе, чем в Повисленье и Поэльбье, и был инициирован не с территории культуры Ясторф, а, вероятно, с юго-запада, через Восточные Карпаты (Кухаренко, 1959, с. 42; Woźniak, 1974, s. 136-165). Второй путь намечается через Нижнее Подунавье, о чем свидетельствуют новейшие исследования скифского могильника III-II вв. до н.э. у с. Глиное в Нижнем Поднестровье, где выявлены многочисленные латенские материалы (Тельнов и др., 2016).