К статье А.А. Гиппиус Два начала Начальной летописи: к истории композиции Повести временных лет Автор обосновывает следующую версию:
1) В Древнейшем своде 1070-х гг. присутсвовало этнографическое введение, подобное тому, что есть в Повести Временных лет, но более краткое, включавшее рассказ о разделе земли сыновьями Ноя, разделении языков и
(
Read more... )
(The comment has been removed)
А что так?
Сейчас добрался только до А.П. Толочко "Очерки начальной руси".
Гений, хотя и очень самонадеянный.
Reply
(The comment has been removed)
В том месте, где речь идет о исследовании летописи, идет просто наглое глумление над "миром Шахматова". При этом критика местами голословна и несправедлива, но иногда достигает цели "в яблочко". Например, когда возмущается исчезновением каждого предыдушего шахматовского свода при появлении предыдущего.
Гениальность в применении широкого этнографического подхода при построении модели древнерусского общества.
==По Вилкул у Тимберлейка так (стр. 98):
Спасибо. Понятно.
Reply
(The comment has been removed)
Но по сути, для А.Толочко, каганат на севере - фикция. Ну типа была торговая компания, при международных контактах могла представляться государством (каганатом).
Я с ним полностью согласен, также рассматривал всегда Русь 9-начала 10 века не как государство, а как сеть торговых факторий в славянских землях.
==не разбирает, а какова роль жрецов у скандинавов и у Руси по Ибн Фадлану, а насколько типичны для скандинавов поклонения деревянным идолам
Он разибирает этот гордиев узел одним "сабельным ударом", когда приводит этнографические данные. Например по прослойке профессиональных работорговцев в Африке. Эти люди жили в туземных деревнях, женились на негритянках и даже носили местную одежду.
Reply
Reply
Была одним из основных постоянных торговых направлений (о чем читаем у арабов).
==Этот вопрос очень хорошо разобран Шинаковым на более широком материале.
А не подскажите в какой работе?
Евреи-радханиты создавали свои торговые дома и вели обширную работорговлю без какой-либо поддержки государства.
==Каганат мог находиться только на юго-востоке Вост.Европы.
Это мнение не является распространенным и требует доказательств. К тому же, как я уже сказал, Толочко отводит этот довод, говоря о том, что каган - просто титул, подаренный руси византийцами. О чем и я неоднократно говорил.
==Русь в источниках описывается однозначно как народ. Никаких серьезных оснований для того, чтобы считать русь социальной группой просто нет.
Толочко не говорит, что русь - социальная группа. Он говорит, что Русь торговая компания, представителей которой стали считать народом.
Reply
Reply
Вы преувеличиваете воинственность и многочисленность родовых обществ на севере Руси в 9 веке. Тем более, что на ранних этапах речь не шла о государственном подчинении.
==Из переписки Василия и Людовика это никак не следует. Мы знаем, что имперская канцелярия в середине Х в. признавала титул кагана лишь за одним правителем - хазарским.
Титул "каган" оспаривается Людовиком, но признается Василием.
Reply
Reply
Reply
Василий вполне мог сообщить контрагенту, что хазары и некие "северяне" (едва ли там упоминались норманы) называют своего правителя каганом. Совсем не факт, что Василий признавал этот титул за русами. Хотя я этого безусловно не отрицаю, так как Василий прилагал определенные усилия, чтобы удержать Русь в сфере влияния Византии, что хорошо показано в истории крещения. Однако, практика константинопольской канцелярии времен внука Василия свидетельствует об обратном. На сколько я понимаю, константинопольская практика работала на принципе прецедента. Вам известны случаи, когда титулярное обращение к государям менялось?
Reply
Михаил в 839 г.
Василий около 871 г.
При этом Людовик в ответном письме упрекает Василия в неверном применении титулов. Мы видим здесь не просто сообщение, но устойчивую традицию.
Причиной ее возникновения могла быть политическая ситуация 839 г., при которой император Михаил, потерпев тяжелое поражение от арабов, потеряв родовое гнездо г.Аморий, обращался к немцам с просьбой о помощи, хвастаясь вместе с тем своим вновь приобретенным союзником каганом.
Reply
Император Феофил, а не Михаил. Миша тогда был еще не родился. По поводу "хвастовства" вряд ли. Скорее всего, нужно было действительно безопасно переправить важного союзника домой.
Reply
==Скорее всего, нужно было действительно безопасно переправить важного союзника домой.
Союзник был тогда еще врядли важный. В 860 г. патриарх Фотий писал, что до нападения на Константинополь в этом году росов считали ничтожным народом.
Reply
Leave a comment