После ряда обсуждений здесь
http://rossica-antiqua.livejournal.com/435858.htmlздесь
http://ultra-limitem.livejournal.com/18704.html?thread=182800#t182800и здесь
http://wiederda.livejournal.com/28370.html#commentsмои выводы несколько изменились. Прежде всего это касается долгог *ō оторого как оказалось не было. За что отдельное спасибоaviculus
Это как раз тот тип дискуссии к которому я всегда стремлюсь и который всегда поддерживаю. В протографе стояло Boz но никак не Booz.
Между прочим у меня обнаружился единомышленник - Теодор Моммзен, автор первого научного перевода "Гетики".
Скорее всего иордановско Boz восходит к *Bŏdž; при этом наша задача упрощается: связь *bŏgъ отыменного *Bŏdž розрачнее, так как устаняет проблему появления долгого *ō я поначалу грешил на праславянское мелодичное ударение).
Общепринятым считается, что славянское *bŏgъ - заимствование из иранских языков (скорее всего из аланского) - см. ЭССЯ Т. II, с.161. Авест. baγa, д.-перс. baga… Maθišta bagānām 'Величайший из богов', санскр. भगवान् Bhagavān овпадает по семантике и по морфологии с праславянским *bŏgъ роме того Бхагаван - букв. "удачливый", "процветающий" - отыменное прилагательное от санскр *bhaga "удача", "счастье", "богатство". Здесь мы имеем даже двойное совпадение: *bhaga=богатство.
*Bŏgъ славянском языке, в санскрите, авестийском, др.-персидском, скифском и аланском вытеснило старое индоевропейское обозначение бога *dieṷ-s (см. латинск. deus, фр.dieu, лит dievas). Точнее не вытеснило, а нивелировало, так как в современном русском есть слово, восходящее к *dieṷ-s: диво. Праславянское *divъ ероятно родственно авест daēva quot;низший демон", правда в несколько измененной семантике: чудо, чудовище.
В свою очередь и.-е. *dieṷ- восходит к и.-е. *dhoṷso 'воздух'. К последнему слову относятся многочисленные русские дериваты: душа, дыхание, дух, дуновение, дуть и т.д. Гот. dius 'зверь' (дышащий) восходит к тому же древнему пласту. Кстати, на примере русского диалектического "нечистый дух" (арх., пскв.) можно видеть как *dhoṷso- превратилось в сверхъестествеенное существ dieṷ-s. Взаимозависимость этих слов отражается в первобытных религиях: анимизме и тотемизме.
Земледельческие культуры породили имущественные отношения и стратифицированное общество. Земледельца уже не могли устраивать охотничьи боги-духи, живущие в камнях, ручьях, деревьях и животных. На смену анимизму пришел политеизм, который отвечал усложнившимся отношениям внутри человеческого коллектива. Появляются боги плодородия, боги ремесел, боги торговли, боги войны и боги знаний, боги-герои и боги-цари. Все они связаны между собой сложной системой отношений, и в целом напоминают большесемейную общину во главе которой стоит патриарх. Возникает пантеон с соответствующей мифологией.
Вот почему в иранских и индийских культурах происходит падение "духов" и приход "богов".
Из всех европейских народов только славяне восприняли эту идею, отвергнув балтийских "дивасов". Почему? Дело в том, что славянский глоттогенез и этногенез сопровождался коренной ломкой имущественных отношений и самого типа экономики: славяне от примитивного подсечного земледелия переходят к пашенному. Их экономика меняется: основной продукт дает уже не скотоводство (как у лесных балтов и финнов), а земледелие; другой становится кухня (просяные и пшеничные каши, кисели и болтушки вместо молочно-ячменных похлебок, кислый хлеб вместо лепешек-коржей), быт (печь вместо очага, горшки вместо кринок и мисок, жернов вместо зернотерки), главная ценность в семье теперь пара волов и плуг (вместо стада молочных коров), на смену "длинным" коллективнным домам приходят индивидуальные землянки, окруженные ямами-зернохранилищами. Меняется типология поселений: вместо болотных и мысовых городищ - неукрепленные селища в поймах рек ("кучи" и "улицы"). Вырастают специализированные поселения металлургов, удовлетворяющие растущий спрос на железо и изделия из него. Матриархальная родовая община исчезает, появляется большесемейная община с патриархом во главе с очень сложной и жесткой системой соподчинения.
Религия тоже должна была измениться. Бог-громовержец у склавинов, о котором писал Прокопий Кессарийский - верный спутник политеизма. Эти глубинные процессы отразились и в языке. Пришли чужие "боги": Хорс, Даждьбог, Семаргл, а свои родные (Перун, Род, Сварог) возвысились до их статуса, либо были разжалованы в низших демонов.
А теперь вернемся к Божу. Имущественное расслоение - еще один признак стратифицированного общества, - привело к появлению людей, у которых этого имущества было больше чем они могли потребить и которое они превращали в инструмент влияния и источник власти. Эти люди, отмеченные богами - удачливые, счастливые. Богатые. Вот почему имя Бож - знаковое. Бож - не просто так, а потому что он отмечен богами, возвышен над прочими смертными. Скорее всего это имя-титул (подобно Чингисхану), которое "король венетов" получил в момент передачи ему власти. Скорее всего он был выбран народным собранием из племенной знати перед лицом нависшей угрозы готоского вторжения в силу своей удачливости, богатства, ума, либо всего этого вместе взятого.
И вот об этой категории "счастливых" людей, которых историки обзывают родоплеменной знатью и пойдет речь в следующем посте.