«Площадь Революции» - под бдительным взором бронзовых глаз.

Mar 28, 2015 21:45

Две недели прошло с предыдущего закрытия (см. репортаж со ст. «Сухаревская», где подробно объяснено, зачем это делается), и вот пришло время Арбатско-Покровской линии. Сегодня центральный участок АПЛ от «Киевской» до «Курской» закрыт на ремонт на сутки.

Репортаж сегодня будет с одной из самых знаковых станций для Москвы - с «Площади Революции». Станция строилась в рамках II очереди и была открыта на Арбатской-Покровской линии в составе участка «Улица Коминтерна» - «Курская» 13 марта 1938 г. Для Московского метро это было всего лишь второе продление. После открытия участка в метро появились две отдельные линии: «Сокольники» - «Парк Культуры им. Горького» и «Киевская» - «Курская».

Об истории Арбатско-Покровской линии можно подробно почитать здесь.






2. Пока группа журналистов собирается, все дружно фотографируют девушку Александру, которая без устали повторяет в мегафон информацию о закрытии линии. Уже закончилась съёмка, а Александра всё продолжала оповещать пассажиров. Правда, многие всё равно подходят, пытаются уточнить, точно ли закрыта вся станция, а нельзя ли как-нибудь пройти... А может просто не стоило вешать рядом щит с предложением «пользоваться противоположным вестибюлем»?



3. Журналисты внимательно слушают, а бронзовый матрос-сигнальщик с «Марата» внимательно наблюдает за происходящим.



4. Как и в прошлое закрытие, основные работы ведутся на верхнем строении пути. Про термитную сварку подробно рассказывалось в прошлый раз.



5. Заглянем и в тоннели. На трёх из четырёх тоннелей, отходящих от станции, расположены камеры съездов. Сначала I путь в сторону «Курской». Слева примыкает ССВ с Замоскворецкой линии, она построена вместе со станцией.



6. Теперь самая интересная камера съездов: II путь в сторону «Арбатской». Сейчас поезда с пассажирами идут по правому тоннелю на ст. «Арбатская», но так было не всегда. До 5 апреля 1953 г. поезда шли по левому тоннелю и выходили на станции, которая сейчас называется «Александровский сад», в 1938 г. была «Улицей Коминтерна», а с декабря 1946 г. по ноябрь 1990 г. носила название «Калининская». Сейчас по этому маршруту поезда каждый день ходят с Филёвской линии в ТЧ «Измайлово», но уже без пассажиров.



7. Параллельный I путь и такая же камера съездов. Сами камеры тоже уникальны: они были сооружены без перерыва движения поездов, сначала была построена камера, а потом разобраны тюбинги старого тоннеля. Но в лотке остались старые тюбинги.



А теперь воспользуемся моментом и хорошенько осмотрим одну из самых красивых станций Московского метро, памятник истории и культуры, творение таких великих мастеров, как архитектор А. Н. Душкин и скульптор М. Г. Манизер.

8. Станция - пилонная. Между центральным и боковыми залами были сделаны 10 проходов. Каждый проход изначально был обрамлён четырьмя бронзовыми скульптурами. Таким образом, всего на станции было 80 скульптур, но каждая фигура повторяется 4 раза, то есть уникальных образов только 20. Скульптуры размещены попарно вокруг прохода, в углу пилона, при этом одни и те же пары скульптур расположены и с внешней, и с внутренней стороны двух противоположных относительно центрального зала проходов. Поскольку скульптуры несимметричны, то для сохранения своего задуманного положения и во избежание необходимости делать зеркальные пары они расположены в проходах крест-накрест.



9. Стены отделаны уфалейским мрамором.



10. Над дубовыми сидениями - инкрустации мраморного оникса.



11. Раньше на станциях было гораздо больше таких вот металлических указателей.



12. Обрамление вентиляционной решётки.



Итак, изначально проходов было десять, но сейчас их только восемь. Кроме того скульптур уже только 76, вместо бывших 80-ти. Почему так?

13. Перед вам наклонный ход, выводящий в западный вестибюль, объединённый с вестибюлем ст. «Театральная». Этот вестибюль работает с самого первого дня работы станции, кроме того до 1946 г. только через него можно было сделать пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию. Перехода в центре зала ещё не было. Не было на станции и гермозатворов, полностью закрывающих центральный зал. Гермозатвор поднимается из пола станции, его хорошо видно в проёме зала. При его установке пришлось закрыть первый проход между пилонами. Скульптуры при этом остались на своих местах.



Фотографий скульптур Манизера довольно много. Мне хотелось в первую очередь показать выражения лиц. При осмотре надо помнить, что станция была построена ещё до войны, однако общая военизированность страны даёт о себе знать. Собственно революции посвящены только первые 2 пары скульптур.

14. Первая пара, та самая, что лишилась арки: революционный рабочий.



15. И ещё один.



16. Вторая пара: матрос с Авроры.



17. И крестьянин с берданкой.



Дальше скульптуры рассказывают о жизни страны в 1938 г. Соцреализм во всей красе.

18. Матрос сигнальщик с линкора Марат - это самый мощный корабль в СССР того времени в действительности бывший линкор Р. И. Ф. Петропавловск.



19. Девушка-парашютистка.



20. А эта замечательная девушка на самом деле «ворошиловский стрелок». На груди у неё значок.



21. На ногах - туфельки, попирающие мишень.



22. А на неё во все глаза смотрит пограничник с собакой - самая известная скульптура.



23. Присмотритесь к прикладу винтовки.



24. И здесь. На верхней фотографии приклад деревянный, и нет затвора. На трёх других фигурах с прикладом всё в порядке. Сложно сказать, что это - недавний вандализм или следы войны. Дело в том, что в войну скульптуры эвакуировали и потом собирали буквально по частям. Чего-то могло и не хватить. Всё-таки оторвать приклад при всём честном народе как-то тяжело. А вот с наганом у матроса такое случается.



25. Ну и, наконец, всеми любимая собака. Или собаки, их же четыре. У всех четырёх носы натёрты до блеска и даже порядком стёрты. В каждом уважающем себя городе есть что-то, что надо потереть на удачу. В Стокгольме, например, маленького мальчика в старом городе, в Осло - сердитого малыша во Фрогнер-парке, в Вероне - грудь Джульетты. А в Москве - этого пса. Собаку зовут Индус (так звали собаку самого известного пограничника-инструктора Н. Ф. Карацупы), но все привыкли звать её Мухтар. А мальчик Травка из замечательной детской повести 50-х звал её Вихрь.



26. Метростроевец с отбойным молотком.



27. Может и стахановец, но мне почему-то хочется верить, что метростроевец.



28. Замечательная пара. Молодой смущённый механизатор...



29. Отвернулся от весёлой птичницы.



30. Она явно тоже смущена, делает вид, что гладит петуха.



31. Студент.



32. И студентка. Не смотрят друг на друга, все в учёбе.



33. Молодой перспективный инженер.



34. Футболист.



35. Какой профиль.



36. И спортсменка-дискобол. Она явно используется так же, как Джульетта в Вероне. Правда, Мухтар популярнее.



37. Мама с мальчиком.



Ещё три скульптуры сфотографировать не успел. Среди них две последних с пионерами. Вот их только по две пары. Потому что 21 декабря 1947 г. на станции открыли новый выход. Десятый проём был замурован для строительства натяжной камеры, соответственно, остались только внешние пары фигур.

38. Вид на наклон в вестибюль 1947 г.



39. В 1974 г. был открыт ещё один переход между станциями «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (сейчас - «Театральная»). Выходы из него расположены перед примыканием наклонного входа старого вестибюля.



40. Ну и напоследок: первый раз при временном закрытии станции, её - конкретно, «Бауманскую» - буквально вымарали из указателей. Будто бы и не было. Но мы-то знаем :)



В очередной раз спасибо пресс-службе Московского метрополитена за возможность в спокойной обстановке посмотреть такую красоту.

Арбатско-Покровская линия, ремонт

Previous post Next post
Up