Любопытная карта Европы времён Российской империи.

Jan 20, 2014 23:32


Очень любопытная российская карта Европы времён империи, на которой в пределах тогдашних Германии и Австро-Венгрии, помимо немецких названий различных географических объектов - указаны ещё и славянские варианты этих названий. Полагаю, эта карта может служить иллюстрацией к теме разгоравшейся тогда между Россией и Германией борьбы за господство в ( Read more... )

славяне, топонимика, заметки

Leave a comment

nikomu January 23 2014, 09:11:32 UTC
Я правильно понял, что слева от Пряшева, где Шведлец и Гольниц, помещен анклав великороссов, среди словаков, и такие же но мельче вкрапления вблизи Львова и далее на север и восток, в Польше, на Волыни, южнее под Станиславом и т.д.?
Это подразумеваются русины? Интересно по каким критериям они выделялись среди окружающих малороссов?

Reply

swinow January 23 2014, 10:19:44 UTC
Честно говоря, объяснения этого феномена не знаю. Но думаю вряд ли там великороссы подразумевались - остальные земли русинов выполнены в обычном цвете малороссов. Может быть, просто на этом участке "малоросская" штриховка не пропечаталась поверх фона? А подо Львовом - может быть польская, или какая-нибудь еврейская, или немецкая заливки не отпечатались. Может быть типографские погрешности?

Русины, разумеется во многом отличаются от "украинцев", и помнят про свою русиность! Но на этой карте, судя по всему их не выделяют из прочих малороссов.

Или, как вариант - венгерская штриховка не пропечаталась по фону, под Пряшевом - венгры там вполне могут жить массово. Думаю, какое-то такое объяснение.

Reply

nikomu January 23 2014, 13:28:24 UTC
Да, и правда, не похоже чтобы это были русины, может и опечатки, хотя тогда слишком уж многочисленные.
Теоретически еще можно объяснить наличием неких информаторов из этих мест, которые на волне панславянизма обнаруживали более "исконных" русских в своей округе.

Просто, что касается Львовской области, там это пятнышко под Жовквой практически накрывает мою малую родину, и в принципе у меня есть сведения об активном "москвофильском" движении именно в моем родном селе, как раз во второй половине XIX века. Две эпитафии священникам того периода, на стенах местной церкви, написаны практически чистым русским языком. Но уверенностью утверждать, что дело именно в этом, конечно не могу.

Reply

nikomu January 23 2014, 13:36:51 UTC
Хотя, может там просто забыли покрасить поляков, их там должно было быть значительное количество. Евреи отражены.

Reply

swinow January 23 2014, 13:52:35 UTC
Может и поляков. Кого-то не пропечатали - поляков, немцев, или евреев.

Reply

nikomu January 24 2014, 07:37:22 UTC
Евреи на карте есть.
Немцев в Жовкве в 1890 г. жило 504 человека, поляков около 1000 (по тогдашней статистике их кол-во можно оценить только примерно).
Больше всего, к слову, евреев (иудеев) 3783.
А украинцев-русских от 1464 (говорящих по русски) до 1919 (всего униатов)
http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_XIV/817

Но мне кажется Риттер не очень объективно отмечал поляков в этих областях краях, т.к. там их везде формально было много, видимо считая, что большинство из них ополяченные за пару сотен лет русские.

По тому же принципу, видимо, у него Лужица активно покрашена в "славянский" цвет, хотя носителей языка там в конце XIX века уже почти не оставалось, по-моему.

Reply

swinow January 24 2014, 15:30:40 UTC
Не знаю как насчёт поляков - может быть он и правда их число преуменьшал. Тут, в принципе, может быть, учитывая, что Россия проводила довольно жёсткую политику по ассимиляции поляков даже в самой Польше, тогда русских её частях, что уж говорить о Малороссии ( ... )

Reply

swinow January 23 2014, 13:52:02 UTC
Думаю, это что-то скорее типофграфское. А эти мелкие области под Львовом - скорее всего вообще немцы не пропечатанные, или евреи. Там просто краска не легла. Там много таких анклавов - и они закрашены либо в "немцев", либо в "евреев" - и на некоторых пятнах краска не ровно лежит посмотрите. А на этих пятнышках, наверное вообще не оттиснулась. Думаю такое объяснение. Русских внутри Словакии тогда вряд ли могли заявлять. Хотя карта, безусловно - отражает "панславизм", точнее, скорее определённый интерес России к Центральной Европе на основании того, что там славянские земли, то есть "почти русские" ;). Немцы, кстати по-своему в этом тоже участвовали, подводили и свою теоретическую базу - что все древние племена Европы были "германцами", хотя названия многих точно такие же как у средневековых тамошних славян! ;) Они писали свои теории сказочные, про великих германцев, мы все тамошние топонимы писали по-русски - в итоге несколько кровавых войн ( ... )

Reply

nikomu January 24 2014, 07:46:25 UTC
да, наверное, типографское, а жаль :)
а что до языкотворчества, то процесс вроде идет, "сибирский", "поморский" навскидку припоминаю, хотя вроде дальше отдельных лингво-фриков их популярность еще не продвинулась :)

Reply

swinow January 24 2014, 15:33:33 UTC
Вот именно - чего не скажешь об "украинском" имени Котляревского, Шевченко, Грушевского и прочих чудиков, включая неизвестных "героев" - австриякских подданных, которые это всё обкатывали и продвигали в те годы, когда в России этим вообще никто не интересовался! А также имени Лазаря Кагановича, который активно украинизировал Украину при раннем Совдепе, обучал её этому "украинскому языку".

Reply


Leave a comment

Up