24.04.2012.
На тот момент Эдик был ведущим актером, режиссером, драматургом Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко, сейчас он перебрался в Москву. А же познакомилась с ним во время сьемок рекламных принтов для харьковского "Дома оптики" и знакомство это оказалось довольно приятным)
- Сестра моего молодого человека была твоей сокурсницей и он навещая ее сталкивался и с тобой. Помнит тебя еще мальчишкой, энергичным безбашенным, веселым. Давай поговорим об этом времени.
Эдуард Безродный: Да, время было занятное)) Сдавал документы и экзамены я еще в СССР, а первого сентября пришел на занятия уже жителем Независимой Украины.
Родители были против моего поступления в театральный и я с самого детства вел с ними войну. За годы споров они настолько вбили в меня неуверенность в своих силах, что я гововил к поступлению всю программу - монолог, басня, танец, стих, следующим образом: убегал в пять утра, находил в Лесопарке поляну, и там репетировал. Кричал монологи, танцевал, сам себе напевая, Не хотелось закрытого пространства, потому что там проявлялось неверие. А среди деревьев, под утренним солнцем, у меня появлялась надежда, что все получится!
- И все же ты поступил))
Эдуард Безродный: Я сдал с наивысшим балом, среди всех. Педагог который набирал, уже после первого экзамена подошел ко мне и сказал: «Вы можете не сомневаться в том, что поступите.» Но я ему не поверил, не стал расслабляться, продолжал бегать в Лесопарк и репетировать.
-На твоем курсе, безусловно, были очень интересные люди. Как сложилась их судьба?
Эдуард Безродный: Моя сокурсница - Майя Струнникова, стала заслуженной артисткой, любимой Харьковом. Анна Кущ стала главным редактором телевезионной программы «Что? Где? Когда?»,
Руслан Тризна - друг юности, ушел в режесуру. Но, у него появились проблемы со здоровьем. Хотя, он все же успел осуществить несколько интересных проектов, даже я у него снялся в одном, в главной роли в фильме «Ритуал охоты».
- Вы вообще дружили курсом? Проводили время вместе?
Эдуард Безродный: Нет, курс у нас был не дружный. Набирал нас Игорь Борис, на то время худрук театра им. Шевченко и Леонид Тарабаринов, народный артист СССР. Игорь Борис, он не смотрел даже на данные так, как на характер. Он был сторонником театра личности, а когда в группе каждый тянет на себя, то дружбе очень тяжело родится. Нам даже было сложно ставить наши дипломные спектакли. Единственное, вот мы дружили с Майей Струнниковой. Всегда были вдвоем. На большинстве лекций, не касавшихся спецпредметов, можно было увидеть пустую аудиторию и нас. Поэтому, наверное, мы и поженились. А на втором курсе меня уже забрали работать в театр им. Шевченко, и я уже толком не мог учиться, потому что работал. Ну и оценки мне ставили автоматом, все же актер, к тому же, начал сразу с главной роли, и я только приходил играть дипломные спектакли, так что, о учебе мне даже толком и нечего вспомнить.
- Но, сейчас ты прибежал на встречу со мной как раз из университета искуств. Что же ты там делал?
Эдуард Безродный: У меня есть своя театральная школа. Два направления. Первое: люди - не профессионалы, без ограничения в возрасте, не имеющие амбиций актеров, а желающие интересно жить и расширять свой психофизический мир. Я с ними занимаюсь тем, что учу, как построить мизансцену своей жизни так, что она будет звучать гармонично и интересно. Второе: это студенты институтов, которые не хотят пять лет учится. Я разработал динамичную систему, собрав разнообразные техники, с которыми сам занимался, с различными педагогами и режиссерами разных стран, и создал такой динамичный курс, который всего за год готовит полностью проффесионального актера.
- Ты мне только что рассказывал, что помогал студентам, подтягивал их перед экзаменами, расскажи подробнее.
Эдуард Безродный: Да, моя жена, бывшая уже к сожалению, но мы до сих пор остаемся в самых замечательных человеческих и дружеских отношениях, Майя Струнникова, преподает на актерском курсе Академии Культуры. Волею судьбы, тот педагог, который набирал нас студентами в театральный институт - Игорь Борис, он теперь набрал курс в Академии Культуры. И вот он взял теперь свою студентку, Майю, второй раз, уже преподователем. Ее очень любят студенты. Майя - педагог новых взглядов, не эгоистичных. Многие педагоги актерских факультетов очень ревнивы, признают только свою школу. Я знаю достоверно, что студентам Университета Искусств им. Котляревского запрещено официально смотреть спектакли с моим участием.
- Да ты что!!?
Эдуард Безродный: Да, к примеру, есть такой преподаватель Александр Аничев. Бывший актер, стал театральным критиком, он каждую лекцию начинает с вреда Эдуарда Безродного в искусстве.
- Я тебя спросила, помогаешь ли ты студентам? Так все же, помогаешь или развращаешь?
Эдуард Безродный: Майя - она взглядов, передовых. Считает, что студенты должны знать разнообразные школы, так что вот ее студентам я помогаю.
- Расскажешь мне, чем ты занимался в театре Шевченко? О своих самых интересных работах?
Эдуард Безродный: За двадцать один год сыграл много ролей у разных режиссеров, но условно все это можно разделить на четыре этапа. В каждом были какие-то открытия, моменты становления меня, как актера.
Первая моя главная роль была в спектакле режиссера Алексея Кравчука. Сейчас он режиссер луганского театра. Он ставил спектакль «Сны Кристиана», по мотивам пьесы Ганса Христиана Андерсена «Сказочник Олле-Луккойле». Андерсен, кроме сказок, писал еще и пьесы для театра. Алексей - режиссер сюрриалистического, авангардного направления, т.е он взял обычную сказку, и каким-то образом нашел сходные темы и обьединил ее с «Фаустом» Гете, «Три сестры» Чехова и «Преступление и наказание» Достоевского. Т.е. на базе сказки, по сюжету, главный герой засыпает и видит двенадцать снов, так что на сцене развивается не реальность а его сны.
- Я помню афиши этого спектакля, но сейчас он не идет уже, да?
Эдуард Безродный: Да, этот спектакль уже сняли. Но, я считаю, что это невероятное везение, второкурсником попасть в такой проект. Меня буквально бросили в воду еще неумеющего плавать, но природа сработала и позволила выплыть. И я получил тот удачный первый шаг который и сформировал мою последующую дорогу, дал начало тому, что происходило потом в моей жизни.
Затем был этап, когда в театр пришел Владимир Кучинский, он взял спектакль «Вишневый сад» Чехова и меня на роль Пети Трофимова. Он развернул понимание об актере, о театре, совершенно другим ракурсом, дал совершенно другой взгляд на то, как можно подходить к роли: трепетно и с боязнью. Он научил, что все спектакли можно играть о театре и все роли , что бы ты не играл - об актере. Таким образом он приближал актерам понимание роли, и это давало очень убедительную, сакральную атмосферу, которая завораживала зрителя.
Третий этап начался когда в театр пришел Жолдак, скандальный режиссер вырвавшийся на уровень Европы и Америки. Но сейчас оперу поставил в Мариинском театре. Это чистый сюрриалист, последователь Боба Вилсона, Тарковского, Параджанова. Конечно же, он на благодатную почву моих привязанностей пришел. Он дал мне то, к чему взывала моя душа. Это самый большой период с одним и тем же режиссером - десять лет, и самый плотный. Все главные роли в его проектах играл я. Это человек с которым я объездил семнадцать стран мира. И когда его со скандалом убрали из театра и запретили его спектакль «Ромео и Джульетта», а я там играл Тибальда, я уехал с ним в Берлин, и работали вместе уже там. Об этом человеке сложно говорить. Это человек ребус, загадка, человек противоречие. И самый большой прорыв, который не касается ни профессии, ни понимания, ни философии, а какой-то прорыв на уровне Вселенной, на уровне клеточной природы человека, случился у меня именно с ним. Я сыграл у него Гамлета, Беляева в Тургеневе, «Слуга двух господ», роль Арлекино. Но, наверное, Жолдак - это отдельное интервью. Это был период открытий, взлетов, познаний, страшных скандалов и примерений между нами. Даже не представляю, как о нем говорить. Но, я думаю, что и Харьков, и Украина, помнят этот смерч по имени Жолдак, пронесшийся по ним.
Четвертый этап: сейчас я подошел к завершению четвертого этапа и началу пятого. Год назад в наш театр пришел режиссер Александр Аркадин-Школьник. Пришел с идеей очень легкой американской коммерческой пьесы «Примадонны», которая сейчас побила все рекорды в стране по количеству просмотров, и предложил мне роль в ней. Для меня согласие на этот шаг прошло через глубокие сомнения. Т.к я позиционирую себя как сюрриалист, и актер играющий элитарное, не комерческое.А здесь такая простенькая комедия и я откровенно сказал это режиссеру. Но он сказал мне фразу которая меня подкупила: «Да мы будем делать смешную забавную вещь, но мне не нужен твой коммический талант или талант перевоплощения. Мне нужно, что бы ты через через мою работу помог людям поверить в жизнь. Я буду ставить коммедию со слезой». Изначально был период отстраненного отношения к роли, даже цинничного. Но, чем больше я работал с этим человеком, тем больше этот человек разрушал во мне стериотип того, что я делаю высокое искусство, а это ширпотреб. Он доказал мне в ходе этой работы, что нет различия между глубоким и простым, главное нести послание, идею, которая войдет в сердце. Мы сыграли премьеру и этот человек не разочаровал меня, не обманул тем, что чем дальше я играю, тем как ни странно, во мне открываются более глубинные человеческие чувственные ноты в глубоких, изначально вознесенных к небесам постановках.
- Слушай, но ты говоришь мне о работе, а я хочу говорить о тебе, а не о твоих режиссерах. Что помогло сформироваться этому феномену по имени Эдуард Безродный?
Часто говорят о родителях, религии философии, а что создало тебя?
Эдуард Безродный: Я думаю то, что я все эти годы на самом деле, в разных ролях и ипостасях, через таких разных персонажей, говорил со сцены об одном. Я очень рано в юном возрасте испытал потерю любви, с тех пор, я все время живу с тоской. И это, видимо, создает какую-то тень, тайну, которая делает меня интересным публике.
- Но ты же не только актер, ты еще и замечательный поэт, совершенно безумный художник, расскажешь об этом?
Эдуард Безродный: Я не разделяю виды искусства. Все, что я делаю - это я, и все это об одном и том же.
-У нас в Харькове очень много театральных лабораторий, студий и т.п. Ты видишь множество молодых актеров, как тебе кажется, актерское ремесло в молодых актерах развивается или наоборот гаснет?
Эдуард Безродный.: Общая тенденция - разрушение. Но, конечно, в самом забетонированном районе пробьется через трещины трава. Я столкнулся с театром «Прекрасные Цветы», им руководит Игорь Ключник, ставил для них спектакль. Я думаю, что за ними будущее, и что это именно тот бриллиант, который среди всей этой ситуации, не радующей, живет. Понятно, что все хорошее утягивается от нас, этот театр получает приглашения и контракты все дальше и дальше от Украины, хотя и стараются делать хоть что-то в Харькове и хоть как-то звучать здесь. Их направление - это как раз направление не имеющее сюжета в общепринятом значении, не имеющее оценки добра и зла, не имеющее оценки ситуации, но охватывающее что-то глубинное, подающее это в легкой, довольно забавной форме. Я думаю, что театр будет развиваться туда, куда идут «Прекрасные цветы» .
- Спасибо тебе за рекомендацию, обязательно поинтересуюсь ими! Я надеюсь, что и в мою жизнь сквозь бетон невежества и ничтожества будет пробиваться что-то прекрасное!
Ps: Как-то раз ждала когда Эдик освободится после спектакля. Влетает он в гримерку, здаровается, скидывает халат и остается белье в шикарных круживных чулках!! Я, конечно, завизжала))) Пришлось парню меня водой отпаивать и объяснять,что он ниченго такого и что в ходе спектакля его герой-жулик переодевается в женщину. Посмеялись))) А спектакль "Примадонны" ;)