Все началось с того, что решила я почитать былины в оригинале, так сказать, хотелось удостовериться лично, что поведали сказители онежские, а не пересказы былин из разных ученых уст. Интересовал меня вопрос как обычно об амазонках, ну или на худой конец об воительницах)). Три тома с былинами (Онежские былины записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года, том второй, изд-во Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1949) притащила домой и первую былину прочитала под номером 50 НЕПРА И ДОН и с изумлением обнаружила там перечисленные Непрой качества-характеристики силы героев-богатырей, с помощью которой им нет равных:
А тая эта Нёпра королевична.
Как-то тая Непра королевична
Как говорит промолвит таково слово:
15 - А нету зде стрельцов добрых молодцов:
Противо меня Непры королевичной!
Силою да нету ухваткою
Против стараго казака Ильи Муромца,
А красотою еще было угожеством
20Противо ведь Михайлы Потыка Иванова,
А тишиною говором смиреньицом
Противо-то Добрынюшки Микитица,
А нету-то видь еще богачеством
Против-то ведь Дюка Степанова,
25 А нету-то да ведь смелостью
Противо смелаго Алешеньки Поповича,
Поступкою походкою пощапкою
Противо-то Чурилки щапа Плёнкова.
Сама она еще не спохвалила
зо А тихаго ведь Дона-то сына Иванова,
А своёго-то мужа любимаго.
Меня особенно заинтересовал Михайло Потык, так как очень хотелось понять, за что же ему славу поют))
Получается, что красота и угожество - основные качества, с помощью которых Михайло Потык сын Иванов одержал победу.
Прозвище Потык и древне-русское слово потака "потворство, пристрастие" (Библия 1499 г.)и потаков(ь)никъ "уступчивый человек" (Разор. Моск. госуд. 25; см. также Срезн. II, 1286) - характеризуют человека чаще всего не имещего своего убеждения и для получения пользы или выгоды который склонен к "угожеству".
Если проследить содержание всей былины, то станет понятно, что именно этим качествам Потыка "славу поют". Он исполняет все указания Владимира князя стольно-киевского, он соглашается на предложение Марье белой лебеди взять ее замуж и крестить и заключить заповедь великую. Имено, когда он играет в шашки (можно сказать с судьбой) с заморским королем, умирает Марья белая лебедь. Ради сокращения времени проводимого в сырой земле, он воскрешает Марью белую лебедь, заключив заповедь со змеей. Он из-за своего пристрастия к выпивке каждый раз принимает зеленое вино из рук Марьи белой лебеди, которая живет у литовского короля, пока ему этого не дает сделать Настасья королевична, на которой он готов жениться, чтобы остаться живым. И в конце былины строит церкви соборные и Спасителю, и Пресвятой Богородице, и Николаю угоднику .
Это все по былине номер 6 сказителя Калинина Петра Лукича. Именно эта не самая длинная - 971 строка - из всех семи представленных в трехтомном сборнике онежских былин про Михаила Потыка преглянулась мне своей какой-то целостностью и Марьей белой лебедью - "подоляночкой да королевичной". Все мне в ней нравилось, вот только резала зрение фраза, многократно повторяемая в неизменном виде про дани выходы:
"За двенадцать год да за тринадцать лет,
За тринадцать лет да с половиною".
Эта фраза в былине повторяется 29 раз!
Примерно 29,5 солнечных суток составляют синодический (от др.-греч. σύνοδος «соединение, сближение») месяц - промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (например, полнолуниями), то есть обращение Луны вокруг Земли относительно Солнца.
В основе лунного календаря лежит синодический месяц. Год в лунном календаре состоит из 12 месяцев, содержащих 29 или 30 суток. В нашем варианте - 29,5!
Очень долго думала, чем объяснить за 12 год да за 13 лет, да за 13 лет да с половиною. В конце концов меня осенило (видимо сказалось мое астрологическое образование)), что 13 лет да с половиною - это же 19 летний цикл (13+ 13/2=19 и1/2) , которому соответствуют 235 синодических месяца лунно-солнечного календаря - так называемый Метонов цикл, названный в честь афинского астронома и математика Метона, предложившего его в 433 г. до н.э. для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре!!! Кроме того, с IV в. до н. э. для регулировки лунно-солнечного вавилонского календаря использовался тоже 19-летний цикл, открытие которого ок. 380 г. до н. э. связывается с именем вавилонского астронома Киденаса.
Таким образом это указание на 19-летний цикл может относить события былины примерно к 5-4 векам до н.э.
"За двенадцать год да за тринадцать лет" - эта фраза говорит о том, что за 12 сидонических месяцев (29,5 х 12 = 354 дня) обращения Луны относительно Солнца и за 13 звездных (сидерических) месяцев (27, 3 х 13 = 354 дня) обращения Луны относительно звезд проходит один и тот же промежуток времени, равный 354 дням.
Синодический (от др.-греч. σύνοδος «соединение, сближение») месяц - промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (например, полнолуниями). Продолжительность непостоянна; среднее значение составляет 29,5305882 средних солнечных суток (29 суток 12 часов 44 минуты 2,82 секунды).
Звездный или сидерический месяц - период обращения Луны вокруг Земли относительно звезд, он составляет 27,3217 солнечных суток ( 27 дней 7 часов 43 минуты).
Из-за превышения синодического лунного месяца над сидерическим Луна восходит ежедневно позже примерно на 52 минуты, восходы и заходы Луны приходятся на различные часы суток, а одинаковые фазы наступают в различных точках лунной орбиты поочередно во всех знаках Зодиака.
Драконический месяц - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты в её движении вокруг Земли. Продолжительность в начале 1900 года составляла 27,2122204 средних солнечных суток (27 суток 5 часов 5 минут 35,84 секунды).
346,620047 дня - драконический год, промежуток времени, по истечении которого Солнце возвращается к тому же
узлу лунной орбиты. Двумя необходимыми и достаточными условиями наступления лунного затмения являются полнолуние и близость орбиты Земли к лунному узлу.
354-346,6=7,4 суток составляет разница между драконическим годом и 12 синодическими месяцами. За 12 лет эта разница составит 3 сидонических месяца (7,4 х 12=88,8 суток, 88,8 : 29,5=3,01 сидонических месяца), о которых в былине говориться, как о великом завете итти во сыру землю на 3 месяца, после того, как один из супругов умрет, то есть случится полное солнечное или лунное затмение, которые возможны только в соедиении с лунными узлами.
Лунные узлы
В гороскопе лунные узлы показывают ось судьбы, определяющая жизненные уроки и судьбоносные ситуации и напрямую связаны с кармой воплощения и кармической задачей.
Положение Южного узла (Нисходящего или Кету) в знаке и доме гороскопа помогает определить врождённые особенности человека, его способности, таланты и качества, которые проявляются с лёгкостью и без усилий, естественно, неосознанно. Оно раскрывает глубинный психологический слой, наиболее укоренённые реакции на мир, зацикливаясь на которых, мы оказываемся во внутреннем тупике. Южный «полюс» гороскопа - это линия наименьшего сопротивления, а когда энергия не перетекает к нужному полюсу, она неизбежно скапливается на противоположном.
Чем дольше человек остаётся в этом состоянии, тем больше возможностей для своей эволюции теряет. Вода, текущая с вершины горы к её подножью, выбирает этот путь как наиболее лёгкий. Но путь развития иной. Он требует от человека усилий в новом направлении, используя то, что дано ему по рождению. Это, новое направление указывает Северный узел (Восходящий или Раху), сообщая как человек может в полной мере использовать возможности приготовленные судьбой.
Положение Северного узла - это тип поведения и реагирования на внешние вызовы, который для человека является предпочтительным, благоприятным, открывающим новые пути и помогающий решать проблемы. Однако, «звёзды склоняют, но не обязывают». Свобода выбора всегда остаётся за человеком.
То есть, если в былине действительно иносказательно говорится о влиянии лунных (драконических, кармических) узлах, то наши предки не только знали астрологию, но и использовали ее для объяснения судьбоносных событий, которые описываются в былине.
Я еще раз пригляделась к былине НЕПРА И ДОН, и заметила, то что в превый раз мне не бросилось в глаза: характеристики героев,то есть их силы, очень похожи на описание силы планет в опреденном знаке зодиака. Я прочитала пока только все былины о Потоке и на них застряла... Исходя из характеристики Непры можно сделать вывод о том, что победу над врагами богатыри-герои одерживали благодаря действию определенных сил - планет:
Илья Муромец - силою, ухваткою - Марс сильнее всего проявляет свои качества в Овне ;
Михайло Потык - красотою, угожеством - Венера в Весах;
Добрыня Никитич - тишиною, говором, смиреньецем - скорее всего Меркурийв Близнецах ;
Дюк Степанович - богачеством - Юпитер в Стрельце ;
Алеша Попович - смелостью - Солнце во Льве;
Чурило Пленкович - поступкою, походкою, пощапкою - Сатурн ретроградный в Водолее.
Примерно так, но чтобы точно разобраться, надо прочитать про каждого героя все былины, тогда можно точно сказать, кто какой планетой управлялся, но Потык - это Весы, так как в былине на это слишком много указаний.
То есть если Марья белая лебедь представляет в былине женское начало - Луну и лунные узлы как часть ее орбиты, Потык - движение Солнца - мужское начало, связанное с Венерой (скорее всего с характеристикой знака Весы), то их супружество - это лунно-солнечного взаимодействие, обусловленное необходимостью на 3 месяца после смерти одного из них (в данном случае описана смерть (исчезновение) Марьи белой лебеди - Луны, -
лунное затмение) итти во сыру землю (скорее всего это означает максимальное приближение Луны и Солнца к Земле из-за элипсовидных орбит Луны и Земли), вызвано скорее всего влиянием лунных узлов, так как описывается лунное полное затмение.
235 Марью лебедь белую да королевичну,
Королевичну да он подолянку,
Он привёл же было в верушку крещоную,
Сделал с ею заповедь великую:
- Кто из нас да нунь попереди,
240 Кто пойдет да во сыру землю,
Другому итти да на три месяца,
Итти же во сыру землю.
Испроговорит Владимир стольно-киевской:
- Ты Михайло Потык сын Иванович!
245 Что ты делаешь да заповедь великую,
Заповедь да неподольную,
Да на долго тут итти да во сыру землю?
Тут Михайло Потык сын Иванович,
Сам Михайло испроговорит:
250 - Видно, надо сделать мне-ка заповедь великую
С Марьей лебедь белою,
Что она-то мне-ка прилюбиласи.
А принял-то же с ей да по злату венцу,
Стал же с ею век коротати.
Золотой венец - это описание кольцеобразного
солнечного затмения, которое происходит, когда Солнце и Луна находятся на узле в новолуние и Луна при этом находится в наибольшем удалении от Земли и в следствие этого имеет несколько меньшие видимые размеры и не закрывает полностью Солнце. То есть в новолуние в соединении с лунными узлами принимается золотой венец, потом они век коротают, потом Марья белая лебедь умирает (полнолуние в соединении с узлами), потом Потык несколько раз ездит за ней в литовскую землю, она его окалдовывает каждый раз не до конца (то есть описывается неполное солнечное затмение) и в конце концов Марье белой лебеди отрубает голову Потык и начинает новый цикл с молодой Настасьей с которой по новой принимает по злату венцу и далее коротает с ней жизнь. Что это, если не описание именно драконического периода - сароса, состоящего из 223 синодических месяцев (в среднем приблизительно 6585,3213 дней или 18,03 тропических лет), по прошествии которых затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке?
Разница между синодическим и драконическим месяцем составляет примерно 2 солнечных суток. Такая же разница между звездным (сидерическим) и драконическим месяцами. Разница между 235 синодическими месяцами лунно-солнечного календаря (Метонова 19 летнего цикла) и 223 синодическими месяцами
сароса (драконического периода) составляет родно 12 синодических месяцев. В былине читаем:
495 Прожил тут Михайло Потык сын Иванович,
Прожил в матушке сырой земли первы сутки,
Начинает жить же он тут сутки другии,
Приплыват к ему змешце да проклятое,
О двенадцати была змея о хоботах.
То есть обнаружена разница в 12 синодических месяцев между Метоновым циклом и драконическим периодом. Далее былина описывает как Потык борется с этой змеей клещами железными, но чтобы оживить Марью белую лебедь рубит змееныша на мелкие части и выходит из сырой земли не через 3 месяца, а в начале третьих суток.
Кстати сказать,
Шарка ( дракон или змея на сербском и словацком) - героиня-воительница в чешском сказании о девичьей войне, которая тоже обманула и опоила противника-мужчину по имени Цтирад для того, чтобы захватить его в плен.
Впервые предсказывать лунные затмения с помощью сароса научились в древнем Вавилоне. Лучшие возможности для предсказания затмений предоставляет период, равный тройному саросу - экселигмос (греч. ἐξέλιγμος), содержащий целое число дней, который использовался в
Антикитерском механизме, открытие которого озадачило и заинтриговало историков науки и техники, не предполагавших, что подобное устройство могло существовать в эллинистическое время. Этот прибор мог показывать взаимное расположение светил на небесной сфере на конкретную дату, что могло иметь практическое применение в работе астрономов и астрологов (астрология широко практиковалась в Древнем мире), избавляя от сложных и трудоемких расчетов.
Как отметил древнегреческий ученый I в. до н.э. Гемин в своих "Элементах астрономии", греки должны были приносить жертвы богам по обычаям предков, а поэтому "они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной".
Циферблат антикитерского прибора на передней стороне служил для отображения знаков зодиака и дней в году. Два циферблата сзади были настроены на 2 цикла: cистема шестерён с передаточным соотношением 254:19 использовалась для моделирования движения Солнца и Луны относительно неподвижных звёзд. Соотношение выбрано на основе Метонова цикла: 254 сидерических месяца (периода обращения Луны относительно неподвижных звёзд) с большой точностью составляют 19 тропических лет или 254-19=235 синодических месяца (периода смен фаз Луны). Второй цикл длится 223 лунных (синодических) месяца, по его завершении цикл солнечных и лунных затмений повторяется. Эти повторения позволяли вычислить положения светил в будущем - задавать настройки можно было, вращая ручку. Положение Солнца и Луны выводилось на циферблат с одной из сторон механизма.
Что-то похожее на использование или изготовление
антикитерского механизма могло найти отражение в былине:
Михаила Потык сын Иванович
Приказал же он тут делать домовищечко,
480 Чтобы мошно мне-ка стоя стоять,
Стоя стоять да сидя сидеть,
При времечки да чтобы лёжа лечь.
Брал же он запас туды великий:
Брал свечи туды и ладоны,
485 Берет хлеба на три месяца,
Воды берет на три месяца.
Ходил же он было ко кузницам,
Велел ковать же клещи да железный,
Брал же прутья он да троии,
490 Первы прутья оловяныи,
Вторыи было прутья он железный,
Третьи прутья он берет да туды медный,
Отправляется же он тут во сыру землю,
Отправляется он да на три месяца.
495 Прожил тут Михайло Потык сын Иванович,
Прожил в матушке сырой земли первы сутки,
Начинает жить же он тут сутки другии,
Приплыват к ему змешце да проклятое,
О двенадцати была змея о хоботах.
500 Пролизала ему гроб было железный.
А Михаила Потык сын Иванович
Захватил было змею он да проклятую
Тыма было клещамы да железныма.
Сек же он ю прутьями да оловяными,
505 Другими сек же прутьями железными,
Третьима он сек ю прутьями да медными.
Змея ему да тут смолиласи:
- Ты Михаила Потык сын Иванович!
Не убей меня змеи было проклятою,
510 Дам тебе я заповидь великую
Оживить-то нонь тебе-ка Марью лебедь,
Лебедь белую да королевичну,
Королевичну было да подолянку,
Достану я тобе-ка-ва живой воды.
515 Испроговорит Михаила Потык сын Иванович:
- Ой же ты, змея было проклятая,
Ты змея было лукавая,
Дай-ко ты змеёныша в велик залог!
Дала тут змея лукавая,
520 Дала тут змееныша в велик залог.
Рубил же он змеёныша, на мелки на часточки.
Отправляется змея было проклятая,
Доставает тут она было живу воду.
Складывал же он змеёныша во место ли,
525 Мочил же того малого змеёныша, -
Засвивался было маленький змеёныщок.
Брызгал же Марью лебедь белую,
Брызгал он ю во три же раз:
Первый раз она продрогнула,
530 Другой раз она зашевелиласи,
Третий раз она, да проглаголила:
- Фу-фу-фу, я долго нунь попроспала!
Испроговорит Михаила Потык сын Иванович:
- Каб не я, так ты отнынь до век бы проспала.
635 Скричал же тут Михаила Потык сын Иванович
Своим голосом да богатырскиим.
Теремки да пошатилиси,
Околенки у них да повалилиси,
Вси во гради да приужахнулись,
540 Вси сами же тут во городе спроговорят:
- И нашему уродищу в сырой земли не пожилось.
Отправлялся он в сыру землю да на три месяца, -
Наступают нынь на нас трои сутки,
Из сырой земли уродища давается.
545 И здымали тут его да из сырой земли,
Из сырой земли на белый свет.
Может я конечно в чем-то и ошибаюсь, но совпадений слишком много))
Чтобы полностью объяснить все те явления, на которые дает указания эта былина, надо очень много времени и сил)) Вот бы направить современную ученую мысль на объяснения и обоснования космических событий с указаниями былины...А если разгадать, какой смысл скрыт в былине за обозначением подолянской земли и литовской... Вполне может быть, что место обозначено уже конкретно и никакого другого смысла не предусматривает. В момент смерти Марьи белой лебеди, Потык находился , выправляя дани выходы, у заморского царя Бухаря (Бухара?), где он с ним играл в шашки 4 раза.
Владимир отправляет Потыка "к царю Бухарю да ко заморскому" с ярлыками, но без даней выходов. Там Потык играет с царем в шашечки дубовые, чтобы отыграть дани выходы "за 12 год да за 13 лет, да за 13 лет да с половиною", и в первую же игру проигрывает своего коня и свою буйну голову. Тогда Потык ставит во вторую игру "свою же Марью лебедь белую, лебедь белую да королевичну, королевичну да пололянку" и свою матушку. И в этот раз отыгрывает и буйну голову и дани выходы "за 12 год да за 13 лет, да за 13 лет да с половиною". В третий раз они играют за полцарства царя Бухаря и Потык снова выигрывает. В четрвертый раз Потык выигрывает все царство царя Бухаря. В пятый раз Потыку выиграть голову царя не удалось, так как ему сообщили, что Марья белая лебедь померла. Потык оставляет царя живым, братьям - могучим богатырям - дает поручение забрать царство бухарское заморское и оставить царя посидельщичком, а сам уезжает обратно в Киев. В Киеве князь Владимир в благодарность за избаление от даней выходов Бухарскому царю дает разрешение Потыку пить в царевых кабаках безденежно.
Вконце былины Михайло Потык при помощи молодой Настасьи королевичны (принцип новой нарождающейся Луны) убивает Марью белую лебедь, отсекая "ейну буйну голову за ей поступки не умильнии". И далее:
Россерделся тут богатырь святорусский:
- Розорю же я тут землю всю литовскую,
Отнесу же королю я буйну голову!
Упросила тут Настасья королевична:
950 - Михаила Потык сын Иванович!
Не руби-тко ты родителю да буйной головы
За его было поступки неумильнии,
Не розори-тко ты да земляной Литвы.
Укротил же свое сердце богатырское;
955 Брал одну Настасью королевичну
От того же короля да политовскаго,
Брал молоду Настасью он во честности.
Увез к городу было ко Киеву,
А к ласковому князю ко Владимиру,
960 И привел же он тут в верушку крещеную.
Принял тут с Настасьей по злату венцу,
Стал же с ней да век коротати.
Стал же строить он две церкви две соборныих,
Перву церковь он соборную
965 Строил он Спасителю,
Другу церковь он же строил да соборную
Матушки да пресвятою богородици
И Миколы он было святителю.
Тут Михаилы Потыку сыну Иванову славу поют,
970 Синему морю на тишину,
Всим добрым людям на послушанье.
По-моему, в былине кроме иносказательного указания времени события описано и само событие. Тогда получается, что молодая королевична и дочь литовского царя Настасья (для которой кстати говоря - поляковать оказывается нормой), спасает Михайло Потыка от смерти (при этом она обманывает своего отца), которую готовила ему Марья белая лебедь, собираясь забить пятый гвоздь в сердце (до этого она распяла его с помощью четырех гвоздей за руки и за ноги) или еще раз напоить зеленым вином. Настасья спасает Потыка, выходит за него замуж, принимает верушку крещеную и золотой венец. Для этого ей видимо нужна была смерть Марьи белой лебеди. Но при этом Настасья вступается за своего отца и просит Михайло Потыка простить отцу "поступки неумильнии", в то время как Марья за те же поступки неумильные лишается головы (власти). Таким образом Михайло Потык угодил и вашим (мужскому началу в виде литовского короля) и нашим (женскому началу в виде молодой Настасьи, но переставшей быть королевичной после замужества), установив таким образом равновесие (Весы) между двумя началами, так сказать двоеверие - Спасителю (солнечный принцип) и Богородице (лунный принцип). А до этого события реальная власть принадлежала королевичне Марье белой лебеди - волшебнице, как ее называют братья крестовые:
- Ай ты братец да названый,
Михайла Потык да Иванович!
835 Не жена теби она, да есть волшебница.
Сконает твою голову да богатырскую,
Ты получишь от ей смерть напрасную.
То есть они понимают в отличие от Михайла Потыка, что Марья белая лебедь имеет над ним власть. То есть Потык женился на Марье и по любви, и по выгоде, хотя инициатива была со стороны Марьи, а на Настасье женился по необходимости или благодарности, за то, что она его спасла. Во втором браке молодая Настасья уже не обладает той волшебной властью, которой обладала Марья белая лебедь. Во втором браке ценится ее "честность" и услужливость)), ну и конечно взаимовыгодные отношения в браке.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что Настасья является королевичной, пока она выступает в роли поляницы и хранит свою девственность для брака, чтобы выйти за муж за достойного партнера, который не обязательно должен победить ее в сражении, но которого она добровольно (по своему желанию) выберет. Этот новый период "двоевластия" или двоеверия отражен в былине как судьбоносное событие, в котором Солнечная энергия (самосознание) представлена уже мужским принципом, но еще не являющимся главенствующим, но тем не менее претендующим на равные права с женским)). Об этом кстати в былине есть интересное место, где Михайло Потык переодевается в женское платье и накручается он женщиной:
- Михаила Потык сын Иванович!
575 Ты пьешь да проклаждаешься,
Над собой незгодушки не ведаешь,
Как твоя-то Марья лебедь белая,
Лебедь белая да королевична,
Королевична было подолянка,
580 Уехала с королем да политовскиим
Во матушку да в земляну Литву.
Михаила Потык сын Иванович
Одевае он же платьица ты женский,
Накручается же он да было женщиной
585 И поехал вслед же он погоною
За тым же королем да политовскиим
Не узнал бы да король да политовскии,
Не узнал бы он да вслед погонушки.
Подъезжает тут Михаила Потык сын Иванович
590 Вслед же он было погоною
За тым же королем да политовскиим.
Увидала Марья лебедь белая,
Лебедь белая да королевична,
Королевична да тут подолянка,
595 Сама ему да испроговорит:
- Ай же ты король да политовскии!
Еде нонь за нами вслед погонушка,
Едет ту за нами женщина, -
Хоть и женщиной да туда-ка сокрученось,
600 Не женщина тут едет вслед погонушка,
Едет тут Михаила Потык сын Иванович.
Отправляй меня скорешенько на стрету ли,
И давай же мне напитков еще сонныих.
Он же до вина да есте спадсливый.
605 Поднесу ему я чару зелена вина, -
Гди выпье, он же тут и в сон заснет.
Вобщем, там еще очень много моментов, которые можно трактовать и так и эдак, но все равно легко вписать в понятие того, что само слово БЫЛИНА отображает событие, которое БЫЛО, и в былине можно найти указания на время и место этого события, кроме самого его образа.
Кстити Белая Лебедь с точки зрения астрологии может трактоваться как Белая Луна - невидимая кармическая планета, которая показывает путь Света. Она называется еще Арта, Праведность, Истина, Благодать или, по-другому, Селена. В астрологии ее учитывают и используют в основном только в авестийской системе. Короче - ангел-хранитель, в отличии от Черной Луны - Лилит, которая очень подходит под образ Маринки Кайдаловны.
Или имя "белая лебедь" можно объяснить тем , что время оборота Луны (Марьи) вокруг своей оси равно времени оборота ее вокруг Земли, вследствие чего Луна обращена к Земле одной только стороной и с Земли мы видим ее белую часть.
Как-то так. Пошла читать остальные былины))