"Предлагается еще библейское прочтение этого имени - по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст."
Он как раз самый правдоподобный, поскольку горы Хоривицы в Киеве нет, а культурно-религиозный подтекст - есть.
А если бы такая гора была, то название имело бы самое простое объяснение - северо-западная.
Гора на северо-западе есть, предположительно могла называться и Хоривицей, однако название такое ни за одной из ныне существующих не закрепилось. Возможно потому, что слово "хоръ" рано вышло из употребления. А возможно потому, что летописец сам перенёс название библейской горы на одну из киевских, усмотрев в легенде про основание Киева знамение, либо желая придать ей библейский размах.
В летописи есть и другие библейские параллели, которые точно исключаются на момент описываемых событий. Например, Олег называет Киев "матиградомъ", а словене "хвощуться" при апостоле Андрее.
Если гора была, то сходства с армянским преданием быть не должно. А если горы не было, то вполне возможно дополнение киевского предания из армянского.
Мать городов - это все-таки славянское, языческое, а не от "митрополии". Известно, что поморские славяне называли свою столицу Щецин матерью городов поморских. История с апостолом - очевидная вставка, скорее всего XIII в., во всяком случае довольно поздняя.
Если гора была, то сходства с армянским преданием быть не должно. А если горы не было, то вполне возможно дополнение киевского предания из армянского. ---------------------------------------------------------------------------------------- Если был один источник, как я предполагаю, то почему нет?
Все известия летописи про все события до момента написания - это "поздняя вставка", образно говоря. Кроме договора с византийцами. Где и когда Щецин впервые назван "матерью городов"?
Если гора была, то предание имеет реальную основу, а совпадение имен и обстоятельств с армянскими практически невероятно. И наоборот, если горы не было, то дополнение киевского предания из армянского вполне вероятно. В армянском ещё нет сестры, поэтому оно либо старше, либо фиксирует более ранний вариант общего источника. Что скорее исключает венетов, поскольку Кий сам и был вендом или антом, если вообще был.
Думаю, что Кий - лицо всецело легендарное, что подтверждается обилием "Киевов" на славянской территории. Венедское же посредство мне представляется более чем вероятным, особенно если вспомнить о полянах и Куявии на Польской земле, т.е. практически на "венетской" территории, как она очерчена у римских авторов, или в непосредственной близости к ней.
В изложении Герборда на латинском языке? Обилие Ивановок на известной территории подтверждает не легендарность Ивана, а широкое распространение этого имени. Венды / анты по сути и были последними венетами, от которых им досталось только имя. Но вполне возможно, что и несколько преданий, которые могли попасть к армянам самым естественным путём - через восточных купцов.
Я читал, разумеется, в русском переводе у Котляревского и Гедеонова. "Лучшие люди" приняли совет и, возвратясь в город, обстоятельно обсуждали дело; наконец решили: поступить так, как поступят штетинцы; ибо огромный и знаменитый город Штетин считался матерью всех городов поморской земли, и Волыну негоже принять новую религию прежде, чем она будет признана авторитетом Штетина.
Обилие Ивановок на известной территории подтверждает не легендарность Ивана, а широкое распространение этого имени. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Имени, но не конкретной личности. У восточных славян, кстати, оно весьма редкое. До XI века чаще встречается у болгар, сербов, хорват, чехов.
Вы считаете древнерусский вариант первичным по отношению к армянскому?
Hanc enim civitatem anticquid et nobilissimam dicebant in terra Pomeranorum matremque civitatum... Всё тот же мetropolis, он же mater civitatum, главный город земли Поморской. Кроме того, это XII век.
Предполагаемый Кий не был "восточным славянином", он был антом и его жизненный путь в точности повторяет историю антов. Собственно словене - это древляне, лапотники. Сельская простота, как правильно назвал их Ломоносов. Киев существует, в отличие от Куары.
Логично, что немец воспользовался близким ему термином для перевода славянского выражения. Век не столь важен, сколько тот факт, что поморяне были язычники. Кстати, источники и археология отмечают массовую миграция на Русь вендских (поморских) переселенцев.
Он как раз самый правдоподобный, поскольку горы Хоривицы в Киеве нет, а культурно-религиозный подтекст - есть.
А если бы такая гора была, то название имело бы самое простое объяснение - северо-западная.
Reply
http://www.ruskiezemli.ru/photos/img1213.html
В книге Хоревица под № VIII, на северо-западе))). Но на виртуальной карте ее перенесли в Киев.
Reply
Reply
Замковая гора - кабинетное название.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Если гора была, то сходства с армянским преданием быть не должно. А если горы не было, то вполне возможно дополнение киевского предания из армянского.
Reply
История с апостолом - очевидная вставка, скорее всего XIII в., во всяком случае довольно поздняя.
Если гора была, то сходства с армянским преданием быть не должно. А если горы не было, то вполне возможно дополнение киевского предания из армянского.
----------------------------------------------------------------------------------------
Если был один источник, как я предполагаю, то почему нет?
Reply
Если гора была, то предание имеет реальную основу, а совпадение имен и обстоятельств с армянскими практически невероятно. И наоборот, если горы не было, то дополнение киевского предания из армянского вполне вероятно. В армянском ещё нет сестры, поэтому оно либо старше, либо фиксирует более ранний вариант общего источника. Что скорее исключает венетов, поскольку Кий сам и был вендом или антом, если вообще был.
Reply
Думаю, что Кий - лицо всецело легендарное, что подтверждается обилием "Киевов" на славянской территории. Венедское же посредство мне представляется более чем вероятным, особенно если вспомнить о полянах и Куявии на Польской земле, т.е. практически на "венетской" территории, как она очерчена у римских авторов, или в непосредственной близости к ней.
Reply
Reply
"Лучшие люди" приняли совет и, возвратясь в город, обстоятельно обсуждали дело; наконец решили: поступить так, как поступят штетинцы; ибо огромный и знаменитый город Штетин считался матерью всех городов поморской земли, и Волыну негоже принять новую религию прежде, чем она будет признана авторитетом Штетина.
Обилие Ивановок на известной территории подтверждает не легендарность Ивана, а широкое распространение этого имени.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имени, но не конкретной личности. У восточных славян, кстати, оно весьма редкое. До XI века чаще встречается у болгар, сербов, хорват, чехов.
Вы считаете древнерусский вариант первичным по отношению к армянскому?
Reply
Предполагаемый Кий не был "восточным славянином", он был антом и его жизненный путь в точности повторяет историю антов. Собственно словене - это древляне, лапотники. Сельская простота, как правильно назвал их Ломоносов. Киев существует, в отличие от Куары.
Reply
А кто для Вас анты?
Ильменские словене - тоже лапотники?
Reply
Leave a comment