кое-что по поводу кончины виднаго азиатскаго вождя

Mar 05, 2013 21:38

Оригинал взят у kirillovets в кое-что по поводу кончины виднаго азиатскаго вождя
Сталин как возможный турецкий агент.

Итак, был ли вождь Сталин (Джугашвили) И.В. агентом какой-то иноземной державы, и могла ли такой державой быть Османская Имеприя?

В нашем распоряжении имеется только лишь ограниченный ряд исследований относительно биографии Сталина ДО 1917 года.
Укажем на книгу А.В. Островского "Кто стоял за спиной Сталина?" (М.:ЗАО Центрполиграф , 2004. 638 сс.),
Укажем также на популяризаторские труды Бушкова -- этого человека еще никто не мог обвинить в неправильном цитировании, и в антисталинизме.
Укажем на сборник Фельштинского.
У нас, да и у многочисленной читающей публики не так много доверия к официальным источникам вышедшим большевицкой зоне с 1917 года.
Понятно, что неофициальные источники будут неизбежно преисполнены всяческих сенсаций, зачастую сочиненных не вставая с дивана.
Мы постараемся дать минимум оценок и эмоций, и избежать экскурсов в ту область грехопадшей человеческой природы, каковая именуется психологией.

Но кое-что всё-таки ЕСТЬ.

Что такое профессиональный революционер свыше века назад?

Для начала представим себе особенности бытия профессионального революционера в начале ХХ в.

Эта эпоха, примерно с Крымской до Первой Мировой войны имеет немало уникальных особенностей. Можно говорить о специфическом духе времени. Для начала, в мире происходит глобализация, существует единая мировая валюта - золото. Происходит очень бурное, истинно всемирное, научно-техническое и коммерческое развитие. Наверное, никогда ранее инновационный труд не вознаграждается столь хорошо. Кроме того, существует и бурно развивается общественная жизнь, возникают массовые идеологические партии, некоторые из которых формируют транснациональные альянсы, что в основном касается левых. У тех или иных аспектов складывающегося порядка оказывается немало врагов.

Публика того времени непривычно для нас (и для нее самой) политизирована, она читает газеты и журналы, некоторые новости ей интересны страшно. Прежде всего, такие, которые могут повысить или снизить биржевую стоимость ее ценных бумаг -- в тех условиях, КОЛЛЕКТИВНЫХ форм капиталовложений не могло быть слишком много (согласимся, из 3-5% годовых в золоте очень трудно выплатить комиссионные инвестиционному брокеру), а акциями и облигациями, закладными листами, ну и банковскими вкладами, владеют УЖЕ миллионы людей по всему миру. Почти вся образованная публика человечества, и часть недообразованной кстати тоже.

Итак, о врагах существовавшего тогда порядка. Что надо делать, чтобы делать революцию? Надо иметь оружие. Надо иметь взрывчатку. Надо что-то печатать, от листовок до научных монографий; печатному слову ТОГДА еще верят.
Надо заниматься конспирацией - оперативно скрываться не только от полиции, разных видов полиции включая частные службы, но и от конкурентов. И даже от соратников, порой - они тоже могут бывать конкурентами.
Надо по ходу дела уметь маскироваться под приличную ИЛИ обычную публику. (В ТО время костюм и манеры могли очень отличаться от одного общественного слоя к другому и порой даже от одного клана/племени к другому.)
Надо иметь под рукой услуги самых разных специалистов -- инженеров, фотографов,
врачей, адвокатов, трактирщиков, старьёвщиков, банкиров, содержателей гостиниц и борделей, граверов и ювелиров, типографистов, журналистов (особенно дорого по тому времени), разного рода работников транспорта, а порой так и полицейских, и пограничников, и даже жандармов (особо разорительная статья расходов). В своей стране и за границей. И, понятно, не совсем легально, а порой и за существенные взятки и переплаты.
Не говоря о том, что нужно кое-какое образование. Несколько иностранных языков, например, очень не повредят. Пара общеполезных ремесел - тоже. Обучение в ту пору почти все платное или ОТРАБОТОЧНОЕ.
Да, надо иметь информаторов и им платить. И рекламным агентам, вольным же и невольным...
Не говоря о том, что соратникам помогать, на то они и соратники. И помогать не только морально.

Для значимой революционной деятельности нужны, тем самым, КРОМЕ СОРАТНИКОВ, своей ВОЛИ и общей КУЛЬТУРЫ, живые ДЕНЬГИ. Откуда же их взять???

Взять можно у конкурентов тех, против кого воюешь. Это естественные союзники. Пока Данная Конкуренция существует, конечно. Это часто просто работа по подрыву конкурента, диверсионная работа, чаще просто пакостническая ... но, в общем, в рамках коммерции... или ЧУТОЧКУ вне рамок. Ясно, что организация хоть одного революционного события может поколебать многие биржевые курсы. За такое платить будут те, кому это надо. Это почти честный заработок. Оценок не даем, поскольку целенаправленное обезценение чужой собственности - не по всякому еще закону является преступлением, хотя подвести под статью можно, да.
Можно взять у других лиц с собственной деловой заинтересованностью. У возможных жертв революционных дел. Мы понимаем, что это рэкет, но нравственных оценок не даем...
Можно продать кому-нибудь важную информацию, правда, до этого ее надо суметь добыть. Сто лет назад информация могла быть серьёзным товаром, именно по причине биржи. Это (коммерческий) шпионаж. Оценок не даем опять.
Можно идеалистически ждать, пока соберутся членские взносы и добровольные пожертвования публики, можно устроить агитацию за это. Это довольно честно, но не оперативно, да и плохо сочетается с революцией как таковой: аппараты по агитации, по сбору и учету взносов (и пожертвований) революций САМИ ПО СЕБЕ не устраивают, да и к чему конкурировать с другими благотворительными инициативами? Вдруг имущей публике гораздо больше понадобится не революция, а благоустройство быта дровосеков, спасение падших девиц или строительство национального броненосца? Но как дополнительный источник финансирования и прикрытие подпольной работы -- сгодится. Не всем и не всегда, но сгодится.

Совершенно ясно, что профессиональному революционеру приходится работать сразу на несколько сторон. В том числе, порой, ОТЧАСТИ и на тех, против кого он борется.

Отсюда -- шпионские страсти среди революционеров, притом ЕСТЕСТВЕННЫЕ и ЗАКОНОМЕРНЫЕ страсти. Поскольку некоторых контактов со спецслужбами, особенно с неправительственными, избежать просто нельзя.
Отсюда же -- контакты революционеров с уголовным миром. Не со всем сразу. Но с притонодержателями и контрабандистами, с фальсификаторами товаров -- ДА.
Отсюда же -- своего рода международные альянсы революционных организаций. Революционный интернационализм. Это придумано далеко не Марксом, конечно. Это объективная реальность. Реальность, объективно поддерживаемая спецслужбами. Самыми разными, кстати частными тоже.

Прямых доказательств работы именно Сталина и именно на таких-то иностранцев у меня НЕТ, нет их и например у Островского, о чем тот честно пишет, но версию А.Образцова в "Независимой газете" от 21.12.1996 о турках и англичанах не отрицает. (Островский, 586)

Итак, косвенные доказательства работы будущего "генералиссимуса Победы" на турок.

Специфика грузинской социал-демократии.

Наверное, на русском языке существует полная и документированная история грузинской социал-демократии, с первых ее дней и примерно до времени разгрома большевиками Грузинской Республики в 1922 году. Притом, всей социал-демократии. И с приложением биографий участников, а то и их родственных таблиц.
Впрочем, не удивлюсь, если таковой сводной истории еще нет. Но, с точки зрения нашего рассмотрения, она будет скорее усложнять нашу работу.
Топология дела будет бесконечно удаляться в хитросплетении лозунгов, биографий, дат.
А ряд вещей надо выяснить принципиально.
Итак, грузинская социал-демократия кое-чем резко отличалась от социал-демократий других народов Империи, да возможно и всего мира.
Первое: это была одна из форм сепаратистского движения, в коем были заинтересованы внешние силы -- упомяну англичан, и, конечно же, турок, а возможно и немцев. Контакты вождей грузинских марксистов с Турцией - вообще особый вопрос. Эти вожди, кстати, должны были быть хорошо известны Сталину, а он - им.
Второе: среди вождей и активистов грузинской вроде бы пролетарской социал-демократии НЕНОРМАЛЬНО много ...добуржуазной аристократии. Включая даже князей. Такого не знала ни одна национальная фракция социал-демократического движения в Империи, а возможно и во всем мире! Это против любой классовой теории социал-демократов. Но если понимать эту публику как фракцию национального и регионального сепаратизма и как агентуру внешних сил - всё становится ясно. Бытие российской имперской интеллигенции - это бытие ДВОРЯНСТВА, не обязательно жалуемого по образованию. Дворянство может порой по факту переходить в дворню, или в дворняжество, но - привилегированность остается. Особенно на этнических окраинах. Азиатский феодал будет прогибаться под европейскую моду не менее чем европейский буржуа. Но, при этом и аристократизм останется аристократизмом, и Европа останется Европой, а Неевропа - Неевропой.
Третье: связи грузинских эсдеков с грузинскими профсоюзами были никаковы, по причине отсутствия профсоюзов на землях Закавказья. Профсоюзы еще предстояло организовывать. Но понятно, что бОльшая часть рабочих нефтепромыслов, рудников и даже портов -- просто сезонники, лимитчики. А порой и гастарбайтеры (из Ирана). Сложно с профсоюзами выходит. Теория Островского, по которой с помощью стачечной борьбы держала высокие цены на сырьё (и политически боролась с Самодержавием) местная буржуазия -
кажется тоже понятной, с учетом слабости именно обрабатывающей промышленности в регионе. И компрадорский характер этой буржуазии проясняется, кстати; Островский об этом не пишет.
Четвертое: эсдекам Грузии предстояла работа сразу на нескольких языках и отчасти в приграничной полосе. И во многом это была местная работа, хотя бы в силу местного колорита: масс весьма разноплеменного азиатского населения, очень не сразу вхожего в индустриальное общество и имеющего несколько разные социальные структуры, а также не всегда нормальные межплеменные отношения.
Ясно, что приходилось поддерживать связи и с нарождающимся пантюркизмом Бакинских и гянджинских татар, т.е. будущих «азербайджанцев», и с чисто буржуазными армянскими националистами из "Дашнакцютюна" (у армян тоже была более социал-демократическая организация, "Гнчак", но просоциалисты-дашнаки были объективно сильнее), и с племенными течениями русского Лезгистана и Талыша, Иранского Азербайджана, Гиляна и Курдистана. Приходилось поддерживать контакты и с почти заведомыми внешними врагами Российской империи, среди коих турки занимали почетное место.
Мастерский маневр грузинских эсдеков от турок к немцам в 1918 году есть следствие очень специфического опыта... в т.ч. конспиративного.

Тяга в Батум.

Как известно, Батум был окончательно присоединен к Российской Империи после войны 1877-78 годов (это к вопросу о том как "Грузия добровольно входила в состав России": бОльшая часть грузинских земель составляла часть Турции и естественно была у турок отвоевана).
Как известно, Батум был портом, из которого ЭКСПОРТИРОВАЛАСЬ БАКИНСКАЯ НЕФТЬ, доставляемая с 1883, по железной дороге, к 1905 дело дополнил керосинопровод.
Как известно, Батум был одним из центров турецких спецслужб в России: в городе и окрестностях жило немало аджарцев-мусульман, притом часть этого народа живет в Турции.
Остались жить в Батуме и окрестностях и кое-какие этнические турки. (Чуть ли не половина жителей Батума вообще считала себя турками.) Батум станет целью и отчасти центром Аджарского Восстания 1914 года -- ЕДИНСТВЕННОГО прифронтового восстания в Империи в Первую Мировую войну... и одного из немногих подобных восстаний в странах-участниках войны.
Итак, в этот странный и бурно растущий портовый город партия "Месамэ-Даси" (или точнее ее общероссийская часть, считающая себя в составе нарождающейся РСДРП) посылает Сталина на подпольную работу. В городе насчитывается не так-то много жителей - тридцать тысяч.
Сталин прибывает туда в конце ноября, после 22 числа, а по другим данным 10 декабря 1901 года (Островский, 170, 172), в январе-феврале 1902 года создает массовую социал-демократическую организацию среди батумских рабочих. То есть, интеллигентский кружок вокруг воскресной школы для рабочих уже существует с середины 1890х гг., есть и социал-демократы, в том числе высланные из Тифлиса (Островский, 171-172), а организации отчего-то нет.
А кто он тогда? Заметим, Сталину всего-то 22 года, а его стаж в революционной организации насчитывает никак не более 5 лет, а реально 4 -- и то если считать с осени 1896 года, с подпольного кружка семинаристов (Островский 125), притом сам вождь в своих анкетах указывает свой рев. стаж вообще с 1897 г., а его вступление в социал-демократическую организацию датируется августом 1898 года (Островский 131, 138).
Да, никаких реальных связей будущего вождя с этим регионом ДО указанной «командировки» биографы Сталина не прослеживают. Если не считать знакомства с некоторыми людьми, которые к тому времени находились в Батуме.
И как выглядит деятельность Сталина в Батуме?
В декабре он заводит знакомство с большинством членов упоминаемого кружка, в т.ч. с рабочими завода Манташева, в самом конце декабря его устраивают на склад досок завода Ротшильда. Через всего несколько дней на этом складе происходит пожар, весь персонал тушит пожар, но награждают только мастеров и бригадиров.
По его инициативе происходит забастовка, притом выдвигается сразу много требований:
не только премии, но и отмена работы в воскресные дни (что с 1897 года запрещалось законом), притом новый директор завода удовлетворяет их. Несколько раз Сталин посещает Тифлис, оборудуя, а Батуме подпольную типографию. Для работы с рабочими-армянами (например с завода Манташева) он даже обзаводится переводчиком, присланным партией из другой местности...

На заводе Манташева производится такая же забастовка в феврале 1902, кроме выходного по воскресеньям выдвигались все новые и новые требования к администрации, которая, в общем, шла на уступки...

Сталин опять выезжает в Тифлис за частями типографии, и в это время 27 февраля на заводе Ротшильда начинаются новые рабочие волнения, связанные с объявленным увольнением 40% рабочих. Вмешательство местных полицейских властей приводит к заключению в пересыльную тюрьму всей возмущающейся толпы, около 400 чел., с последующим 8-9 марта массовым бегством из нее, стрельбой тюремной охраны по толпе,... и возвращением Сталина, который немедленно печатает в тайной типографии прокламации. (Островский,170-179) Только тогда за вождями безпорядков устанавливается слежка полиции.
Типографию приходится перебрасывать с места на место, но заодно посещать совсем глухие углы края (Кобулети) и там пытаться создавать новые организации там. В начале апреля следует первый арест и сидение в Батумской тюрьме.
Первое же следственное дело Сталина, именно батумское весны 1902 года, ПРОПАЛО из архива.
В батумской тюрьме, Сталин организует демонстрацию заключенных против экзарха Грузии Алексия, пожелавшего ее осмотреть, 17 апреля 1903 года. Тем самым, именно в Батуме состоялся первый эпизод биографии Сталина-антирелигиозника. (Или его первая подладка под мусульман? Во всяком случае, визит экзарха не был для заключенных-мусульман чем-то, что следует почтить.)
После перевода в кутаисскую тюрьму и разбора дела, летом 1903 года Сталин покидает Батум, чтобы досиживать административное наказание в ссылке в Сибири.
Интересно, что батумская организация переживает раскол после его ареста.
А далее вот что. В самом начале января 1904 г. проходят массовые аресты грузинских социалистов, Сталин сбегает из ссылки, и ... к концу месяца оказывается в Батуме. Там проводит месяц, с трудом скрывается, с трудом находит деньги, чтобы уехать (однопартийцы доверяют ему очень не все... это при том, что он их только что типа организовал в нечто регулярное). Уезжает в Тифлис. Очередная манифестация в марте 1904 года оканчивается провалом всего Батумского комитета, в т.ч. и недоброжелателей Сталина. И он ...опять уезжает в Батум в середине марта 1904 года, пытается войти в руководство комитета. Во время проходившей на море под городом маёвки, вспыхивает драка между ее участниками, Сталина избивают, и он вновь вынужден уехать, на сей раз в Гори. Через какое-то время, очень не сразу, он возобновляет партийные контакты (много кто в тот момент просто посажен под арест), и его не сразу, но таки привлекают к работе опять-таки в Западной Грузии (в Кутаисе, губернском центре) и вводят в состав Союзного комитета РСДРП по Закавказью в августе 1904 года.
Осенью 1904 года он посещает Кобулети опять под Батумом, и чуть не арестован <русской> пограничной стражей.
Предположим, что эти наезды в Батум могли быть связаны с побегом из батумской тюрьмы Камо (Тер-Петросяна) именно в 1904 году.
Сводок наблюдения за этот период о Сталине НЕ сохраняется. Именно осенью 1904 года Сталин знакомится как с находящимися в эмиграции вождями РСДРП (по переписке) так и с Камо (Тер-Петросяном).
В конце ноября 1904 года становится членом Кавказского Бюро РСДРП, переходит к организации стачечной борьбы в Баку, кстати, совместно с возникшими тогда меньшевиками.
Во время знаменитого пожара в Баку на нефтепромыслах, Сталин опять оказывается в Батуме. (Островский, 234)
Чем Сталин занимался с июля 1906 по ноябрь 1906 года и где был -- вообще не очень ясно.
Его статьи появляются в легальной прессе с середины месяца, появление на публике относится только к то ли началу февраля, то ли к концу марта 1907 года. Точно так же неизвестно, где он был и что делал с 17 июля по конец августа и с 22 ноября по конец декабря 1907 года, с 13 января по 3 февраля 1908 года, если не по середину марта того же года.
В апреле 1908 последовал арест, ссылка в Сольвычегодск, откуда бежал в июне 1909, в Баку через Петербург. В марте 1910 г. в Баку вновь арестован, и опять выслан в Сольвычегодск до июля 1911 г., по февраль 1912 пребывал в Вологде
В апреле 1912 года -- арест в Петербурге после разъездов по стране, ссылка в Нарым, откуда в начале сентября бежал.
Вероятно, в сентябре 1912 года ОПЯТЬ был в Батуме (Островский 360-361), притом только что бежавший из Метехской тюрьмы Камо 24 сентября попытался произвести новую экспроприацию, и видимо заезд Сталина в Грузию был с ней как-то связан. (Островский 361)
Далее, до февраля 1913 года Сталин участвует в деятельности Центральных органов РСДРП, в частности в выборах в Гос.Думу от Петербурга и Краковском совещании декабря 1912 года, где введен в ЦК.
Итак, человека постоянно тянуло в Батум. Что тянуло? Мы предоставляем читателям задуматься.
Задумаемся притом и: насколько это связано с одним близким Сталину человеком, бандитом Камо, по многим намекам таки турецким коллаборантом?
23 февраля 1913 года последовал арест Сталина на балу-маскараде на Калашниковской бирже в СПб, и ссылка в Туруханский край, длившаяся до февраля 1917 года.
Карнавализм, однако.
Упомяну довольно странную подробность из истории сталинианы в искусстве. Пьеса "Батум" Михаила Афанасьевича Булгакова, посвященная деяниям вождя народов в бытность его в Батуме, оказалась последним, что Булгаков вообще написал. Писатель-мистик, один из лучших в своем недолговечном поколении, умер, едва успев посетить Батум в порядке творческой командировки и пьесу закончить едва успел. А это был, чуть ли не самый любимый драматург Сталина... или? Во всяком случае, вождь его знал и с ним общался не менее, чем с иными более сервильными литераторами.

Продолжение следует
Previous post Next post
Up