СЕМИНАР: ЛЮСТРАЦИЯ

Feb 21, 2012 12:58

ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЛЮСТРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
профессор Ю.Нисневич,доктор политических наук

Предыстория: номенклатурный реванш 90-ых

Одним из самых серьезных стратегических просчетов политических сил, пришедших к власти в новой России, образовавшейся после краха коммунистического режима и распада советской империи, стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Исходный посыл для такого решения состоял в том, что для быстрого включения в работу вновь создаваемых российских государственных структур нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих прежнюю хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправдано. Но, как показало последующее развитие событий, с учетом особого номенклатурного «профессионализма» советской партийно-государственной бюрократии, наивно было полагать, что ее можно заставить работать в интересах страны и новой власти, а не в собственных, прежде всего, меркантильных интересах.

Фактически нужна была не столько департизация государственного аппарата, которая и так осуществилась почти автоматически в результате распада КПСС, сколько его десоветизация или точнее, деномеклатуризация, которая до сих пор так и не произошла, что влечет за собой широкий шлейф негативных последствий.

Именно в этом аспекте и следовало рассматривать проблему люстрации, которая активно дискутировалась в демократическом движении после запрета КПСС в августе 1991 г. Как представляется, люстрацию (лат. lustratio - очищение посредством жертвоприношения), но не в ее наиболее распространенной и жесткой политической интерпретации как отказ членам запрещенной в данной стране политической партии в течение определенного времени в праве занимать должности в государственном аппарате, а в ином менее масштабном и более профессионально ориентированном виде нужно был осуществить. Проведение в 1990-ые годы масштабной политической люстрации представляется нецелесообразным и некорректным и сегодня. Такая люстрация могла в той или иной мере затронуть судьбы порядка десяти миллионов бывших членов КПСС, состоявших на учете в первичных организациях партии на территории РСФСР, а также членов их семей, то есть 15-20% граждан России. Однако законодательное ограничение права на занятие государственных должностей лицами, входившими в номенклатуру КПСС, занимавшими ответственные позиции в партийном и государственном аппарате, а также лицам командного состава репрессивно-охранительных органов государственной безопасности и внутренних дел могло бы послужить эффективным механизмом защиты новой российской власти от кадрового наследства СССР. Подобная профессиональная люстрация могла бы в той или иной мере затронуть, включая членов семей, не более 1-2% граждан России, но при этом избавить страну от многих негативных явлений, в частности, от “чекизма”.

Мировой опыт

Как показывает мировой опыт, те государства Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и другие), в которых падение коммунистических режимов сопровождалось люстрацией, в достаточно сжатые сроки и в большей или меньшей степени успешно преодолели наследие таких режимов и встали на путь демократии, современного политического, экономического и социального развития. В этих государствах в той или иной, более или менее жесткой форме проводилась политическая люстрация в отношении лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом, национальными органами государственной безопасности и КГБ СССР. Это позволило не только заменить господствовавшую ранее «прокремлевскую» номенклатуру на новые национальные элиты со всеми их достоинствами и недостатками, обеспечивая при этом ротацию элит и их сменяемость во власти в соответствии с демократическими процедурами, но и сформировать качественно новый и более профессионально подготовленный к решению современных задач управления государственный аппарат. Здесь представляется уместным вспомнить и такой исторический пример, как люстрация в процессе денацификации послевоенной Германии.

Из 28 государств постсоветского пространства в Центральной и Восточной Европе и бывших союзных республик в 11 была в той или иной форме проведена люстрация. И только в двух - Албании и Болгарии она пока не дала ощутимого эффекта.

Люстрация после смены правящего политического режима

Для того, чтобы номенклатурный реванш не смог опять повториться, необходимо провести профессиональную люстрацию государственного аппарата - ввести запрет на работу на государственной службе для тех, кто при прежних режимах занимал должности уровня непосредственного принятия, подготовки и согласования государственных управленческих решений, а также провести смену кадрового состава правоохранительных органов и спецслужб.

Одной только профессиональной люстрации будет явно недостаточно. Необходимо будет создать качественно новую систему подготовки и переподготовки кадров государственной службы, включая силовые структуры, формирования государственного аппарата, основанную на профессиональной конкуренции посредством конкурсного отбора и обеспечивающую функционирование органов государственной власти на основе принципов эффективности, прозрачности и безупречности в работе, а также соблюдения норм профессионального поведения и этики. Помимо этого, необходимо ввести запрет на участие всех государственных должностных лиц в работе любых органов как негосударственных, так и государственных субъектов экономической и хозяйственной деятельности.
Далее следует принять меры для того, чтобы государственный аппарат за исключением публичных должностных лиц, занимающих политические государственные должности, как и судебная и правоохранительная системы, прокуратура и армия находился бы вне поля политики как борьбы за завоевание и использование власти. Чтобы оградить деятельность административной части государственного аппарата от влияния политической конъюнктуры, возможно введение ограничений на участие некоторых категорий государственных служащих в работе политических партий и другой политической деятельности.
Previous post Next post
Up